Понятие денежной системы и ее элементы

В каждом государстве существует национальная денежная система, сложившаяся исторически. Денежная система – это урегулированная правовыми нормами совокупность форм и методов организации денежного обращения в стране.

В зависимости от вида денег различают денежные системы двух типов:

- системы металлического обращения;

- системы бумажно-кредитного обращения.

Денежные системы металлического обращения базируются на металлических деньгах (золотых, серебряных), которые выполняют все функции, присущие полноценным деньгам. Для металлического обращения характерны два типа денежных систем: монометаллизм и биметаллизм. Монометаллическими называются денежные системы, при которых один металл занимает господствующее положение, служит основным всеобщим эквивалентом и доминирует в денежном обращении. Развитые металлические денежные системы учреждались на основе меди, серебра, золота. Биметаллизм – денежная система, при которой за двумя металлами (обычно, золотом и серебром) законодательно закрепляются денежные функции.

Денежные системы бумажно-кредитного обращения основываются на бумажных или кредитных деньгах. Связь денежных единиц с золотом и серебром в таких системах слабеет, играет второстепенную роль по отношению к оборачивающимся денежным знакам роль, а потом и вовсе отпадает. В бумажно-кредитных системах доминируют законы кредитного обращения, и государство в гораздо большей степени регулирует все элементы денежной системы.

Элементный состав денежной системы в финансово-экономической и правовой литературе практически совпадают.

С экономической точки зрения денежная система представляет собой совокупность следующих элементов: наименование денежной единицы и ее частей; виды денежных знаков, имеющих законную платежную силу; эмиссионный механизм; порядок обеспечения денежных знаков; структура денежного оборота, регламентация безналичного денежного оборота и наличного денежного обращения; порядок установления валютного курса; государственный орган, осуществляющий регулирование денежного обращения [Кравцова Г.И. Понятие, типы и элементы денежной системы: учебник / Под ред. Г.И. Кравцовой. – 2–е изд. – Минск, 2007. – С. 131].

По мнению В.И. Тарасова законодательство определяет основные элементы национальной денежной системы: наименование денежной единицы; масштаб цен; виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок их эмиссии и обращения; регламентацию безналичного оборота; государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения [Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие. – Минск, 2003. – С. 70–71].

В юридической литературе, как правило, выделяют следующие элементы денежной системы: официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег и правовое регулирование денежного обращения [Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. – 3–е изд. – М., 2004. – С. 674]. Другие авторы несколько расширительно подходят в выделению элементов денежной системы. Например, А.А. Тедеев, В.А. Парыгина, определяя денежную систему как урегулированную нормами права денежного обращения совокупность форм и методов организации и функционирования денежного обращения, включают ее структуру наименование денежной единицы страны, виды государственных денежных знаков, регулирование и организацию порядка выпуска в обращение (эмиссии) и обращения государственных денежных знаков, порядок осуществления наличного и безналичного денежного обращения, формы безналичных расчетов, курс национальной валюты и порядок ее обмена на иностранную валюту [Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право: учебник. – М., 2004. – С. 389–390].

К.С. Бельский к элементам денежной системы относит: официальную денежную единицу с ее наименованием; виды денежных знаков; порядок эмиссии наличных денег; безналичные деньги; финансово-правовые нормы, предусматривающие указанные элементы и обеспечивающие функционирование денежной системы [Бельский К.С. К вопросу о понятии денежной системы Российской Федерации // Финансовое право. – 2005. – № 8. – С. 4].

По мнению А.Е. Самсонова, с юридической точки зрения денежная система, представляет собой форму организации денежного обращения в стране, включает в себя следующие элементы: 1) наименование денежной единицы; 2) виды государственных денежных знаков; 3) порядок выпуска, обращения и изъятия денежных знаков; 4) условия денежного обращения, в том числе установление пределов использования наличных денег и порядок проведения безналичных расчетов; 5) контроль за соблюдением правил хранения, расходования и обращения денег [Самсонова А.Е. Денежная система Российской Федерации // Финансовое право Российской Федерации: учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. – 3–е изд. – М., 2009. – С. 570].

Д.Н. Дружинин в структуре денежной системы выделяют как традиционные ее элементы (официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения), так и дополнительные (масштаб цен, виды денежных знаков, орган государственной власти, осуществляющий регулирование денежного обращения) [Дружинин Д.Н. Правовые основы денежной системы Российской Федерации // Финансовое право: учеб. пособие / Отв. ред. И.В. Рукавишникова. – М., 2007. – С. 429 ]

Как видно из приведенных выше элементно-структурных характеристик денежной системы, в финансово-экономической литературе, как правило, присутствует институционально-организационный элемент в виде специально уполномоченного государственного органа, в то время как в финансово-правовой литературе данный элемент специально не выделяется, но подразумевается в контексте регулирования государством денежно-кредитной сферы.

Вышеуказанные подходы, а также специфика развития денежно-кредитных отношений на территории Республики Беларусь позволяет говорить о следующих элементах денежной системы:

- наименование денежной единицы и порядок ее обеспечения;

- порядок эмиссии наличных и безналичных денег;

- порядок установления валютного курса;

- наличное и безналичное денежное обращение.

Организация и функционирование денежной системы относится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеспособности государства в целом.

Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие, пропорциональные части.

В 1994 году Национальный банк Республики Беларусь постановил, что единственным платежным средством в стране является белорусский рубль, а в налично-денежном обращении – расчетный билет (постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 19 октября 1994 г.). В последующие года из обращения был изъят расчетный билет, а в качестве официального единственного платежного средства признан белорусский рубль – билет Национального банка Республики Беларусь, что нашло свое отражение в законодательстве. В соответствии со ст. 11 Банковского кодекса Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. (в ред. Кодекса от 17 июля 2000 г.) (далее – Банковский кодекс) денежные обязательства на территории Республики Беларусь должны быть выражены в официальной денежной единице Республики Беларусь (белорусском рубле). Ст. 141 Гражданского кодекса Республики Беларусь также определяет, что белорусский рубль является платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Республики Беларусь.

В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно должно быть исполнено в официальной денежной единице Республики Беларусь в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных (расчетных) денежных единицах. В этом случае подлежащая оплате сумма в официальной денежной единице Республики Беларусь определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных (расчетных) денежных единицах на день платежа, если иной курс или иная дата определения курса не установлены законодательством Республики Беларусь или соглашением сторон.

Использование иностранной валюты, а также ценных бумаг и платежных инструкций в иностранной валюте в денежных обязательствах на территории Республики Беларусь допускается в случаях, порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Беларусь.

Национальный банк определяет номинал (достоинство), изображение, степени защиты и другие характеристики банкнот и монет, выпускаемых им в обращение, осуществляет публикацию описания банкнот и монет в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями. В настоящее время на территории Республики Беларусь обращаются билеты Национального банка Республики Беларусь достоинством 10, 20, 50, 100, 500, 1000, 5000, 10000, 20000, 50000 и 100000 рублей. С целью оптимизации денежного обращения в Республике Беларусь в 1994 и 1999 года были проведены две деноминации (деноминация – техническая операция, выражающая в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках) посредством уменьшения нарицательной стоимости денежной единицы в 10 и 1000 раз соответственно.

Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных банкнот и монет, а также хранение и при необходимости подтверждение подлинности банкнот и монет, уничтожение оригинальных и печатных форм, гипсовых моделей и эталонных чеканочных инструментов, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет.

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются единственным средством на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а также являются безусловным обязательством Национального банка и обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады (депозиты) и перевода на всей территории Республики Беларусь.

По мнению некоторых автор, эмиссия денег является основным элементом денежной системы. Так Я.А. Гейвандов считает, что денежная эмиссия, являясь многоплановым, имеющим не только экономическую, социальную, но и правовую природу, явлением, обладает рядом правовых признаков, присущих не только самой денежной эмиссии, но и всей денежно-кредитной политики: конституционно-правовой характер денежно-кредитной политики и денежной эмиссии; денежно-кредитная политика и осуществляемая в ее рамках эмиссия денег, а также их цели и содержание имеют публично-правовую природу; это единство и взаимосвязь правового механизма денежной эмиссии и денежно-кредитной политики, включая единство законодательного регулирования [Гейвандов Я.А. Денежная эмиссия в России как важнейшее направление единой государственной денежно-кредитной политики // Государство и право. – 2004. – № 5. – С. 46].

Эмиссия денег– это процесс выпуска денег в обращение, приводящий к увеличению денежной массы, регулируемый центральным банком страны. Различают эмиссию наличных и безналичных денег. Эмиссия наличных денег, увеличивающая денежную массу в обороте, организация их обращения и изъятия из обращения осуществляются центральным банком страны. Выпуск наличных денег в оборот имеет место не только в результате их эмиссии. Его осуществляют банки при выдаче предприятиям, организациям и физическим лицам наличных денег из своих касс. Однако при этом общая наличная денежная масса в обращении не изменяется. Выпуск безналичных денег в обращение происходит путем кредитования банками субъектов хозяйствования. Поскольку центральный банк осуществляет кредитование коммерческих банков, то в этом случае имеет место эмиссия безналичных денег. Однако банки могут производить за счет этих безналичных денег дальнейшее кредитование субъектов хозяйствования, которое в последующем может сопровождаться выдачей из касс банков наличных денег. В связи с этим вначале происходит эмиссия безналичных денег, необходимость которой вызвана расширением масштабов экономической деятельности и объемов валового внутреннего продукта.

Первичным эмитентом денег в Республике Беларусь во всех их формах является Национальный банк Республики Беларусь, обладающий исключительным правом эмиссии денег, закрепленным за ним ст. 7 и 28 Банковского кодекса. Исключительное право Национального банка осуществлять эмиссию денег закреплено на конституционном уровне. В соответствии со ст. 136 Конституции Республики Беларусь Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обаладает исключительным правом эмиссии денег.

Эмиссия денег осуществляется Национальным банком посредством выпуска в обращение безналичных и наличных денег. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банкнот и монет.

Эмиссия денег осуществляется Национальным банком путем краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг и осуществления операций на внутреннем и внешнем денежных рынках, направленных на увеличение золотовалютных резервов. Эмиссия денег для долгосрочного (свыше одного года) рефинансирования банков запрещена.

Национальный банк осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение путем продажи банкам, покупки Национальным банком иностранной валюты и других валютных ценностей у физических и юридических лиц для обеспечения стабильного налично-денежного обращения, а также в иных случаях, связанных с выполнением основных целей своей деятельности.

Объемы совокупной эмиссии безналичных денег, банкнот и монет устанавливаются и регулируются исключительно Национальным банком в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Национальный банк эмитирует белорусский рубль. Ограничение обращения белорусского рубля на территории Республики Беларусь не допускается. Выпуск в обращение других денежных единиц на территории Республики Беларусь запрещен.

Порядок установления валютного курса – это совокупность правил установления курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам и порядок обмена национальной валюты на иностранную.

Обычно порядок установления валютного курса является прерогативой Центрального банка страны, ответственного за поддержание его стабильности. Так, в соответствии со ст. 33 Банковского кодекса Национальный банк устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к иностранным валютам.

Расчеты валютного курса белорусского рубля делаются на основании платежного баланса Республики Беларусь, курсов основных иностранных валют, используемых во внешних расчетах республики, данных об объемах экспортной продукции, цен мирового и внутреннего рынков и других факторов.

Порядок установления официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам определен постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 20 августа 2001 г. № 208 «О порядке установления официального курса по отношению к иностранным валютам».

Официальный курс белорусского рубля устанавливается по отношению к иностранным валютам, входящим в одну из следующих групп: свободно конвертируемые иностранные валюты; ограниченно конвертируемые иностранные валюты.

Официальный курс белорусского рубля к российскому рублю и к доллару США устанавливается по результатам фиксинга по российскому рублю и доллару США на торгах, проводимых открытым акционерным обществом «Белорусская валютно-фондовая биржа».

Отношение белорусского рубля к другим иностранным валютам определяется на основании кросс-курса доллара США к этим валютам.

Кросс-курсы доллара США к иностранным валютам, включая евро, рассчитываются с использованием сведений, представляемых центральными банками государств в Национальный банк Республики Беларусь, или информации агентства «Рейтер».

Официальный курс устанавливается без обязательства Национального банка Республики Беларусь покупать или продавать котируемые иностранные валюты по данным курсам.

Официальный курс белорусского рубля по отношению к иностранным валютам доводится до заинтересованных органов согласно списку на рассылку сообщений Национального банка Республики Беларусь об установленном официальном курсе белорусского рубля к иностранным валютам. Изменения в вышеназванный список вносит департамент валютного регулирования и утверждает заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, курирующий данное структурное подразделение.

Наши рекомендации