В стоимостном выражении
Стоимость товарной продукции относится к обобщающим показателям, характеризующим результаты деятельности предприятия.
Анализ динамики товарной продукции проводят способом горизонтального сравнения (глава 2, пункт 2.4) на основе данных товарной продукции за 5-10 лет в действующих и сопоставимых ценах, при этом рассчитываются абсолютные изменения, темпы роста, темпы прироста и средний темп роста за ряд лет.
Для того чтобы привести стоимость продукции в сопоставимый вид, могут быть использованы цены базисного периода или индексы-дефляторы по видам анализируемой продукции. Применяя сопоставимые цены, стоимость товарной продукции в сопоставимом виде в j-том году (ТПСj ) рассчитывается:
ТПСj = ∑ ЦБi*Vij , (4.3)
где ЦБi – цены i-го вида продукции в периоде, выбранном в качестве базы;
Vij – объем i-го вида продукции в натуральном выражении в j-том году.
Используя индексы-дефляторы, стоимость товарной продукции в сопоставимом виде в j-том году (ТПСj ) можно рассчитать:
ТПСj = ∑ТПj * Ij, (4.4)
где ТПj – стоимость товарной продукции j-го года в действующих ценах;
Ij – индекс изменения цен j-го года по отношению к ценам года, выбранного в качестве базы.
Среднегодовой темп роста (прироста) товарной продукции рассчитывается по формуле среднегеометрической (4.2).
Методика анализа динамики товарной продукции в стоимостном выражении является общей для предприятий нефтяной и газовой промышленности, причем структура товарной продукции рассматривается в условиях многономенклатурного производства или объединения по видам деятельности. Рассмотрим пример анализа динамики и структуры товарной продукции объединения.
Таблица 4.10 Анализ динамики и структуры продукции объединения, млн. руб.
Показатели | 2002 г. | Удельный вес, % | 2003 г. | Удельный вес, % | 2004 г. | Удельный вес, % | 2005 г. | Удельный вес, % | 2006 г. | Удельный вес, % |
Стоимость товарной продукции, всего | 10704,6 | 15865,9 | 19595,1 | 24144,3 | ||||||
В том числе | ||||||||||
транспорт газа | 8128,8 | 75,9 | 13420,9 | 84,59 | 17293,6 | 88,25 | 21735,4 | 94,68 | 25811,1 | 90,96 |
промышленность | 1637,2 | 15,3 | 1578,6 | 9,95 | 1633,4 | 8,34 | 1726,6 | 7,52 | 1850,7 | 6,52 |
строительство | 54,8 | 0,5 | 0,48 | 71,6 | 0,36 | 74,8 | 0,33 | 79,8 | 0,28 | |
материально-техническое снабжение | 424,8 | 1,98 | 93,3 | 0,48 | 95,8 | 0,42 | 120,6 | 0,42 | ||
другие отрасли экономики | 4,3 | 475,4 | 503,2 | 2,57 | 511,7 | 2,23 | 514,8 | 1,81 |
Рис. 4.8. Динамика транспорта газа
Из таблицы 4.10 и рисунка 4.8 видно, что за рассматриваемый период наблюдалась положительная динамика товарной продукции практически по всем отраслям. В объеме товарной продукции наибольший удельный вес приходится на магистральный транспорт газа – в среднем 86%. В то время как удельный вес промышленности, представленной газодобывающей и перерабатывающей отраслями, за рассматриваемый период в среднем составлял 9,7%, материально-техническое снабжение – 1,5%, другие отрасли экономики – 2,8% соответственно.
Таким образом, магистральный транспорт газа является приоритетным направлением деятельности объединения. Поэтому имеет смысл более подробно рассмотреть именно эту отрасль производства.
В магистральном транспорте газа валовой продукцией является товаротранспортная работа, которая представляет собой произведение объема перекаченного газа на километраж транспортировки. Валовая продукция за вычетом газа, расходуемого на собственные нужды и технологические потери, представляет собой товарную продукцию. Динамика товарной продукции в действующих и сопоставимых ценах за три года представлена в таблице 4.11.
Таблица 4.11 Анализ динамики товарной продукции
Показатели | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
Товаротранспортная работа, млрд. куб. м.*км | 112180,8 | ||||
Товаротранспортная работа на собственные нужды и технологические потери газа, млрд. куб. м.*км | 3287,8 | 3378,3 | 3497,5 | 3563,8 | |
Удельный вес товаротранспортной работы на собственные нужды и технологические потери газа в общем объеме товаротранспортной работы, % | |||||
Товаротранспортная работа (без учета ТТР на СНиТП), млрд. куб. м.*км | 107 565 | 108 893 | 111 523,7 | 113087,5 | 115228,2 |
Товаротранспортная работа (без учета ТТР на СНиТП) в действующих ценах, млн. руб. | 8128 ,8 | 13 420, 9 | 17 293, 5 | 21735,4 | 25811,1 |
Индекс роста тарифа на услуги по транспорту газа, ед. | 1,63 | 1,26 | 1,24 | 1,16 | |
Товаротранспортная работа (без учета ТТР на СНиТП) в сопоставимых ценах, млн. руб. | 24013,98 | 24323,8 | 24875,1 | 25213,1 | 25811,1 |
В анализируемый период наблюдается незначительный рост объема товаротранспортной работы как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Это повышение вызвано снижением ограничения по давлению на нескольких участках газопровода и повышения его пропускной способности, обеспечением максимального приема газа от некоторых поставщиков, а также ростом тарифов на услуги по транспорту газа. Объем товаротранспортной работы в натуральном выражении в динамике увеличился в среднем на 1,7% и в 2006 году составил 118792 млрд. м3*км, 3% из которых приходится на собственные нужды и технологические потери газа. Расход газа на собственные производственно-технические нужды газопроводов – это расход газа на компрессорных станциях, оснащенных центробежными нагнетателями, в котельных, на электростанциях, на установках по осушке и очистке газа, а также на отопление служебных, бытовых и подсобных помещений газопроводов и др. К технологическим потерям газа относится газ, стравливаемый в атмосферу при работе пневмокранов, пневморегуляторов и при заправке метанольниц и расходуемый на продувку ремонтируемой части газопровода и конденсатоотводчиков. Расход газа на эти цели устанавливается исходя из расчета режима работы газопровода.
Таблица 4.12 Анализ изменения товаротранспортной работы в сопоставимых ценах
Год | ТТР в сопоставимых ценах, млн. руб. | Абсолютный прирост, тыс. руб. | Темп роста, % | Темп прироста, % | Абсолютное изменение на 1% прироста, руб. | |||||
к пред. году | к баз. году | к пред. году | к баз. году | к пред. году | к баз. году | к пред. году | к баз. году | |||
24013,98 | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
24323,8 | 309,82 | 309,82 | 101,29 | 101,29 | 1,29 | 1,29 | 240,17 | 240,17 | ||
24875,1 | 551,3 | 861,12 | 102,27 | 103,58 | 2,27 | 3,58 | 242,86 | 240,53 | ||
25213,1 | 1199,12 | 101,36 | 104,99 | 1,36 | 4,99 | 248,53 | 240,3 | |||
25811,1 | 1797,12 | 102,37 | 107,48 | 2,37 | 7,48 | 252,32 | 240,26 |
В период с 2002 по 2006 гг. наблюдался стабильный прирост товаротранспортной работы. По сравнению с 2002 годом, объем работ в сопоставимых ценах вырос на 1797,12 млн. руб., или на 7,48%. При этом каждый процент прироста приносил увеличение товаротранспортной работы на 240 млн. руб. Средний темп роста (Тр) за рассматриваемый период составил 101,82%:
= =1,0182, (4.5)
где Тр01, Тр02, Тр03, Тр04 – темпы роста за 2003, 2004, 2005 и 2006 годы, ед.
Таким образом, в среднем товаротранспортная работа возросла незначительно – на 1,82%, причем наибольший прирост наблюдался в 2006 году.
Для оценки количественного влияния внутренних причин изменения товарной продукции и выявления резервов в выпуске продукции в анализе финансово-хозяйственной деятельности проводится факторный анализ.