Методика анализа ассортиментной политики
Для оценки ассортиментной политики предприятия используется целая система показателей, в том числе и получение максимума прибыли.
Чтобы установить, какие конкретно произошли изменения в ассортиментной политике предприятия, необходимо провести более детальный анализ структуры продаж с учетом уровня доходности отдельных видов продукции.
Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц (50):
, (50)
где - сумма прибыли на условную единицу продукции или на один нормо-час на производстве единицы i–го вида продукции;
VРПобщ.1 - фактический общий объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении или нормо-часах;
- удельный вес i-ого вида продукции в общем объеме реализации в условно-натуральном выражении или в нормо-часах, %.
Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по базовому уровню себестоимости к общему объему реализации продукции в той же оценке. В этом случае для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель (51):
, (51)
где - базовый уровень рентабельности i-х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции);
- стоимость фактического объема продаж в целом по предприятию в оценке по базовому уровню себестоимости продукции.
Углубленный операционный анализ – это анализ, в котором часть совокупных постоянных затрат относят непосредственно на данный товар, для чего необходимо разделит все постоянные затраты на прямые постоянные и косвенные постоянные.
П = В – S = B – PV – FS = B – PV – FSк – FSпр (52)
Углубленный операционный анализ используется в разработке ассортиментной политики предприятия, для чего производится расчет промежуточной маржи, т.е. срединное положение между прибылью и маржинальным доходом (желательно, чтобы она занимала и как можно больше покрывала постоянные затраты).
Основным принципом углубленного финансового анализа является объединение постоянных и переменных затрат на данный товар с прямыми постоянными затратами и вычисление промежуточной маржи.
Таким образом, промежуточная маржа – это результат от реализации после возмещения прямых и переменных постоянных затрат.
П = B – PV – FSк – FSпр
П + FSк = МД - FSпр (53)
Если промежуточная маржа покрывает хотя бы часть постоянных затрат предприятия, то данный товар достоин оставаться в ассортименте предприятия, при этом товары, берущие на себя больше постоянных затрат, являются предпочтительнее.
Для этого необходимо найти порог рентабельности (ПР) и порог безубыточности (ПБУ). ПБУ данного товара – это такая выручка от реализации продукции, которая покрывает переменные затраты и прямые постоянные затраты.
Если, несмотря на все усилия администрации, не достигается хотя бы нулевого значения промежуточной маржи, то данный товар не планируется или снимается с производства.
(54)
Если реализация товара была равномерной в течение года, то данный товар начнет покрывать прямые постоянные затраты со следующего месяца:
(55)
Порог рентабельности рассчитывается по формуле:
(56)
Если реализация товара была равномерной в течение года, то данный товар начнет приносить прибыль со следующего месяца.
(57)