Анализ прибыли предприятия

Показатели прибыли первичные абсолютные показатели, отражающие финансовые результаты работы предприятия.

Для анализа динамики прибыли рекомендуется на основе формы № 2 составлять аналитическую таблицу, которая позволяет:

исследовать изменение каждого показателя прибыли;

изучить структуру прибыли и ее изменение;

исследовать влияние факторов на прибыль.

Используемая в отчете о прибылях и убытках многоступенчатая форма расчета показателей прибыли позволяет достаточно эффективно выявлять факторы, влияющие на ее размер, определять резервы снижения себестоимости и увеличения прибыли.

Таблица 9 - Показатели состава, структуры и динамики доходов и расходов

Показатель   Состав доходов и расходов, тыс. руб. Структура доходов и расходов, %
Предыдущий год Отчётный год Изменение (+,-) Предыдущий год Отчётный год Изменение (+,-)
А
1.Доходы – всего в том числе:       100,0 100,0
1.1. выручка от продаж            
1.2. Проценты к получению            
1.3. Доходы от участия в других организациях            
1.4. Прочие доходы            
2. Расходы – всего в том числе:       100,0 100,0
2.1. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг            
2.2. Коммерческие расходы            
2.3. Управлен ческие расходы            
2.4. проценты к уплате            
2.5. Прочие расходы            
2.6. Налог на прибыль            
3. Коэффициент соотношения доходов и расходов организации       Х Х Х

Таблица 11- Состав, структура и динамика расходов по обычным видам деятельности

Показатель   Состав расходов, тыс. руб. Структура расходов, %
Предыдущий год Отчётный год Изменение (+,-) Предыдущий год Отчётный год Изменение (+,-)
А
1.Материаль ные расходы            
2. Расходы на оплату труда с отчислениями            
3. Аморти зация            
4. Прочие расходы            
5. Итого расходов по обычным видам деятельности       100,0 100,0
6. Выручка от продаж       Х Х Х
7. Расходы на 1 руб. выручки от продаж, коэф.       Х Х Х
8. Прибыль от продаж       Х Х Х
9. Рента бельность расходов, %       Х Х Х


Расчёт и анализ показателей рентабельности

Показатели рентабельности производные от прибыли относительные показатели, более полно характеризующие окончательные результаты хозяйствования, так как показывают соотношение прибыли (эффекта) с наличным использованием использованных ресурсов.

Рентабельность – это одна из базовых экономических категорий, являющаяся наряду с абсолютным размером прибыли показателем эффективности работы предприятия.

Их используют для оценки деятельности предприятия, как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показателей рентабельности много и для удобства пользования их обычно объединяют в группы:

1.Показатели рентабельности издержек (продукции, производственной деятельности);

2.Показатели рентабельности продаж (оборота);

3.Показатели рентабельности (доходности) капитала предприятия в целом и его элементов;

4.Показатели рентабельности инвестиционных проектов.

В основе расчета показателей рентабельности всегда лежит отношение в числителе которого фигурирует прибыль (любая ее разновидность, отраженная в отчете о прибылях и убытках).

Рентабельность издержек (R изд) = (Прибыль : Полная себестоимость проданной продукции) х 100%.

Она показывает сколько прибыли получает предприятие с каждого рубля затраченного на производство и реализацию продукции.

Рентабельность продаж (R прод) = (Прибыль : Выручка от продаж) х 100%

Она характеризует эффективность предпринимательской деятельности, сколько прибыли получает предприятие с каждого рубля продаж.

Рентабельность капитала = (Прибыль: Среднегодовая стоимость всего капитала предприятия или его составляющих) х 100%

Это общая формула определения доходности (рентабельности) капитала. Её можно конкретизировать.

Рентабельность активов предприятия = (Чистая прибыль: Средняя величина активов предприятия за отчетный период) х 100% ;

Рентабельность внеоборотных активов = (Чистая прибыль: Средняя величина внеоборотных активов предприятия) х 100%;

Рентабельность собственного капитала = (Чистая прибыль : Средняя величина собственного капитала) х 100% и так далее.

В процессе анализа следует изучить динамику интересуемых аналитика показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню, провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами, факторный анализ рентабельности.

Таблица 12 - Показатели рентабельности организации, (%)

Показатели Базис- ный год Отчет- ный год Измене- ние (+;-)
1.Рентабельность капитала      
2. Рентабельность собственного капитала      
3. Рентабельность продаж      
4. Рентабельность продукции      
5. Рентабельность основных фондов      
6. Рентабельность оборотных средств      

Наши рекомендации