Методические указания к разработке отчета о выполнении
Расчетно-графической работы.
Основная цель выполнения расчетно-графической работы заключается в демонстрации возможностей студента в сфере обобщения фактов, обосновании выводов, разработке практических рекомендаций, прогнозировании возможных изменений результатов расчетов при определенных изменениях внешней среды.
Для достижения данной цели студент должен выполнить следующие задачи:
- идентифицировать факторы эффективности программы энергосбережения, провести их качественную и количественную оценку;
- определить на качественном уровне цель программы энергосбережения, выбрать и обосновать показатель цели программы, наиболее адекватно отражающий специфику энергосберегающих проектов;
- на основе идентификации факторов влияния разработать ряд стратегий, предполагающих учет большого количества различных факторов;
- разработать систему критериев отбора мероприятий по энергосбережению и объектов энергопотребления для включения в программу энергосбережения в рамках конкретной стратегии;
- определить ресурсное обеспечение стратегий реализации программы энергосбережения, структуру и объем финансирования отдельных направлений программы, а также схему перераспределения ресурсов в условиях многовариантных расчетов и ограниченности ресурсов;
- провести технико-экономическое обоснование стратегий, предложенных в рамках задания к выполнению расчетно-графической работы;
- провести оценку экономической эффективности стратегий энергосбережения в рамках статического и динамического варианта программы;
- провести оценку чувствительности результатов реализации программы энергосбережения в условиях изменения параметров программы в широком диапазоне;
- разработать практические рекомендации по применению результатов расчетов при формировании программы энергосбережения промышленного предприятия.
На основе решения данных задач студент должен разработать отчет о выполнении расчетно-графической работы, структурные элементы которого представлены на схеме 1.
При разработке отчета о расчетно-графической работе студент должен четко понимать, что он не специалист по проведению расчетов на калькуляторе или в среде Excel, а финансовый аналитик, использующий результаты расчетов как средство для подготовки выводов и разработки практических рекомендаций по применению результатов работы.
Именно поэтому в отчет следует включать только таблицы, содержащие результаты о промежуточных и конечных результатах расчетов. Все остальные таблицы, используемые в качестве рабочих, необходимы только для проведения работы, а не для заполнения отчета. Их использование ведет к нарушению целостности и комплексности отчета, затрудняет восприятие общей картины работы.
Каждая таблица, отражающая промежуточный результат программы, должна быть сопровождена выводами и заключениями студента, сделанными на основе анализа данных.
Рис. 3. Структурная схема разработки отчета
о выполнении расчетно-графической работы.
Таблица 6б.
Система начисления баллов по итогам выполнения РГР №1
№ п/п | Элемент работы | Оценка в баллах | Условие присуждения дополнительных баллов | Бонус | Итого |
Основной блок работы | |||||
1.1. | Разработка стратегии энергосбережения в соответствии со своим вариантом | Превосходство результатов разработанной стратегии над результатами предложенных стратегий | |||
1.2. | Оценка эффективности стратегии энергосбережения | Разработка матрицы оценки во всем диапазоне изменения входных данных | |||
1.3. | Ответы на вопросы теста | ||||
1.4. | Разработка вывода по итогам расчетно-графической работы | ||||
Итого по основному блоку работы | |||||
Дополнительный блок работы | |||||
2.1. | Самостоятельная разработка дополнительного теста | ||||
2.2. | Подготовка и опубликование статьи | ||||
2.3. | Выступление на Туполевских, Спиридоновских и иных чтениях | При условии занятия призового места | |||
Итого по дополнительному блоку работы | |||||
Итого по расчетно-графической работе |
Таблица 7.
Потребление тепловой энергии, Гкал/год | ||||||||||||||||||||
Наименование объектае объекта | Варианты задания | |||||||||||||||||||
Школа злословия | ||||||||||||||||||||
Институт благородных девиц | ||||||||||||||||||||
Школа жизни | ||||||||||||||||||||
Сады Гесперид | ||||||||||||||||||||
Лицей - "Царское Село" | ||||||||||||||||||||
Школа юных сурков | ||||||||||||||||||||
Висячий сад Семирамиды | ||||||||||||||||||||
Театр "Вальпургиева ночь" | ||||||||||||||||||||
Д/с "Сектор Газа" |
Таблица 7а.
Тарифы на потребляемую энергию, руб./Гкал | ||||||||||||||||||||
Наименование объекта | Варианты задания | |||||||||||||||||||
Школа злословия | 175,6 | 183,6 | ||||||||||||||||||
Институт благородных девиц | 175,6 | 183,6 | ||||||||||||||||||
Школа жизни | 238,6 | 246,6 | ||||||||||||||||||
Сады Гесперид | 238,6 | 246,6 | ||||||||||||||||||
Лицей - "Царское Село" | 238,6 | 246,6 | ||||||||||||||||||
Школа юных сурков | 215,6 | 223,6 | ||||||||||||||||||
Висячий сад Семирамиды | 215,6 | 223,6 | ||||||||||||||||||
Театр "Вальпургиева ночь" | 215,6 | 223,6 | ||||||||||||||||||
Д/с "Сектор Газа" | 215,6 | 223,6 |
Таблица 8.
Потребление электрической энергии, тыс. кВт-ч/год | ||||||||||||||||||||
Наименование объекта | Варианты задания | |||||||||||||||||||
Школа злословия | ||||||||||||||||||||
Институт благородных девиц | ||||||||||||||||||||
Школа жизни | ||||||||||||||||||||
Сады Гесперид | ||||||||||||||||||||
Лицей - "Царское Село" | ||||||||||||||||||||
Школа юных сурков | ||||||||||||||||||||
Висячий сад Семирамиды | ||||||||||||||||||||
Театр "Вальпургиева ночь" | ||||||||||||||||||||
Д/с "Сектор Газа" |
Таблица 8а.
Тарифы на потребляемую энергию, руб./1000 кВт-ч | ||||||||||||||||||||
Наименование объекта | Варианты задания | |||||||||||||||||||
Школа злословия | ||||||||||||||||||||
Институт благородных девиц | ||||||||||||||||||||
Школа жизни | ||||||||||||||||||||
Сады Гесперид | ||||||||||||||||||||
Лицей - "Царское Село" | ||||||||||||||||||||
Школа юных сурков | ||||||||||||||||||||
Висячий сад Семирамиды | ||||||||||||||||||||
Театр "Вальпургиева ночь" | ||||||||||||||||||||
Д/с "Сектор Газа" |
Таблица 9.
Мероприятия по теплосбережению | ||||||||||||||||||||
Наименование | Затраты, тыс. рублей | |||||||||||||||||||
Варианты задания | ||||||||||||||||||||
Мероприятие №1 | ||||||||||||||||||||
Мероприятие №2 | ||||||||||||||||||||
Мероприятие №3 | ||||||||||||||||||||
Наименование | Процент снижения энергопотребления, % | |||||||||||||||||||
Мероприятие №1 | 0,29 | 0,28 | 0,27 | 0,26 | 0,25 | 0,28 | 0,27 | 0,25 | 0,26 | 0,24 | 0,25 | 0,27 | 0,26 | 0,29 | 0,28 | 0,27 | 0,25 | 0,26 | 0,24 | 0,25 |
Мероприятие №2 | 0,16 | 0,18 | 0,17 | 0,16 | 0,15 | 0,17 | 0,18 | 0,19 | 0,15 | 0,16 | 0,19 | 0,17 | 0,16 | 0,16 | 0,18 | 0,18 | 0,19 | 0,15 | 0,16 | 0,19 |
Мероприятие №3 | 0,21 | 0,2 | 0,22 | 0,19 | 0,21 | 0,2 | 0,18 | 0,16 | 0,19 | 0,17 | 0,16 | 0,22 | 0,19 | 0,21 | 0,2 | 0,18 | 0,16 | 0,19 | 0,17 | 0,16 |
Мероприятия по электросбережению | ||||||||||||||||||||
Наименование | Затраты, тыс. рублей | |||||||||||||||||||
Варианты задания | ||||||||||||||||||||
Мероприятие №1 | ||||||||||||||||||||
Мероприятие №2 | ||||||||||||||||||||
Мероприятие №3 | ||||||||||||||||||||
Наименование | Процент снижения энергопотребления, % | |||||||||||||||||||
Мероприятие №1 | 0,19 | 0,22 | 0,24 | 0,19 | 0,26 | 0,15 | 0,16 | 0,18 | 0,17 | 0,22 | 0,18 | 0,16 | 0,18 | 0,19 | 0,16 | 0,17 | 0,18 | 0,22 | 0,21 | 0,23 |
Мероприятие №2 | 0,16 | 0,18 | 0,14 | 0,16 | 0,18 | 0,17 | 0,16 | 0,15 | 0,16 | 0,19 | 0,17 | 0,16 | 0,19 | 0,21 | 0,2 | 0,18 | 0,16 | 0,19 | 0,17 | 0,16 |
Мероприятие №3 | 0,12 | 0,15 | 0,18 | 0,1 | 0,19 | 0,21 | 0,22 | 0,19 | 0,21 | 0,2 | 0,18 | 0,19 | 0,17 | 0,16 | 0,2 | 0,18 | 0,16 | 0,19 | 0,18 | 0,14 |
Бюджет программы энергосбережения, тыс. рублей | ||||||||||||||||||||
Бюджет программы, тыс. рублей | Варианты задания | |||||||||||||||||||
Таблица 10.
Сводная таблица параметров программы ресурсосбережения
Оценка экономических характеристик программы теплосбережения | ||||||||||||||
№ п/п | Наименование объекта | Потребл. тепловой энергии в год, Гкал | Тариф, руб./Гкал | Платежи за энергию, тыс. руб. | Затраты на мероприятия, тыс. руб. | Предполагаемое снижение потребления тепла, % | Снижение потребления, тыс.руб | Эффект программы, тыс. руб. | Эффективность программы | |||||
Школа злословия | ||||||||||||||
Институт благородных девиц | ||||||||||||||
Школа жизни | ||||||||||||||
Сады Гесперид | ||||||||||||||
Лицей - "Царское Село" | ||||||||||||||
Школа юных сурков | ||||||||||||||
Висячий сад Семирамиды | ||||||||||||||
Театр "Вальпургиева ночь" | ||||||||||||||
Д/с "Сектор Газа" | ||||||||||||||
Итого | ||||||||||||||
Оценка экономических характеристик программы электросбережения | ||||||||||||||
№ п/п | Наименование объекта | Потребл. энергии в год, кВт-ч | Тариф, руб./кВт-ч | Платежи за энергию, тыс. руб. | Затраты мероприятия, т.р. | Предполагаемое снижение потребления энергии, % | Снижение потребления, тыс.руб | Эффект программы, тыс. руб. | Эффективность программы | |||||
Школа злословия | ||||||||||||||
Институт благородных девиц | ||||||||||||||
Школа жизни | ||||||||||||||
Сады Гесперид | ||||||||||||||
Лицей - "Царское Село" | ||||||||||||||
Школа юных сурков | ||||||||||||||
Висячий сад Семирамиды | ||||||||||||||
Театр "Вальпургиева ночь" | ||||||||||||||
Д/с "Сектор Газа" | ||||||||||||||
Итого | ||||||||||||||
Таблица 11.
№ п/п | Наименование плана мероприятий | Программа теплосбережения | Программа электросбережения | ||
Эффект, тыс. руб. | Эффективность | Эффект, тыс. руб. | Эффективность | ||
«Хризантема» | |||||
«Гладиолус» | |||||
«Вишня» | |||||
«Дуб» | |||||
«Секвойя» | |||||
«Ваш выбор» | |||||
Условно оптимальный вариант |
Таблица 12.
Матрица оценки эффективности решений в сфере электросбережения | |||||
Наименование плана | Факторы эффективности | ||||
Количество объектов | Совокупное качество объектов, участвующих в программе | Совокупное качество мероприятий в рамках программы | Соотношение цена-качество | Уровень тарифов | |
"Хризантема" | |||||
"Гладиолус" | |||||
"Вишня" | |||||
«Дуб» | |||||
«Секвойя» | |||||
"Ваш выбор" | |||||
Матрица оценки эффективности решений в сфере теплосбережения | |||||
Наименование плана | Факторы эффективности | ||||
Количество объектов | Совокупное качество объектов, участвующих в программе | Совокупное качество мероприятий в рамках программы | Соотношение цена-качество | Уровень тарифов | |
"Хризантема" | |||||
"Гладиолус" | |||||
"Вишня" | |||||
«Дуб» | |||||
«Секвойя» | |||||
"Ваш выбор" |
Таблица 13.
Оценка результатов программы электросбережения с учетом горизонта планирования | |||||||
Наименование плана | Затраты на программу, тыс. руб. | Экономический эффект программы с учетом горизонта планирования, тыс. руб. | Эффективность программы с учетом горизонта планирования | ||||
Горизонт планирования, лет | Горизонт планирования, лет | ||||||
1 год | 3 года | 5 лет | 1 год | 3 года | 5 лет | ||
"Хризантема" | |||||||
"Гладиолус" | |||||||
"Вишня" | |||||||
«Дуб» | |||||||
«Секвойя» | |||||||
"Ваш выбор" | |||||||
Ранжирование вариантов программы электросбережения с учетом горизонта планирования | |||||||
Наименование плана | Затраты на программу, тыс. руб. | Ранжирование вариантов программы | |||||
По экономическому эффекту программы | По эффективности программы | ||||||
Горизонт планирования, лет | Горизонт планирования, лет | ||||||
1 год | 3 года | 5 лет | 1 год | 3 года | 5 лет | ||
"Хризантема" | |||||||
"Гладиолус" | |||||||
"Вишня" | |||||||
«Дуб» | |||||||
«Секвойя» | |||||||
"Ваш выбор" |
Таблица 13 а.
Таблица для расчета динамического варианта программы энергосбережения.
Наименование объекта | Потребл. энергии | Динамика тарифов по годам | Плата за энергию по годам, т.р. | Затраты мероприятия по энергосбережению по годам, тыс. руб. | Предполагаемое снижение потребления энергии, % | Предполагаемое снижение потребления энергии по годам, тыс.руб | Динамика экономического эффекта по годам, тыс. руб. | Суммарные затраты на энергосбережение, тыс. руб. | Суммарное снижение энергопотребление, тыс. руб. | Суммарный экономический эффект, тыс. руб | Эффективность программы | ||||||||||||||||||||
Годы | Годы | Годы | Годы | Годы | |||||||||||||||||||||||||||
Школа злословия | |||||||||||||||||||||||||||||||
Институт благородных девиц | |||||||||||||||||||||||||||||||
Школа жизни | |||||||||||||||||||||||||||||||
Сады Гесперид | |||||||||||||||||||||||||||||||
Лицей - "Царское Село" | |||||||||||||||||||||||||||||||
Школа юных сурков | |||||||||||||||||||||||||||||||
Висячий сад Семирамиды | |||||||||||||||||||||||||||||||
Театр "Вальпургиева ночь" | |||||||||||||||||||||||||||||||
Д/с "Сектор Газа" |
Таблица 14.
Оценка результатов программы теплосбережения с учетом горизонта планирования | |||||||
Наименование плана | Затраты на программу, тыс. руб. | Экономический эффект программы с учетом горизонта планирования, тыс. руб. | Эффективность программы с уычетом горизонта планирования | ||||
Горизонт планирования, лет | Горизонт планирования, лет | ||||||
1 год | 3 года | 5 лет | 1 год | 3 года | 5 лет | ||
"Хризантема" | |||||||
"Гладиолус" | |||||||
"Вишня" | |||||||
«Дуб» | |||||||
«Секвойя» | |||||||
"Ваш выбор" | |||||||
Ранжирование вариантов программы теплосбережения с учетом горизонта планирования | |||||||
Наименование плана | Затраты на программу, тыс. руб. | Ранжирование вариантов программы | |||||
По экономическому эффекту программы | По эффективности программы | ||||||
Горизонт планирования, лет | Горизонт планирования, лет | ||||||
1 год | 3 года | 5 лет | 1 год | 3 года | 5 лет | ||
"Хризантема" | |||||||
"Гладиолус" | |||||||
"Вишня" | |||||||
«Дуб» | |||||||
«Секвойя» | |||||||
"Ваш выбор" |
Таблица 15.
Матрица оценки эффективности стратегий программы теплосбережения при различных параметрах распределения средств и горизонте планирования | ||||||||
Параметры матрицы оценки эффективности | Ранжирование вариантов программы | |||||||
По экономическому эффекту программы | По эффективности программы | |||||||
Горизонт планирования, лет | Горизонт планирования, лет | |||||||
1 год | 3 года | 5 лет | 1 год | 3 года | 5 лет | |||
Распределение средств на программу теплосбережения, %. | "Хризантема" | |||||||
"Гладиолус" | ||||||||
"Вишня" | ||||||||
"Дуб" | ||||||||
"Секвойя" | ||||||||
"Ваш выбор" | ||||||||
"Хризантема" | ||||||||
"Гладиолус" | ||||||||
"Вишня" | ||||||||
"Дуб" | ||||||||
"Секвойя" | ||||||||
"Ваш выбор" | ||||||||
"Хризантема" | ||||||||
"Гладиолус" | ||||||||
"Вишня" | ||||||||
"Дуб" | ||||||||
"Секвойя" | ||||||||
"Ваш выбор" | ||||||||
"Хризантема" | ||||||||
"Гладиолус" | ||||||||
"Вишня" | ||||||||
"Дуб" | ||||||||
"Секвойя" | ||||||||
"Ваш выбор" | ||||||||
"Хризантема" | ||||||||
"Гладиолус" | ||||||||
"Вишня" | ||||||||
"Дуб" | ||||||||
"Секвойя" | ||||||||
"Ваш выбор" |
Таблица 16.