Использование хеджирования на международных торговых площадках
Хеджирование становится все более популярным механизмом среди институциональных клиентов, и многие инвестиционные компании вводят инструмент хеджирования в линейку своих продуктов. Так, например, ИГ "Антанта-Пиоглобал" создала управление биржевых товаров, которое занимается именно разработкой программ хеджирования на международных площадках для клиентов Группы. Так, для клиентов нефтеперерабатывающей промышленности была разработана гибкая программа хеджирования от неблагополучного изменения цен на нефть. Программа включает в себя анализ информации о необходимости проведения операции, оценку рисков, выбор биржевого инструмента, цена на бирже на который соответствует рыночной цене хеджируемого инструмента. В зависимости от целей выбирается стратегия, приемлемая для клиента и зависящая от ситуации на рынке. Затем осуществляется выход на международные биржи. Процесс открытия позиции не вызывает технических сложностей и не требует трудоемких операций (в отличие от форварда). Нет необходимости становиться признанным участником рынка, приобретать доверие партнера. Каждый участник торгов застрахован от недобросовестного исполнения обязательств контрагентом через систему клиринговой палаты, а также защищен законодательством.
Для хеджирования наших "нефтяных" клиентов используются две основные нефтяные биржи - NYMEX (Нью-Йоркская товарная биржа) и IPE (Международная нефтяная биржа в Лондоне). В первом случае подборка инструментов и их характеристики лучше всего отвечают потребностям наших клиентов. Здесь следует отметить сложность выбора биржевого инструмента, поскольку в случае с российскими нефтеперерабатывающими компаниями или дистрибьюторами топлива ситуация складывается не в их пользу. На российском рынке цена топлива/нефти не зависит напрямую от мировых цен на нефть, на ценообразование оказывают влияние многие факторы, в том числе налоги и пошлины. Поэтому хеджируемый продукт не всегда соответствует идентичному, на первый взгляд, на бирже. Также нельзя не учитывать и разницу во времени с Москвой. В этом случае лучше всего подходит IPE. Хотя по мере внедрения новых технологий и разного рода торговых платформ большинство мировых биржевых площадок перешли на круглосуточный режим торговли онлайн, что упрощает получение доступа к реальной информации и торгам.
При выборе стратегии хеджирования следует руководствоваться прежде всего определением рисков, присущих сделкам с реальным товаром, которые желает застраховать клиент. В настоящее время, если взять нефтяной сектор, большинство клиентов пытаются устранить ценовой риск, поскольку при существующей волатильности рынка нефти практически отсутствует техническая возможность просчитать уровень цен даже на 1 мес. вперед. Поэтому наиболее приемлемый способ хеджирования - открытие противоположной позиции относительно реальной операции: товар держится до оговоренного срока или торги закрываются каждые 5 дней, что дает возможность зафиксировать прибыли/убытки.
Хеджирование рисков должно стать неотъемлемым бизнес-процессом любой компании, включая финансовые институты, и развитие фьючерсной торговли в России не только укрепит позиции российских бирж и национальных компаний на международной арене, но и позволит частным компаниям планировать свои доходы.
Что дает хеджирование
Несмотря на издержки, связанные с хеджированием, и многочисленные трудности, с которыми компания может столкнуться при разработке и реализации стратегии хеджирования, его роль в обеспечении стабильного развития достаточно велика:
- существенное снижение ценового риска, связанного с закупками сырья и поставкой готовой продукции;
- хеджирование высвобождает ресурсы компании и помогает управленческому персоналу сосредоточиться на основных аспектах бизнеса, минимизируя риски, а также увеличивает капитал, уменьшая стоимость использования средств и стабилизируя доходы;
- хедж не пересекается с обычными хозяйственными операциями и позволяет обеспечить постоянную защиту без необходимости менять политику запасов или заключать долгосрочные форвардные контракты;
- во многих случаях хедж облегчает привлечение кредитных ресурсов: банки учитывают захеджированные залоги по более высокой ставке; это же относится и к контрактам на поставку готовой продукции.
Таким образом, в мировой практике применение различных финансовых инструментов хеджирования уже давно стало неотъемлемой частью хозяйственной деятельности крупнейших компаний, предоставляемыми мировыми рынками для осуществления хеджирования.
Например, сингапурская авиакомпания Singapore Airlines Ltd. хеджирует около половины объема потребляемого авиационного топлива посредством фьючерсных контрактов в Сингапуре. Эти операции позволили авиакомпании сэкономить 140 млн. сингапурских долларов в прошлом финансовом году и 66 млн. в позапрошлом. Фактически, сегодня авиакомпаниями в развитых странах хеджируется 30-60% потребляемого топлива.
Другой пример. Штат Техас в США накопил уникальный опыт хеджирования налоговых поступлений в бюджет. Казна Техаса зависит от подобных поступлений с нефтяных компаний на четверть. После падения цен на нефть в середине восьмидесятых годов до $11 за баррель бюджет штата недосчитался $3,5 млрд., что было весьма болезненно. Для того чтобы такая ситуация не повторилась в будущем, была разработана программа хеджирования налоговых поступлений с помощью опционов на нью-йоркской бирже NYMEX. Программа была составлена таким образом, что фиксировалась минимальная цена нефти ($21,5 за баррель), а при росте цен на нефть штат получал дополнительные поступления в полном объеме.
Практические шаги на пути к успешному хеджу:
Шаг 1. Определите вероятность и величину потерь от неблагоприятного изменения цен на рынке.
Шаг 2. Определите возможность страхования от таких потерь с помощью финансовых инструментов хеджирования.
Шаг 3. Определите затраты на хеджирование в зависимости от используемых финансовых инструментов.
Шаг 4. Сопоставьте величину возможных потерь в случае отказа от хеджа. Если предполагаемые потери окажутся меньше затрат на хеджирование, то разумнее будет отказаться от хеджа.
Шаг 5. Разработайте стратегию хеджирования, учитывая вид актива, который подлежит страхованию, срок страхования, приемлемые для компании затраты на осуществление хеджирования, конкретный рынок.
Шаг 6. Определите эффективность проведения хеджевых операций в контексте с основной деятельностью компании.