Финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
Систему управления предприятием можно представить как совокупность взаимосвязанных функций планирования, учета, анализа и принятия управленческих решений (рисунок 1.2). Планированиеопределяет основные направления и содержание деятельности предприятия. Учет обеспечивает сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для контроля и анализа выполнения планов и финансово-хозяйственных процессов. Однако для управления производством нужно иметь представление не только о результатах производственной деятельности, но и о характере происходящих изменений. Осмысление и понимание информации достигаются с помощью анализа финансово-хозяйственной деятельности. В процессе анализа учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности, выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и др. С помощью анализа хозяйственной деятельности достигается осмысление, понимание информации. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Таким образом, анализ финансово-хозяйственной деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений.
Рис. 1.2.Место экономического анализа в системе управления
Роль анализа финансово-хозяйственной деятельности как средства управления предприятием с каждым годом возрастает. Это обусловлено необходимостью неуклонного повышения эффективности производства, переходом к рыночным отношениям, использованием новых форм хозяйствования. В этих условиях руководитель предприятия не может рассчитывать только на интуицию. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли анализа финансово-хозяйственной деятельности, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях могут привести к значительным потерям.
Содержание анализа, его предмет и целевая направленность формируют его задачи, среди которых можно выделить следующие:
1. Изучение характера действия экономических законов в конкретных условиях деятельности предприятия.
2. Выявление закономерностей и тенденций изменения показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
3. Оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов.
4. Анализ положения предприятия на рынке товаров, работ и услуг.
5. Анализ использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов и основных производственных фондов.
6. Изучение влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности.
7. Выявление резервов повышения эффективности функционирования предприятия на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.
8. Разработка управленческих решений и мероприятий по использованию выявленных резервов.
9. Научное обоснование текущих и перспективных планов. Без глубокого экономического анализа результатов деятельности предприятия за прошлые годы (5-10 лет) и без обоснованных прогнозов на перспективу, без изучения закономерностей развития экономики и предприятия, без выявления имевших место недостатков и ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариант управленческого решения.
10. Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Анализ должен проводиться не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы.
11. Оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса.