Бухгалтерский баланс, его виды и структура
Введение
Баланс означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности.
Балансовое обобщение информации широко применяется в учёте, анализе финансово-хозяйственной деятельности, для обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, ориентации предприятий, организаций в рыночной экономике.
Балансовое обобщение характеризуется двойственным характером отражения объектов и синтетическим обобщением информации.
Двойственный характер отражения заключается в том, что объекты показываются в балансе дважды и рассматриваются с двух точек зрения, в двух аспектах, которые зависят от вида баланса.
Существуют различные виды балансов: бухгалтерский, денежных доходов и расходов населения, баланс доходов и расходов предприятия, межотраслевой баланс, баланс платёжный, баланс трудовых ресурсов и т. д.
Балансовое обобщение информации впервые было применено для составления бухгалтерского баланса, что позволило установить имущественно-финансовое состояние предприятия, его положение в системе управления рыночной экономикой.
В экономике, как и в других сферах человеческой деятельности, общепринятым является постоянное стремление к соответствию между потребностями и возможностями их удовлетворения. Такова диалектика общественного развития. Например, объём производства должен быть увязан с объёмом заготовления производственных запасов; использование последних - с наличием рабочей силы, обеспечением средствами труда. Выпуск продукции следует учесть с потребностями рынка. В свою очередь степень удовлетворенности рынка напрямую зависит от платежеспособности потребителей.
Такая взаимосвязь предполагает сбалансированность. Применение её в теории и практике воспроизводства совокупного общественного продукта определяет содержание балансового метода.
В балансе хозяйственные средства представлены, с одной стороны, по их видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта, а с другой - по источникам их формирования и целевому назначению. Состояние хозяйственных средств и их источников показывается на определенный момент, как правило, на первое число отчетного периода в стоимостном выражении. Принимая во внимание, что их группировка и обобщение в балансе приводится и на начало года, можно утверждать, что состояние показателей приведено не только в статике, но и в динамике.
Это значительно расширяет границы познания сущности бухгалтерского баланса, его места в определении финансовой устойчивости экономического субъекта на рынке товаров, работ, и услуг.
Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учёта. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой отчетности. Среди других слагаемых метода бухгалтерского учёта двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса.
В этой двойственности не только суть закона единства противоположностей, но и основа для оценки финансового положения фирмы. С целью большей доступности понимания экономической сущности объектов, отражаемых в составе отдельных статей, в балансе дана их группировка. Потенциальные инвесторы и кредиторы изучают и оценивают содержание и отношения между отдельными группами и подгруппами актива и пассива баланса, их взаимосвязь между собой.
Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой, которая позволяет принимать обоснованные управленческие решения.
Умение читать баланс - знание содержания каждой его статьи, способа её оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия.
Умение чтения бухгалтерского баланса даёт возможность:
· получить значительный объем информации о предприятии;
· определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами;
· установить, за счёт каких статей изменилась величина оборотных средств;
· оценить общее финансовое состояние предприятия даже без расчётов аналитических показателей.
Бухгалтерский баланс является реальным средством коммуникации, благодаря которому:
· руководители получают представление о месте своего предприятия в системе аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятии решений самых разнообразных вопросов по управлению предприятием;
· аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учёта и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента;
· аналитики определяют направления финансового анализа.
Целью всей курсовой работы является отражение места, важности и значения бухгалтерского баланса.
Глава 1:
1.1 Бухгалтерская отчетность, как основной источник получения информации
Бухгалтерская отчетность - это единая система учетных данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, представляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Из этого определения следует, что данные, отраженные в бухгалтерской отчетности по существу представляют особый вид учетных записей, являющихся извлечением из текущего учета итоговых данных о состоянии и результатах деятельности организации (хозяйствующего субъекта) за определенный период. Система учетных данных (показатели), составляющих бухгалтерскую отчетность, должна выводиться непосредственно из счетов Главной книги - важнейшего регистра системы бухгалтерского учета. При этом бухгалтерский баланс представляет собой перечень сальдо счетов этой книги, а отчет о прибылях и убытках - перечень оборотов результатных счетов (до их закрытия) этой же книги. Таким образом, совокупность учетных показателей, из которых состоит бухгалтерский отчет, формируется прямо или косвенно из счетов Главной книги. Следовательно, отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могут отражать таких хозяйственных оборотов, которых не было в текущих учетных записях. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что формируемые в учете итоговые данные переходят в соответствующие отчетные формы в виде синтезированных итоговых показателей.
Бухгалтерский учет является важнейшим звеном современной системы управления деятельностью хозяйствующего субъекта (организации). Он осуществляет информационное обеспечение субъекта управления о финансово-хозяйственной деятельности. По его данным определяют результаты деятельности, как самой организации, так и ее подразделений, осуществляя повседневный контроль рациональным использованием имеющихся ресурсов, составом, структурой и способах формирования финансовых результатов. Для характеристики и изучения итогов финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период, данные бухгалтерского учета обобщаются и систематизируются в отчетности. Поэтому отчетность представляет собой совокупность показателей, характеризующих состояние и результаты деятельности организации за истекший период, обобщенных в определенном порядке и последовательности. Составление отчетности является завершающим этапом учетного процесса. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она, как часть системы учета и отчетности, интегрирует информацию всех видов учета (бухгалтерского, статистического, оперативного), обеспечивает связь и сопоставление плановых, нормативных и учетных данных, представленных в виде таблиц. Как источник информации о деятельности организации отчетность используется внутренними пользователями для управления экономикой организации и принятия необходимых мер по ее развитию. Тщательное изучение и показателей отчетности дают возможность выявлять потребности в финансовых ресурсах, оценивать правильность и эффективность принятых инвестиционных решений, определять основные направления политики дивидендов, осуществлять прогнозные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов и так далее.
Обобщенная информация о деятельности организации используется и различными заинтересованными внешними пользователями для принятия определенных деловых решений в части доверия к организации как к партнеру и целесообразности ведения с ней дел, определения условий кредитования и возможности возврата кредита, оценки ее способности выплачивать дивиденды, проверки правильности расчетов налогов и так далее.
Таким образом, бухгалтерская отчетность служит инструментом планирования и контроля достижения экономических целей предприятия, которые можно свести к двум важнейшим экономическим побуждениям предпринимательства. Каждый человек - предприниматель, занятый коммерческой деятельностью, хотел бы зарабатывать деньги, то есть получать прибыль и одновременно сохранить свой источник дохода. Эти две важнейшие экономические цели предпринимательства - цель зарабатывания (получения прибыли) и цель сохранения собственного капитала - на практике могут иметь различную степень важности в зависимости от предпочтения собственников капитала. Если для собственника капитала сиюминутный доход важнее долговременной работы предприятия (организации), он будет стараться получить прибыль как можно быстрее, чтобы изъять ее из предприятия. Извлеченный таким образом прирост (прибыль) на собственном капитале уже не окажется в будущем в распоряжении предприятия. Изъятие собственного капитала означает, что устойчивости предприятия и цели сохранения собственного капитала придается меньше значения, чем цели зарабатывания (получения дохода). Отсюда возникает необходимость постоянного информационного отслеживания этих двух целей с помощью бухгалтерской отчетности - важного инструмента рыночных отношений.
Бухгалтерский баланс, его виды и структура
Бухгалтерский баланс - это заключительный прием учета, позволяющий в обобщенном стоимостном виде представить данные о предмете учета - имуществе предприятия, находящемся в его распоряжении на определенную дату. Как правило, датой составления баланса и других форм отчетности является первое число каждого месяца.
Поскольку отчетными периодами являются месяц, квартал или год, то баланс, составленный на 1-е число отчетного периода, называют вступительным или начальным, а баланс, составленный на конец периода - заключительным или отчетным. Так как бухгалтерский учет ведется непрерывно во времени, то заключительный (отчетный) баланс на конец прошедшего (отчетного) периода одновременно является начальным (вступительным) балансом на начало нового отчетного периода. Этим обеспечивается также и преемственность бухгалтерского учета.
В бухгалтерском учете баланс означает равенство, равновесие. Это равенство возникает на основе двойной классификации одного и того же предмета учета - средств предприятия: по их виду (роли в производстве) и по источникам формирования (принадлежности). Безусловно, что сравнение итогов этих двух классификаций в денежном выражении должно дать одну и ту же сумму, т.е. равенство, баланс.
Баланс, как форма отчетности, представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая часть таблицы называется актив, правая часть - пассив. В активе баланса по отдельным его строкам, которые называются статьями баланса, приводят классификационные группы видов средств и их величину в суммовом выражении на дату составления баланса. В пассиве баланса по статьям указывают наименование источников этих же средств и их величину (сумму).
Наименование отдельных видов средств и источников, которые приводятся по статьям соответственно в активе и пассиве баланса, зависит от принятой их классификации в экономике страны и отраслях. В составе средств или источников могут выделяться их отдельные виды с углубленной детализацией или наоборот, несколько видов, классификационных групп могут объединяться в один. Отдельные виды средств или источников могут переименовываться, их названия уточняться. Все эти изменения в наименовании и группировках средств вызываются изменениями, происходящими в реальной экономике, в реальной деятельности предприятия, в системе его управления.
1.3 Отчет о прибылях и убытках, как источник информации бухгалтерской отчетности
Отчет о прибылях и убытках (Приложение 2.)содержит информацию о видах и объемах доходов, расходов, прибыли/убытка, полученных за указанный период. В отечественной практике этот вид отчета находится на втором месте после баланса, как по номеру формы, так и по возможности его получения сторонними пользователями. В отчете о прибылях и убытках указывается выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом обязательных платежей, ее себестоимость, коммерческие и управленческие расходы, расчетным путем выявляется результат от реализации. Доходы и расходы от финансовой деятельности (купли-продажи ценных бумаг, кредитования со стороны банков, поставщиков и т.п.) указаны отдельно, а прибыль/или убыток от нее показывается в сумме с результатом от хозяйственной деятельности. К ним добавляется разница между прочими внереализационными доходами и расходами, образуя прибыль/убыток в целом за отчетный период. Платежи в бюджет за счет прибыли отражаются отдельно (налог на прибыль и отвлеченные средства). Итогом деятельности предприятия является сумма нераспределенной прибыли, которую оно использует по своему усмотрению. Учитывая, что в российских условиях даже баланс и отчет о прибылях и убытках предприятий предоставляются внешним пользователям очень неохотно, вероятность получения справок к этой отчетности невелика.
Очень полезным для потенциальных инвесторов и кредиторов является раздельное отражение финансовых результатов по различным направлениям деятельности предприятия (если оно является многопрофильным). Появляется возможность определить, от какого вида деятельности фирма получает максимальную прибыль, насколько оправдано сохранение других направлений и какие последствия может повлечь за собой уход с одного из рынков, на которых действует компания в настоящий момент.
Системообразующими элементами отчета являются доходы и расходы.
Доходы - увеличение экономических выгод в результате поступления активов или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала фирмы, за исключением вкладов участников.
Расходы - уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала фирмы, за исключением уменьшения вкладов участников.
Доходы должны признаваться, если удовлетворяются условия:
- организация имеет право на получение выручки в соответствии с договором;
- сумма выручки может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод;
- право собственности на товар перешло от организации к покупателю;
- произведенные расходы могут быть определены.
Если в отношении денежных средств и иных активов не исполнено хотя бы одно из этих условий, то в бухгалтерском учете признается кредиторская задолженность.
Аналогично в бухгалтерском учете признаются и расходы.
Если в отношении расходов не исполнено хотя бы одно из условий, то в бухгалтерском учете признается дебиторская задолженность.
Важнейшим показателем, характеризующим работу хозяйствующего органа, является прибыль и убытки (финансовый результат).
Совокупный финансовый результат включает:
- прибыль и убытки от продажи продукции, определяется как разница между выручкой от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС и акцизов) и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг;
- операционные доходы и расходы;
- доходы и расходы по внереализационным операциям;
- чрезвычайные доходы и расходы.
Отчет о финансовых результатах содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результатом данного сравнения является валовая (балансовая) прибыль или убытки за период.
Для инвесторов и аналитиков отчет о финансовых результатах во многих отношениях документ более важный, чем баланс предприятия, поскольку в нем содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов достигло предприятие в течение года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности.
Отчет о финансовых результатах дает представление о тенденциях развития предприятия, его финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем.