Миграционное сальдо развитых капиталистических стран в 1870-1998 гг., тыс. чел

Страна 1870-1913 1914-1949 1950-1973 1974-1998
Франция -236 1 026
Германия -2598 -304
Италия -4459 -1 771 -2139 1 617
Великобритания -6415 -1 405 -605
Другие страны Западной Европы -1 414 1 425
Западная Европа, всего -13996 -3662
Япония - -72 -179
Австралия 2 151
Новая Зеландия
Канада 2 126
США 6 221 8 257 16 721

Источник: Maddison A. The World Economy. A Millennial Perspective. OECD, 2001. - P. 128.

Странами-”донорами” обычно называются страны, откуда исходит эмиграция. Как правило, эмиграция улучшает положение на внутреннем рынке труда данной страны, частично снижается безработица. Кроме того, после работы за границей в страну возвращаются, как правило, более квалифицированные работники. Страны-”доноры” имеют возможность получать валютные переводы от своих эмигрировавших граждан, работающих за рубежом. Конечно, возникают и минусы, которые состоят в оттоке части трудовых ресурсов, причем в наиболее трудоспособном возрасте. Страны-”доноры” также теряют часть понесенных затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку лиц, ставших эмигрантами.

“Принимающими странами” называют страны иммиграции. Плюсами для этих стран является, во-первых, определенная экономия на обучение работников-эмигрантов; во-вторых, экономия на заработной плате, так как труд иностранных рабочих оплачивается ниже труда национальных кадров. В связи с этим даже различают два вида рынка рабочей силы: рынок “иностранной” и рынок “национальной” рабочей силы. В-третьих, за счет иммигрантов расширяется емкость внутреннего рынка предметов потребления; в-четвертых, временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики. Наконец, иммигранты играют значительную роль в изменении возрастной структуры трудовых ресурсов в сторону их омоложения.

К минусам иммиграции для “принимающих стран” следует отнести появление дискриминации по отношению к иностранцам, с одной стороны, и возникающее недовольство коренного населения - с другой. Кроме этого возникают проблемы социально-экономического, нравственного и идеологического характера. Поэтому существует необходимость как национального, так и межнационального регулирования миграционные процессов.

2.2.2. Проблема “утечки умов”

Различают два вида миграции рабочей силы: первый - это миграция малоквалифицированной рабочей силы (как правило, это миграция из развивающихся стран в промышленно развитые); второй - это миграция высококвалифицированной рабочей силы, так называемая “утечка умов”.

“Утечка умов” - это односторонняя миграция научно-технических кадров в рамках мирового хозяйства преимущественно в промышленно-развитые страны, ведущая к утрате странами-”донорами” квалифицированных специалистов. Осуществляется такая миграция по следующим основным каналам:

а) выезд специалистов в промышленно развитые страны;

б) привлечение иностранных специалистов на работу в фирмы, научные центры, исследовательские лаборатории промышленно развитых стран (сразу после получения ими высшего образования в учебных заведениях этих стран);

в) привлечение местных квалифицированных кадров на работу в филиалах транснациональных компаний (такая миграция называется “косвенной”).

По методике Организации Объединенных Наций к категории высококвалифицированных мигрантов относятся научные работники, инженеры, врачи и т.д.

Причинами такой миграции, как правило, являются:

а) политика поощрения притока специалистов из-за рубежа, проводимая промышленно развитыми странами (обычно это касается вопросов заработной платы, условий труда и быта, так называемого “социального комфорта”);

б) стереотипы западной культуры, прививаемые в процессе обучения за рубежом;

в) диспропорции экономической и социальной структуры стран-”доноров”.

В США в 80-е гг. удельный вес иностранцев среди инженеров достигал 10%, врачей - 24%, 23% членов Национальной академии наук США и 33% лауреатов Нобелевской премии - иммигранты в США. В середине 90-х гг. в США проживало более 11 млн. иммигрантов; они зарабатывают, по оценкам, 240 млрд. долл. в год. При этом они платят налоги в размере 90 млрд. долл. в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование иммигрантам 5 млрд. долл. Ясно, что отдача от иммигрантов даже в чисто денежном выражении весьма высока для американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства. Только в 1993 г., например, в США въехало 23,5 тыс. ученых и инженеров из-за рубежа.

Несомненно, однако, и то, что многие ученые из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав в США и других развитых странах, вернулись к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Да и не только ученые. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий - управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Возвратились на родину многие китайцы, корейцы, югославы, индийцы. Все они принесли в свои страны новые звания, квалификацию, достаток своим семьям. Важно, чтобы и эти страны научились ценить свои кадры, создавали им условия для реализации их потенциала, нормальные условия для работы и жизни.

Наши рекомендации