Методика анализа прибыли и рентабельности
Анализ прибыли проводят в целом по предприятию, его подразделениям, видам деятельности.
В процессе анализа:
Ø Изучают выполнение плана и динамику прибыли
Ø Выявляют отклонения фактических результатов от плановых
Ø Изучают основные факторы, повлиявшие на величину прибыли и рентабельности
Ø Изыскивают резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности, разрабатывают мероприятия по их использованию
Наиболее важным моментом анализа прибыли и рентабельности является изучение влияющих на них факторов.
Поэтому в процессе анализа необходимо определить степень воздействия каждого фактора в отдельности:
Ø Товарооборота
Ø Валового дохода
Ø Издержек обращения
Ø Внереализационных доходов и расходов
Влияние на прибыль каждого фактора определяется следующим образом:
1. Влияние товарооборотаопределяют умножением планового уровня рентабельности на величину отклонения фактического товарооборота от плана и делением результата на 100.
s Прибыли изм. О = У рент. план. х (О факт. – О план.) : 100
s - сумма прироста прибыли
2. Влияние изменения среднего уровня валового доходаопределяется умножением фактической суммы товарооборота на размер отклонения фактического уровня валового дохода от планового и делением результата на 100.
s Прибыли (УВд) = (УВд факт. – УВд план.) х О факт. : 100
3. Влияние изменения уровня издержек обращенияопределяют умножением фактической суммы товарооборота на размер отклонения фактического уровня издержек обращения от планового и делением результата на 100.
s Прибыли (УИО) = (УИО факт. – УИО план.) х О факт. : 100
Влияние на прибыль каждого из этих факторов можно определить другим способом:
Ø Плановый уровень по каждому показателю пересчитывается на фактический товарооборот
Ø Отклонение отчетных данных от пересчитанных (скорректированных) покажет влияние на прибыль каждого фактора
(данная методика изложена выше )
На сумму прибыли от реализации оказывает большое влияние изменение розничных цен.
Повышение цен приводит к увеличению товарооборота, а следовательно, к росту прибыли. И наоборот, снижение цен на товары уменьшает прибыль.
Влияние данного фактора определяют путем умножения базисного (планового или прошлого года) уровня прибыли от реализации товаров на разницу между товарооборотом фактическим и плановым и делением полученного результата на 100.
s Прибыли, реал. = У приб.план. х (О факт. – О план.) : 100
(изм.цен)
На бухгалтерскую прибыль, кроме того, влияютизменения сумм прибыли (или убытков) от реализации основных средств и других активов, а также внереализационные доходы, расходы, потери и убытки.