Продовольственная помощь
Важная роль принадлежит продовольственной помощи, которая обычно направляется в наиболее нуждающиеся страны. В 50-60-е годы продовольственную помощь получали в основном страны Южной Азии. Однако в настоящее время некоторые из них закупают продовольствие на обычных рыночных условиях. Продовольственная помощь ныне оказывается преимущественно странам Африки.
Впервые программа продовольственной помощи была провозглашена в 1954 г., когда в США был принят закон о развитии торговли сельскохозяйственными излишками и помощи. Принятие этого закона было обусловлено не столько продовольственными трудностями развивающихся стран, сколько громадными излишками зерна в США. Чтобы сократить эти запасы, американское правительство стало закупать товары за счет бюджета и сбывать их в развивающихся странах в кредит с оплатой в местной валюте. Эти средства переводились на специальные счета, с которых выделялись кредиты и субсидии в местной валюте. Долгое время США являлись по существу единственным донором программ продовольственной помощи. Однако по мере исчерпания сельскохозяйственных излишков и быстрого развития сельского хозяйства в других западных странах число государств-доноров превысило 25.
В первой половине 50-х годов практически вся помощь поступала из трех государств ¾ США, Франции, Англии. В настоящее время ее потоки значительно дифференцированы по странам-донорам. В оказании помощи развивающимся странам принимают участие все промышленно развитые страны. США остаются ведущим донором, но их доля снизилась с 1/2 в 50-х годах до менее 1/5 в начале 90-х годов. Франция сохраняет за собой роль одного из основных доноров, но ее деятельность в этой сфере концентрируются на группе африканских стран, традиционно входивших в зону франка. Резко ослабли позиции Великобритании, поскольку она утратила прежние тесные связи со своими бывшими колониями, а стерлинговая зона распалась. Одновременно на авансцену в качестве ведущих доноров выдвинулись Япония и ФРГ.
Страны-доноры предоставляют льготные кредиты и субсидии за счет бюджетных средств. Обычно на эти цели направляется от 1 до 3% бюджетных расходов. Однако, поскольку бюджетные системы стран-доноров значительно различаются, то по этому показателю сравнивать усилия отдельных государств, направленные на оказание помощи, было бы некорректно. Для более объективных сопоставлений в этом случае используется показатель ОПР/ВВП. В ряде международных документов зафиксировано, что странам-донорам рекомендуется выделять на оказание помощи средства в размере 0,7% от уровня ВВП. Вместе с тем у большинства ведущих доноров, в частности, США, Японии, ФРГ, Великобритании этот показатель не превышает 0,35%. Только Франция, поддерживающая особые валютные и кредитно-финансовые отношения в зоне франка, выделяет на оказание помощи 0,7% ВВП. Наибольшие усилия по оказанию помощи развивающимся странам демонстрируют Швеция, Норвегия, Дания. Они направляют на эти цели до 1% ВВП. В целом увеличение ресурсов, выделяемых на ОПР, происходит примерно такими же темпами, как и рост ВВП. Вследствие этого доля ОПР в ВВП стран ОЭСР находится на устойчивом уровне, составляя примерно 0,35%. Динамика этого показателя обычно мало зависит от экономической конъюнктуры страны-донора. Более существенное значение имеет внешняя, в том числе экономическая политика в отношении стран третьего мира в целом и отдельных стран.
Первоначально ОПР предоставлялась преимущественно странам Дальнего Востока, Юго-Восточной и Южной Азии. При этом в целом ряде стран региона экономический эффект предоставляемой помощи оказался невысоким. Но в то же время такие страны, как Южная Корея и Тайвань, опираясь на крупные льготные займы и субсидии, сумели добиться очевидного социально-экономического прогресса.
В целом сложилась вполне определенная модель развития. Достигнув определенного уровня экономики, страна, некогда получавшая крупные средства в рамках ОПР, практически перестает пользоваться этим источником и переключается на заимствование средств в международных валютно-кредитных и финансовых институтах, а также непосредственно на рынке кредитных капиталов. Получение помощи в существенных размерах может возобновиться в кризисной ситуации. В качестве примера можно сослаться на некоторые латиноамериканские страны.
Как заемщики, развивающиеся страны делятся на три группы. К первой, самой многочисленной, группе относится примерно 60 стран, у которых государственные кредиты и субсидии составляют не менее 2/3 общей суммы полученных внешних ресурсов. Преимущественно это страны с низким уровнем экономического развития. Во вторую группу входит около 30 среднеразвитых стран, которые привлекают не менее 2/3 денежных ресурсов на рыночных условиях. К промежуточной группе принадлежат страны, которые достаточно широко прибегают к кредитам мирового рынка кредитных капиталов, но вместе с тем им удается по тем или иным причинам получать также льготные кредиты. Состав этой группы в отличие от первых двух неустойчив, так как постепенно некоторые из этих стран переходят во вторую группу.
Поскольку основным критерием при распределении ОПР является уровень экономического развития страны-получателя, то наибольшие средства в расчете на душу населения получают страны Африки южнее Сахары. На них приходится около 1/10 населения развивающихся стран и примерно 1/3 общей суммы ОПР. Особый случай представляет собой государство Израиль. Эта страна получает более 1/20 льготных кредитов и субсидий, хотя его население составляет лишь 0,1% населения развивающихся стран. Это свидетельствует о том, что критерии распределения ОПР по странам-получателям зависят не только от экономических, но и политических факторов.
Таким образом, можно рассматривать двухстороннюю ОПР как специфический финансово-кредитный механизм перераспределения ресурсов в мировом масштабе, сложившийся в послевоенный период и во многом обусловливающий отношения между центром и периферией мирового хозяйства. Это финансирование не связано с состоянием мирового рынка кредитных капиталов, поскольку средства поступают из государственных бюджетов. При их выделении правительства и парламенты руководствуются преимущественно не коммерческими, а социально-экономическими, политическими и военно-стратегическими соображениями. Однако они реализуется в рамках общей стратегии Запада, которая разрабатывается Комитетом содействия развитию при ОЭСР. Принципы распределения ОПР являются источником противоречий между странами-донорами и получателями (реципиентами).
ОПР оказывает не однозначное, но в целом позитивное воздействие на социально-экономические процессы в развивающихся странах, способствуя преодолению экономической отсталости и смягчению острых кризисных ситуаций.
Основные кредиторы
На долю ОФР на многосторонней основе в начале 90-х годов приходилось около 1/4 кредитного капитала и субсидий, поступивших в развивающиеся страны. Они были получены от группы МБРР, региональных банков развития, МВФ, а также из различных многосторонних фондов, в частности, в рамках ООН, ЕС и др. Важную роль в ОФР на многосторонней основе играет группа МБРР, которая с 60-х годов кредитует только развивающиеся страны, выступая при этом как посредник между ними и мировым рынком кредитных капиталов. МБРР, пользуясь высокой репутацией, размещает свои ценные бумаги на мировом финансовом рынке. Привлеченные таким образом средства размещаются в виде кредитов по более низкой ставке, чем частные международные банки. Но для беднейших развивающихся стран такие кредиты все равно дороги, поэтому они не осуществляют масштабных заимствований в МБРР.
Известно, что основная задача МБРР заключается в кредитовании конкретных объектов, чаще всего инфраструктурных, которые тщательно отбираются и проходят серьезную экспертизу. При этом МБРР берет на себя только расходы в конвертируемых валютах, а затраты в местной валюте несет кредитуемая страна. С 1980 г. МБРР стал предоставлять кредиты на структурную адаптацию под программы экономических реформ, направленные на стимулирование частного предпринимательства, развитие рыночных отношений, адаптации к мировому хозяйству.
Стратегия созданной в 1960 г. Международной ассоциации развития (МАР) определяется теми же принципами, что и стратегия Мирового банка с поправкой на то, что на льготных условиях она кредитует только страны с низкими доходами. Низкими при этом рассматриваются доходы менее 650 дол. на душу населения. Деятельность МАР позволила МБРР расширить круг связанных с ним стран и осуществлять контроль за льготным многосторонним кредитованием.
Международная финансовая корпорация (МФК) с 1956 г. содействует притоку частных инвестиций преимущественно в частный сектор наименее развитых стран. Роль МФК значительно усилилась с середины 80-х годов в связи с расширением приватизации в развивающихся странах и подключением к этому процессу МБРР.
Функция третьего филиала МБРР Многостороннего инвестиционного гарантийного агентства (МИГА) заключается в предоставлении инвесторам гарантий против некоммерческого риска. МИГА оказывает содействие правительствам развивающихся стран в реализации инвестиционной политики, выступает в качестве инициатора диалога по вопросам зарубежных инвестиций.
Развивающиеся страны получают кредиты также в региональных банках развития, таких, как Межамериканский банк развития, Африканский банк развития и Азиатский банк развития. Эти банки уделяют особое внимание региональному сотрудничеству, осуществляя первоочередное кредитование региональных объектов; они разрабатывают стратегию развития с учетом региональной специфики и дают развивающимся странам соответствующие рекомендации.
МВФ выдает кредиты сроком до 3-5 лет на покрытие дефицитов платежных балансов. Первоначально Фонд кредитовал преимущественно западные страны. В средине 70-х годов промышленно развитые и развивающиеся государства получали от него примерно равные суммы, а с 80-х годов МВФ переключился почти целиком на кредитование последних. Этот поворот в значительной степени обусловлен тем, что получение кредитов Фонда в основном связано с принятием определенных обязательств в области макроэкономической политики. Поэтому западные страны предпочитают заимствовать ресурсы на покрытие дефицита платежного баланса на мировом рынке кредитных капиталов. Ни одна другая международная организация не подвергалась столь резкой критике со стороны развивающихся стран, как МВФ. Фонд оказывает сильное воздействие на социально-экономические процессы в этих регионах, особенно в условиях долговых кризисов. Вместе с тем следует признать, что без активного вмешательства Фонда в последний долговой кризис последствия его для развивающихся стран и мировой кредитной системы были бы гораздо более серьезными.
Официальную помощь развитию предоставляют также страны Восточной Европы и страны ОПЕК. Максимальных размеров эта помощь достигла в середине 80-х годов, составляя около 1/5 общей суммы. Причем масштабы предоставления помощи со стороны обеих групп стран были примерно одинаковы. В последующие годы в связи с экономическими и политическими преобразованиями в бывших социалистических странах и падением цен на нефть потоки ресурсов в развивающиеся страны значительно уменьшились. Исторически на долю СССР приходилось от 3/4 до 2/5 ОПР социалистических стран. СССР стал выступать в качестве донора и кредитора развивающихся стран с середины 60-х годов. Причем Советский Союз оказывал содействие в развитии базовых отраслей промышленности. Однако, поскольку при предоставлении ОПР политические соображения часто брали верх над экономическими, эффективность большинства кредитных проектов была низка. Кредиты и особенно ОПР Советского Союза концентрировались на сравнительно ограниченном круге развивающихся стран, «провозгласивших» социалистический путь развития. Значительная часть ресурсов в эти страны поступала из СССР также через механизм заниженных импортных или завышенных экспортных цен. Россия является правопреемницей СССР в сфере международных кредитно-финансовых отношений с развивающимися странами. Эти отношения, освободившись от идеологических и политических наслоений, приобретают более деловой характер.
Нефтедобывающие страны, главным образом арабские, значительно увеличили кредиты и субсидии другим развивающимся странам в середине 70-х годов. Это было обусловлено резким повышением цен на нефть и появлением нефтедолларов. Большая часть нефтедолларов была направлена на мировой рынок кредитных капиталов, но одновременно возросли и масштабы ОПР. Помощь сконцентрирована в основном на соседних арабских государствах. Предоставление ее зачастую определяется не столько экономическими, сколько военно-политическими факторами. ОПР арабских стран, обладающих мощным капиталом, достигла в середине 80-х годов 1,8% их ВВП, т. е. в пять раз выше, чем у промышленно развитых стран. Принципиальным является то, что эти средства выделяются в несвязанной форме и преимущественно на двухсторонней основе. Вместе с тем функционирует большое число фондов и банков, через которые ресурсы перераспределяются на многосторонней основе. Речь идет, например, о таких организациях, как Арабо-Африканский международный банк, Арабский фонд экономического и социального развития, Исламский банк развития и другие.
Кредиторами других развивающихся стран являются также Южная Корея, Индия, Китай и некоторые другие государства. Однако выделяемые ими ресурсы невелики, составляя примерно 1% общей суммы ОПР.
Развивающиеся страны также участвуют в операциях мирового рынка кредитных капиталов, заимствуя экспортные кредиты, банковские ссуды. Кроме того, они размещают свои ценные бумаги на мировом финансовом рынке.
Экспортные кредиты
До 70-х годов основным каналом, связывавшим эти государства с мировым рынком кредитных капиталов, были экспортные кредиты. Экспортные кредиты, предоставляемые экспортером импортеру, выделяются в особый вид кредитования, который не относится ни к официальному, ни к частному. Эти кредиты формируются за счет частных и государственных средств. Поскольку экспортные кредиты, как правило, связаны с поставками машин и оборудования и имеют среднесрочный характер, то они часто не могут быть предоставлены экспортером. Поэтому источником экспортного кредита служат кредиты банков или государственных фондов либо те и другие. Участие банков в экспортных кредитах определяет зависимость их условий от тенденций на мировом рынке кредитных капиталов. Но участие государства в экспортных кредитах позволяет смягчать их условия, используя эти кредиты в качестве средства завоевания рынков сбыта.
Чтобы исключить возможность кредитных войн, ведущие страны-кредиторы заключили джентльменское соглашение о допустимых пределах льготного кредитования. В соответствии с тенденциями мирового рынка кредитных капиталов каждые полгода устанавливаются нижний предел процентной ставки, максимальный срок кредита и максимальный льготный период. Страны-получатели разделены на три группы: с низкими, средними и высокими доходами. Наиболее льготные условия предоставляются странам с низкими доходами, самые жесткие ¾ странам с высокими доходами. Однако уклонение от согласованных правил не является редкостью. Но стабилизирующая роль данного джентльменского соглашения несомненна.
Объем экспортных кредитов непосредственно связан с инвестиционной активностью стран-заемщиц.
Всякий рынок включает постоянных и временных участников. Например, на национальном рынке кредитных капиталов постоянными участниками являются кредитные учреждения и фондовая биржа, на международном ¾ евробанки и иногда фондовые биржи, котирующие и размещающие еврооблигации. К временным следует отнести, с одной стороны, первоначальных кредиторов, которые формируют источники кредитного капитала за счет высвобождающихся средств, а с другой ¾ конечных заемщиков, использующих их по мере необходимости. Такое деление содержит известный элемент условности, поскольку некоторые временные участники пользуются услугами рынка кредитных капиталов длительное время.
Однако даже среди них трудно выделить устойчивых кредиторов или заемщиков. История развития международного рынка кредитных капиталов показывает, что его участники в один период предпочитают больше размещать средств, чем заимствовать, а в другой ¾ наоборот. Тем не менее всех участников, как временных, так и постоянных, можно классифицировать по характеру деятельности, географическому расположению, по срокам и валютам кредитов и т. д.
По характеру деятельности можно выделить три основные категории заемщиков и кредиторов на международном рынке кредитных капиталов: официальные институты (центральные банки, другие государственные учреждения и международные организации), частные кредитно-финансовые учреждения, фирмы и частные лица. Участники рынка, относящиеся к любой из этих категорий, могут выступать как кредиторами, так и заемщиками.
Официальные институты выступают кредиторами на международном рынке кредитных капиталов прямо и косвенно. Центральные банки или другие государственные учреждения могут сами разместить часть имеющихся у них валютных резервов в одном из европейских банков или в международной организации. Кроме центральных банков прямыми кредиторами на рынке евровалют выступают международные организации, особенно Банк международных расчетов.
Можно выделить три главных фактора, определяющих участие коммерческих банков на рынке евровалют в качестве кредиторов: доходность, надежность и ликвидность.
В последние годы среди прочих кредиторов выросла доля ТНК. В современных условиях головная компания не только может дать указание о переброске средств из одного филиала в другой, но и разместить часть свободных средств на международном рынке кредитных капиталов.
Процессы, происходящие в мировой экономике, отражаются в сфере международных валютно-кредитных отношений, которая в свою очередь оказывает все большее обратное воздействие, в том числе через миграцию кредитных капиталов. Распространению из страны в страну вирусов экономической болезни способствует международный рынок кредитных капиталов. Международный рынок кредитных капиталов как составная часть мирового рынка кредитных капиталов тесно взаимосвязан с национальными хозяйствами и рынками кредитных капиталов отдельных стран. Указанные два сектора единого мирового рынка кредитных капиталов одновременно обособлены и взаимодействуют друг с другом. Причем, как и в целом международные экономические отношения, международный рынок кредитных капиталов является производным от национальных экономик отдельных стран. Вместе с тем формирование национальных хозяйств происходит под воздействием внешних факторов, которые во многом связаны с функционированием международного рынка кредитных капиталов.
Хотя кредитный капитал является своеобразным товаром, обладающим особой потребительской стоимостью, которая выражается в способности функционировать в качестве капитала и приносить доход в форме прибыли, спрос и предложение его осуществляются на рынках, одновременно связанных с товарными рынками и обособленных от них. В отличие от рынков обычных товаров на денежном рынке противостоят друг другу лишь кредитор и заемщик. Товар имеет одну и ту же форму ¾ форму денег. В связи с этим на международном рынке кредитных капиталов появляются факторы, способствующие интеграционным процессам, в виде ограниченного круга валют и фактически единой системы процентных ставок по евровалютным сделкам.
Рассматривая процессы интеграции и интернационализации, развивающиеся в производстве и на международном рынке кредитных капиталов, следует отметить, что интернационализация денежно-кредитных рынков в последний период идет, как известно, быстрее интернационализации производства, чему способствует рост операций транснациональных корпораций.
Евровалютные операции
Аккумулируя и перераспределяя кредитный капитал между странами, международный рынок кредитных капиталов выступает в форме международного денежного рынка и международного рынка капиталов. Известно, что внутри страны спрос и предложение кредитного капитала совершаются на рынке кредитных капиталов, который обычно подразделяется на денежный рынок и рынок капитала.
Деление банковского кредита на ссуду денег и ссуду капитала можно рассматривать с двух точек зрения: с позиции отдельного заемщика или роли кредита в экономике в целом.
С позиции воспроизводства индивидуального капитала ссуда денег имеет место тогда, когда заемщик получает у банка средства под залог каких-либо ценностей (векселей, товаров и т. д.).
Если заемщик или другой банк получает ничем не обеспеченную ссуду (как происходит на рынке евровалют), то тем самым он приобретает дополнительный капитал, т. е. ссуду капитала. В первом случае заемщику нужны средства для решения каких-то конкретных задач, например, купить что-нибудь. Он лишь меняет форму имеющегося у него капитала. Во втором предприниматель нуждается в добавочных средствах и ищет их на рынке кредитных капиталов. Предоставленные в денежной форме они одновременно являются и капиталом, и покупательным или платежным средством.
Таким образом, с позиции индивидуального капитала рынок евровалют выступает как особый международный рынок капиталов, ибо кредиты имеют, как правило, не обеспеченный характер. В результате, если мы употребляем термин «международный рынок капиталов» для обозначения рынка евровалют, это справедливо лишь по отношению к воспроизводству индивидуального капитала.
С конца 50-х годов в Западной Европе начал развиваться рынок депозитов (текущих счетов и вкладов) в долларах США, так называемый рынок евродолларов. Коммерческие банки, расположенные вне сферы официального обращения доллара США, принимая за определенный процент депозиты, выраженные в долларах, затем переуступали эти средства за более высокий процент.
Вскоре операции с евродолларовыми депозитами создали денежный рынок, который, по существу, не только стал независимым от нью-йоркского, но и превратился в его альтернативу.
Наряду с евродолларовым денежным рынком в Западной Европе с 1968 г. возник рынок евродолларовых займов, облигации которых выпускаются в долларах на западноевропейских национальных рынках капиталов. Они существенно отличаются друг от друга системой процентных ставок, составом кредиторов и заемщиков, организацией и регулированием операций. Однако определить характер движения кредитного капитала трудно, так как кредиты предоставляют без указания целей.
К началу 70-х годов сформировался так называемый вторичный рынок евродолларов, т. е. рынок уже размещенных бумаг, где получили обращение и стали объектом купли, продажи, учета и других операций облигации, сертификаты, векселя и прочие ценные бумаги. Каждый рынок имеет свои особенности, но вместе с тем все они объединены функциональной связью.
Взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными евровалютными операциями осуществляется по следующим направлениям. С одной стороны, источниками средств, используемых для покупки облигаций евровалютных займов, в основном являются краткосрочные инвалютные авуары. С другой стороны, средства, полученные от реализации долгосрочных евровалютных ценных бумаг, нередко размещаются на рынке краткосрочных капиталов. Это происходит в случаях, когда между получением долгосрочных средств и их использованием есть разрыв во времени. Тогда заемщик, чтобы извлечь дополнительную прибыль, размещает эти средства на короткий срок до момента использования ссуды в тех целях, ради которых он ее получал. Объем подобных операций обычно возрастает в периоды, когда евровалютные ставки на краткосрочном рынке повышаются.
Наибольший объем таких средств получают промышленно развитые страны и развивающиеся страны ¾ импортеры нефти. Основную массу кредитов получают центральные правительства и местные органы власти, государственные финансовые институты, которые используют средства для прямого или косвенного финансирования дефицитов платежных балансов своих стран. В последнее время спрос на среднесрочные еврокредиты повысился из-за возросших потребностей в крупных денежных суммах для погашения обязательств по внешней задолженности.
Среднесрочные еврокредиты представляются в основном в долларах США. Однако в периоды ослабления американской валюты число валют, в которых выдаются ссуды, увеличивается. Например, в 1988 г. кроме кредитов в долларах США были объявлены еврокредиты в японских иенах, марках ФРГ, фунтах стерлингов, голландских гульденах, швейцарских и люксембургских франках, риалах Саудовской Аравии. Тем не менее, тогда на их долю в общей сложности пришлось лишь 5,5% общей суммы среднесрочных еврокредитов.
Между среднесрочным рынком еврокредитов и рынком еврооблигаций имеется ряд определенных отличий. В противоположность еврокредитам выпуск еврооблигаций сопровождается обычно публикацией, число инвесторов большое и в основном в виде индивидуальных заемщиков. Еврооблигации, как правило, заносятся в список на фондовой бирже, а банки проводят с ними операции на вторичном рынке. Кроме того, еврооблигации представляются на более длительные сроки, чем еврокредиты, и их размещение ограничено небольшим числом банков, сохраняющих сертификат, удостоверяющий долю участия в течение всего срока кредита, т. е. до его погашения.
В 1980 г., следуя за ростом процентных ставок в США, правительство ФРГ вынуждено было ввести валютные ограничения на приток иностранного капитала, опасаясь наплыва долларов. В Великобритании, где консервативное правительство в октябре 1979 г. ослабило контроль над движением капиталов, рост процентных ставок привел к притоку «горячих денег» и завышенному валютному курсу фунта стерлингов, что еще более ухудшило кризисное состояние английской экономики. Повышение процентных ставок вызвало отвлечение средств от инвестиций в промышленность за счет роста вкладов в банки. Такие явления получили наименование «войны процентных ставок».
Денежно-кредитная сфера воздействует на перемещение капиталов между странами при помощи трех основных факторов: уровня процентных ставок, темпов инфляции и соотношения валютных курсов. Рынок евровалют, выполняющий одновременно ссудные и валютные операции, усиливает этот процесс. Ему способствует также отход от системы фиксированных валютных курсов, при которой колебания искусственно ограничивались определенными пределами.
Повышение процентных ставок союзниками США было связано не столько с интересами их внутриэкономического развития, сколько с необходимостью защиты внешних позиций национальной валюты от последствий повышения процента США. В связи с этим противоречивость целей их учетной политики значительно усилилась. Поскольку американские банки обладают значительными долларовыми ресурсами, передвижение последних за пределы США приводит к росту или падению ставок по евродолларовым депозитам. Размер рынка евродолларов значительно превышает объем любого национального рынка кредитных капиталов вне США, и поэтому даже небольшое расхождение в процентных ставках на евровалютном и национальном рынках вызывают существенный приток или отлив средств в отдельную страну, что нарушает ее денежное обращение.
Рынок евровалют, с одной стороны, оказывает благоприятное воздействие на решение проблем экономической политики, так как увеличивает количество международных ликвидных средств. С другой стороны, значительные стихийные перемещения евровалютных средств ослабляют эффективность национальной денежно-кредитной политики, обостряют конкурентную борьбу между ними, особенно в условиях инфляции, «войны процентных ставок» и нестабильности валютных курсов.
Многие страны стараются ограничить или частично подвергнуть контролю влияние международного рынка кредитных капиталов на их экономику. Меры подобного регулирования разнообразны. Шаги, предпринимаемые национальными властями в этом направлении, осуществляются либо в одностороннем порядке, либо на интернациональном уровне.
Конкретные формы регулирования включают ряд прямых и косвенных мер. Среди косвенных мер следует выделить регулирование процентной ставки, введение специальных требований об обязательных резервах по отношению к иностранным депозитам, манипулирование размером форвардного покрытия.
Среди прямых мер валютного контроля самым распространенным является установление квот на иностранные активы или обязательства коммерческих банков и лимитирование иностранных инвестиций.
Многие страны Западной Европы активно используют лимиты на банковские кредиты коммерческих банков как инструмент денежной политики. В Италии банковские кредиты определенного размера обычно требовали разрешения центрального банка. Банки нередко превышают эти лимиты. В некоторых странах подобные нарушения влекут за собой санкции в виде требований размещения специальных депозитов в центральном банке.
Свобода в области движения кредитных капиталов на международном рынке представляет собой важное условие функционирования мировой экономики. Поэтому в послевоенном периоде широко проводится политика постепенного смягчения внешнеторговых и валютных ограничений. Вид и степень государственного вмешательства в область операций на международном рынке кредитных капиталов варьируются в зависимости от валютного положения отдельных стран и состояния их экономики.
Практика показывает, что стремление к изоляции национальных рынков в современных условиях не приносит желаемых результатов, так как вступает в противоречие с процессом интернационализации мировой экономики.