Источники финансирования дефицита ( статьи с 94-96 БК с учетом изменений и дополнений 63-ФЗ)

К внутренним источникам финансирования относятся:

-разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, субъектом РФ или органом местного самоуправления, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

-разница между средствами, полученными от возврата предоставленных внутри страны бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов;

-разница между полученными и погашенными РФ, субъектом или местным органом власти в валюте РФ кредитами кредитных организаций;

-изменение остатков средств на счетах по учету бюджетных средств;

-поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ;

-поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

-разница между полученными и погашенными бюджетными кредитами от вышестоящих бюджетов;

-разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами международных финансовых организаций ( для федерального бюджета);

-разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ.

К внешним источникам финансирования бюджета относятся:

-разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ или субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

-разница между полученными и погашенными РФ или субъектом РФ в иностранной валюте кредитами иностранных государств;

-разница между полученными и погашенными РФ или субъектом в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.


ФК. №11. Экономическое содержание, функции, основные элементы и классификация налогов. Их роль в системе государственного регулирования экономики.

Налоги – важная эк-ая категория. Они исторически связ. с появлением гос-ва и выполнением целого ряда общегос-ых функций. Минимальный размер н/бремени опр-ся суммой расходов гос-ва на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка и т.п. Чем совершеннее гос-во, тем шире круг стоящих перед ним задач, тем больше ден. ресурсов мобилизуется в гос.бюджете. Однако н. нельзя сводить только к ден. отнош-ям. Это совокупность финансовых отнош-ий, кот. склад-ся в процессе перераспред-ия совокупного дохода общества с целью создания общегос-ого фонда для финансирования общественных функций.

Рассмотрим определения налога:

1. Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента.

2. Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ.лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и МО.

Признаками налога являются: ИМПЕРАТИВНОСТЬ – означает, что субъект не вправе отказаться от выполнения обязанностей по уплате н.; СМЕНА ФОРМЫ СОБСТВ-ТИ – посредством н-ов часть собств-ти индивидуума в ден. форме переходит в гос-ую. Любая н/система, представленная отдельными видами н-ов, отлич-ся БЕЗВОЗВРАТНОСТЬЮ, т.е. уплач-ая сумма не возвращ-ся субъекту налога. Поступая в бюдж. фонд, налоги обезличив-ся, т.е. это не целевые отнош-я (в отлич. от сборов).

Элементы налога:–плательщик (физ/юр.дицо, выполняющее возложенные на него обяз-ва по уплате налога), объект обложения (доход, земельная рента, имущество и т.п., облагаемое налогом), ед-ца обложения (часть объекта, принимаемая за основу при исчислении н-а), ставка н-а (размер н-а с ед-цы обложения), оклад н-а (общая сумма н/изъятий на 1 плательщика с ед-цы обложения за опр-ый период времени), н/льгота (↓-ние н/бремени), н/период (время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки уплаты его в бюджет) н/санкция (↑-ние н/бремени при установлении факта нарушения налогового зак-ва).

Сущность налогов проявляется в их функциях:

фискальная, обеспечивающая формирование доходной базы бюджета. регулирующая -реализуется через проведение целенаправленной налоговой политики, стимулирующей приоритетное развитие отдельных отраслей и зон, отдельных видов деятельности, решения социальных задач путем применения льготных режимов налогообложения, предоставления налоговых льгот, сниже­ния ставок налогов.

Налоговая ставка

Источники финансирования дефицита ( статьи с 94-96 БК с учетом изменений и дополнений 63-ФЗ) - student2.ru Налоговые поступления

(Кривая Лаффера)

Для решения общегосударственных задач н/система должна быть построена, исходя из классических принципов, сформулированным А. Смитом:

1. Граждане государства должны уплачивать налог (участвовать в содержании правительства) соразмерно своим силам и способностям, т.е. соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства.

2. Налог должен быть точно определен, срок уплаты, способ платежа и сумма платежа должны быть ясно определены для плательщика и для всякого другого лица.

3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его.

4. Каждый налог должен быть разработан таким образом, чтобы он удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству и государству.

Нарушение этих принципов приводит к обременительности налогов, тормозит инвестиционный процесс, ведет к серьезному расслоению общества.

Налоги должны быть важным инструментом, способствующим антицикличности в экономике, и регулятором инвестиций. С помощью н/регулирования государство должно создавать необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения НТП отраслях, а также малорентабельных, но социально необходимых сферах производства.

Система налогов – это совокупность н-в гос-ва в соотв. с их классификацией, установленной в законодательном порядке. Наиболее актуальным вопросом, нашедшим свое решение в Налоговом кодексе, является налоговый федерализм, т. е. распределе­ние полномочий федеральных органов власти, органов власти субъек­тов РФ и органов местного самоуправления.

Классификация налогов и сборов на федеральные, региональ­ные и местные соответствует разделению полномочий законодатель­ных органов власти РФ, субъектов РФ и органов МСУ по введению или отмене н-ов или сборов на соотв-щей подведомственной территории.

К фед. н-ам относят НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за польз-е объектами животного мира и за пользование объектами водных биол. ресурсов, гос. пошлина. Фед. н-и и сборы устан-ся НК РФ и обязательны к уплате на всей террит. РФ.

К рег. н-ам относят н. на имущ. орг-ций, н. на игорный бизнес, транспортный налог. Эти налоги и сборы устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на соотв. субъектах РФ. Законодательным (представительным) органам субъектов РФ предоставлено право определять следующие элементы налогообложения: 1) н/ставки в пределах, установленных НК; 2) порядок и сроки уплаты налогов; 3) н/льготы и основания их предоставления.

К местным н. относ. земельный налог и налог на имущ. физ.лиц, они устан-ся НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов МСУ и обязательны к уплате на территории соответствующих МО. В городах федерального значения (М, СПб) местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся законами этих городов. Порядок определения элементов местных налогов такой же, как и региональных.

С 01.01.2005 в РФ введены специальные налоговые режимы. 4 вида: упрощенная система налогообложения (УСН); единый налог на вмененный доход (ЕНВД); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; единый с/х налог (ЕСХН).

Кроме того, существуют следующие классификации налогов:

По виду ставки (признаку соотношения между ставкой налога и доходом): 1)прогрессивные, 2)регрессивные, 3)пропорциональные (средняя ставка остается неизменной независимо от размеров дохода), 4)твердые, 5)кратные МРОТ.

По возможности переложения: 1) прямые (налог на прибыль, налог на имущество, др.) падают непосредственно на плательщика (производителя) и не могут быть переложены путем увеличения продажной цены товаров. 2) косвенные (акцизы, НДС, таможенные пошлины) взимаются в сфере реализации или потребления товаров и услуг, т.е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции.

По объекту обложения: 1) операции по реализации, 2) имущество, 3) прибыль, 4) стоимость реализованной продукции, 5) доход, 6) средства потребления.

По способу обложения: 1) кадастровый, 2) декларационный, 3) у источника выплаты дохода.

По источнику уплаты выделяют налоги, уплачиваемые с 1)выручки от продаж, 2)с себестоимости, 3)с заработной платы, 4)с индивидуального дохода, 5)с прибыли.

По субъекту налога различают налоги, уплачиваемые физ.лицами и юр.лицами.

По назначению выделяют: 1.общие налоги (обезличиваются и поступают в единую кассу государства. Предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий); 2.специальные целевые налоги (имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды).

Н/политика – система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов, направленных на реализацию определенных задач, стоящих перед обществом. Т.о., н/регулирование – одна из форм управления рыночной экономикой.

Вводя налоги, государство преследует следующие цели:

изъятие у предприятии и населения части их доходов в свою пользу.

воздействие через н/механизм на процессы производства и обращения путем ↑-я (↓-я) их темпов, темпов накопления капитала, платежеспособного спроса населения.

Можно выделить 3 типа н/политики: 1)политика максимальных налогов (есть опасность, когда рост налогов не будет сопровождаться ростом гос.доходов); 2) политика разумных налогов (развитие предпринимательства, создание благоприятного н/климата) (характерна для РФ); 3) политика, требующая высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Н/политика осущ-ся ч/з н/механизм – совокупность орг.-правовых норм и методов управления н/о-ем (н/льготы, н/ставки, др.). Основы н/политики закладываются на очередной финансовый год утверждением бюджета страны. Реализации н/политики оформляется ФЗ, указами президента РФ, постановл. правит-ва и иными подзаконными актами.

Наши рекомендации