СВОТ-анализ эффективности деятельности ООО «Юлдаш-1»
SWOT-анализ — это выявление сильных и слабых сторон предприятия, а также его возможностей и угроз со стороны внешней среды. Он является наиболее распространенным инструментом стратегического анализа и фактически отражает состояние дел компании.
- сильные стороны предприятия (Strengths) — это качества, которые дают ему преимущества перед конкурентами. Примерами могут быть наличие современного оборудования, уникальная технология изготовления продукции, уровень квалификации и образования персонала, известность у покупателей, территориальное размещение, уровень доступа к разного рода информации, качество обеспечения информационными технологиями и т. д.;
- слабые стороны (Weakness) — это свойства, противоположные названным выше, недоработки деятельности предприятия. Например, низкая гибкость к изменениям рынка, длинный производственный цикл изготовления продукции, отсутствие гарантийного обслуживания и т. д.;
- возможности (Opportunities) — это действия, которые предприятие может использовать для получения преимущества или образования своих сильных сторон. К примеру, усиление конкурентных качеств товара, уменьшение себестоимости и т. д. Но необходимо помнить, что при SWOT-анализе учитываются только те преимущества, которые могут использоваться на конкретном предприятии;
- угрозы (Threats) — противоположные предыдущим факторы, которые могут спровоцировать развитие слабых сторон. Например, появление новых конкурентов, увеличение налогового давления и т.д.
Все названные качества являются условными, ведь возможность для одного предприятия может быть угрозой для другого. Например, при увеличении доходов покупателей растет спрос на продукцию более высокой ценовой категории, а это хорошая возможность для предприятий, производящих такие товары. С другой стороны, что делать предприятиям, изготавливающим продукцию с более низкой ценой? Это для них явная угроза. Поэтому вряд ли найдутся предприятия с одинаковым SWOT-анализом, даже в одной отрасли.
Перед началом проведения SWOT-анализа необходимо выделить правила или принципы, которыми следует руководствоваться в процессе:
- SWOT-анализ нельзя составлять собственникам бизнеса или руководящему составу. Первые как люди, которые создавали идею бизнеса, не способны объективно оценить предприятие со стороны потребителя. Вторые, имея собственное представление об управлении компанией и непосредственно в нем участвуя, хотя и должны уметь чувствовать себя на месте покупателя, чаще всего этого делать не могут. Другими словами, обе категории специалистов могут составить только субъективные оценки предприятия;
- чтобы провести качественный SWOT-анализ, необходимо сфокусироваться на конкретных видах деятельности компании или сегментах рынках. Чаще всего предприятия делают ошибку и составляют анализ для всего своего бизнеса, что лишает его конкретики. И, наоборот, максимальное сужение SWOT до сегментов обнаруживает наиболее важные факторы;
- необходимо выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, подконтрольные предприятию факторы и независимые от него. Из четырех со-ставляющих SWOT-анализа возможности и угрозы являются характеристиками рыночной среды и не зависят от предприятия;
- в процессе анализа можно получить огромное количество факторов влияния и очень трудно будет понять, какие из них главные. Во избежание этого анализ сильных и слабых сторон необходимо проводить со стороны покупателей, возможности и угрозы — со стороны конкурентов;
- SWOT-анализ должен основываться на объективных фактах и данных исследований. Это не всегда получается, так как в любом анализе есть информация, доступ к которой ограничен. Но с другой стороны, проведение анализа одним человеком — это заведомо неточный отчет, как и анализ, проведенный в виде дискуссии группой людей;
- слишком частое проведение анализа, равно как и нечастое, не приносит той пользы, которая ему отведена. Считается, что в современных экономических и политических условиях правильным будет проводить SWOT-анализ раз в квартал. Это позволит постоянно контролировать изменения рыночной ситуации и принимать важные решения вовремя, что немаловажно.
Сам анализ рекомендуется проводить в несколько этапов. Это позволит избежать ошибок, а также видеть все его составляющие. Для конечного пользователя это, может, и не важно, но составителю проще будет разобраться в схемах и таблицах
Первый этап анализа — это выделение самых важных параметров, о которых было сказано выше (сильные и слабые стороны, ее возможности и угрозы). Для удобства можно сгруппировать параметры по отдельным видам (таблицы 3.1 и 3.2).
Таблица 3.1
Сильные и слабые стороны ООО «Юлдаш-1»
Группы | Сильные стороны | Слабые стороны |
Организация, менеджмент | Уникальная система обучения новых сотрудников, позволяющая им быстро овладеть навыками общения с покупателями | Низкий уровень оплаты труда, в результате — большая текучесть кадров. |
Организация производства | Большой перечень надежных поставщиков товаров. Обеспеченность на 75 % средствами производства. Хорошее качество продукции | Недостаточное обеспечение информационными технологиями. Высокий износ техники и оборудования |
Финансовая среда | Высокая рентабельность торговли. Выгодное сотрудничество крупными поставщиками, позволяющими покупать товары в рассрочку | Отсутствие внешних инвестиций в предприятие из-за высокого риска торгового бизнеса |
Продолжение таблицы 3.1
Маркетинговая политика | Известность торговой марки ООО «Юлдаш-1» в населенном пункте. Большой ассортимент товара, позволяющий устанавливать цены и скидки | Недостаточное количество клиентов, ограниченное населенным пунктом расроложения |
Таблица 3.2
Возможности и угрозы ООО «Юлдаш-1»
Группы | Возможности | Угрозы |
Спрос и предложение | Постоянство спроса на продуктовые товары | Неопределенность структуры предложения |
Конкуренция | Расширение ассортимента предлагаемой продукции | Давление конкурентов |
Сбыт | Приобретение новых торговых помещений и аренда складов. Выход на новые рынки | Большая зависимость цен на продукцию от внешних факторов |
Экономическая ситуация | Увеличение рентабельности продукции. Привлечение инвестиций для развития торговли | Снижение покупательской способности. Инфляционные процессы. Увеличение налогового давления на предприятие. Отсутствие помощи со стороны государства в необходимых объемах |
Политические и правовые факторы | Изменение законодательства, усиление регулятивных мер | |
Социальная обстановка | Увеличение заинтересованности людей в работе на предприятии путем урегулирования заработной платы и социального пакета. Уменьшение текучести кадров | Переход опытных сотрудников к конкурентам с более благоприятными условиями работы |
Но SWOT-анализ не заканчивается на выявлении факторов влияния. Да, это важно и необходимо, но нужно также оценить эти параметры с точки зрения влияния их на предприятия. Помогут в этом нескольких вопросов: насколько высока вероятность того, что это случиться и как это может повлиять на предприятие?
Данные на следующем (втором) этапе заносятся в матрицу SWOT Сама матрица имеет несколько вариаций, у которых есть свои почитатели и противники. Эти варианты различаются только способом составления, но имеют одинаковые назначение и суть. Поэтому остановлюсь на базовой матрице. Ее используют реже, чем стандартную, но она интересна тем, что в ней более подробно описаны факторы. Базовый SWOT-анализ приведен в таблице в приложении 2