Факторы кризиса в организации

Чтобы иметь возможность своевременно использовать меры ан­тикризисного управления организации, необходимо различать этапы возникновения кризиса, которые можно представить цепочкой: причины —» симптомы —» факторы. (рис. 11). Поэтому оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

Например, в организации причинами могут быть финансово-эконо­мические просчеты, общее положение экономики, низкая квалифика­ция персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризи­са — появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчи­вость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем, и тогда факторами кризиса будут снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, рост и большая задолженность по кредитам и т. п.

К факторам внешней и внутренней среды организации относятся груп­пы, представленные в табл. 5.

Если обобщить все факторы, то в большинстве случаев ухудшение финансового положения организаций и их последующее банкротство связано с:

— неэффективной системой управления и некомпетентностью выс­шего руководства;

— слабым учетом изменений состояния рынка (спроса, конкурен­тов, ценовой политики и др.), производственного и финансово­го потенциала организации;

— хищениями на высшем уровне управления;

— неэкономичным и нетехнологичным производством продукции.

Таблица 5

Группировка факторов внешней и внутренней среды организации

Группы факторов Факторы
  Факторы внешней среды
1. Общеэкономические, которые определяют влияние состояния эко­номики страны — рост инфляции (выше 3-4%);
— ухудшение платежеспособности населения, снижение уровня реальных доходов населения;
— нестабильность валютного рынка;
— рост безработицы;
— замедление платежного (денежного) оборота у организации и, как следствие, недостаток денежных средств на их счетах;
— увеличение числа организаций, в которых имеют место кри­зисные явления
2. Государственные, т. е. факторы, определяющие, как влияет госу­дарство, его правовая, налоговая и другие системы на деятельность орга­низации: — неплатежеспособность федеральных, муниципальных органов по своим заказам и обязательствам;
— нестабильность налоговой системы (ставки акцизов, налогов), таможенных правил (ставки пошлин);
— повышение цен на энергоресурсы, транспорт и т. д.;
— политическая нестабильность и нерешительность действий пра­вительства;
— бюрократический рэкет;
— отсутствие эффективного механизма исполнения решений ар­битражных судов, неудовлетворительная работа судебных приставов, их коррумпированность.
3. Рыночные (влияние факторов рынка): — усиление конкурентной борьбы за рынок продукции и услуг;
— отсутствие государственной поддержки отечественных произ­водителей товаров и услуг;
— снижение спроса на продукцию из-за увеличения на рынке то­варов-субститутов (заменителей);
— наличие очень большого количества посредников, в том числе мошенников;
— финансовые кризисы и банкротство кредитных организаций;
— высокая стоимость кредитных ресурсов;
— снижение активности и нестабильность фондового рынка;
— наличие беспредела в проверках со стороны налоговой инспек­ции и других регламентирующих органов.
4. Прочие: — негативные демографические тенденции;
— стихийные бедствия, техногенные катастрофы;
— криминогенные ситуации;
— ограбление (денежное, информационное) организаций, убийст­во, похищение руководителей.

Продолжение табл. 5



Факторы внутренней среды
1. Производственные и управленческие: — низкий уровень использования основных фондов, простои обо­рудования и высокий уровень износа основных фондов;
— устаревшая технология производства продукции, оказания услуг;
— высокий размер страховых и сезонных запасов;
— несоответствие продукции, услуг потребительским запросам;
— низкая активность по разработке новой продукции и услуг;
— низкое качество продукции и услуг;
— высокие цены на сырье, материалы, комплектующие;
— высокая себестоимость изготовления продукции и оказания услуг;
— неэффективный маркетинг по поиску поставщиков и по продвижению продукции и услуг на рынок;
— нерациональная организация труда работников;
— недостаточный объем выпуска продукции и оказания услуг;
— затоваривание продукции и невостребованность услуг;
— низкий уровень денежной составляющей в выручке;
— несвоевременное поступление материалов, комплектующих;
— несвоевременный ремонт и обновление оборудования;
— снижение объема продаж и объема выручки;
— низкий уровень использования производственных и вспомо­гательных площадей;
— высокий размер коммунальных расходов.
2. Финансовые (результат нерациональной финансовой политики): — неэффективная структура активов (низкая их ликвидность);
— высокая доля заемного капитала;
— высокая доля краткосрочных источников заемного капитала и их малоэффективное использование;
— низкая рентабельность производства (наличие убытков);
— малоэффективное использование кредитных ресурсов и высокая плата за их использование;
— неэффективная долгосрочная и краткосрочная финансовая по­литика (ее отсутствие);
— высокая доля и рост кредиторской задолженности: поставщикам, бюджету и внебюджетным фондам, персоналу организации;
— неэффективная ценовая политика организации;
— высокая стоимость аренды помещений (офиса, складов), обору­дования, транспорта;
— высокая доля и рост штрафов, пеней, неустоек;
— отсутствие или слабый учет прогноза и изменения внешних фак­торов;
— слабый анализ и учет цен на продукцию и услуги конкурентов;
— недостаток собственного капитала.
3. Инвестиционные, связанные с неэффективной инвестиционной политикой организации: — неэффективный фондовый портфель;
— незавершенные объекты строительства;
— удлинение сроков строительства объектов и монтажа оборудо­вания;
— перерасход инвестиционных ресурсов;
— непродуманные капитальные вложения;
— ошибочно составленный бизнес-план по новым проектам;
— поставки дорогого и неоправдавшего технических характеристик оборудования;
— недостижение необходимого конкурентного качества продук­ции;
— недостижение необходимой конкурентной себестоимости новой продукции;
— недостаток капитала для модернизации производства.
4. Прочие: — отсутствие или недостаток необходимой квалификации у персо­нала (рабочих и ИТР);
— пользование недостоверной экономической информацией;
— утечка конфиденциальной информации из организации;
— отсутствие статистической информации для проведения марке­тинга;
— подчинение бухгалтерского учета целям налогообложения, что ухудшает качество информации, используемой для анализа.

Итак, для того чтобы распознать кризис, необходимо своевременно обнаружить симптомы, определить факторы, свидетельствующие о воз­можности наступления кризиса, и выявить его причины. Средствами обнаружения возможности наступления кризисной ситуации в орга­низации служат интуиция и опыт, анализ и диагностика деятельности организации. Их следует применять на всех этапах функционирования организации, ибо возможна ситуация, при которой она может войти в глубокий кризис на пике своего развития или при весьма благоприятной внешней эко­номической обстановке.

Наши рекомендации