Б) Нежинское греческое братство

Греки на украинских землях

А) греки в Львове

В XVI-ХVIII веках греки играли многофункциональную роль в церковной, культурно-образовательной, политической и хозяйственной жизни Украины. В этот период греческие купцы всё чаще проникали на украинские земли, а некоторые вообще оседали в больших городах. Одновременно этот период характеризуется распространением идей западноевропейского гуманизма, развитием украинско-греческих связей.

Первые культурно-образовательные очаги были основаны князем Острожским, который в 1578г. открыл в своей усадьбе школу. Острог постоянно посещали педагоги, церковные деятели из Греции, Болгарии и Сербии, среди которых были Иеремия Белагонский, Неофит Софиевский, Дионисий Тирновский. В городе плодотворно работали учёные Эммануил Мосхопуло и Георгий Паламидис. Они преподавали в школе греческий язык, историю, философию, риторику и теологию, усилили в деятельности учебного заведения православно-греческое направление. Современники называли эту школу в Остроге «греческой» либо «Греко-православной школой». Острожская школа (современники называли это учебное заведение Академией) сыграла значительную роль в истории культуры. Она положила начало новому типу школ («греко-славяно-латинских») и стала восточнославянской школой высшего уровня, опыт которой использовался в организации других учебных заведений. Острожская школа воспитала плеяду известных учёных и государственных деятелей. Среди её воспитанников – гетман Украины Петро Сагайдачный, первый ректор Киевской братской школы Иов Борецкий, учёные Иов Княгинецкий, Мелетий Смотрицкий и др. Греческие учёные приняли участие в подготовке издания первого полного перевода Библии.

Значительная роль в организации учебных заведений нового типа и развитии украинской культуры принадлежала православным церковным братствам – своеобразным центрам духовной жизни в Украине. Церковь была национально-духовным фактором, который объединял людей православного вероисповедания, независимо от социального положения отдельных граждан. Юридической основой деятельности братств были Уставы, которые утверждались восточными патриархами, являвшимися высшей властью для украинской церкви.

Наряду с украинцами активное участие в братском движении принимали и греки. Официальные польские круги и римско-католическая церковь называли украинцев лицами «греческой веры». Принадлежность к греческой обрядности христианства на Галичине была главным признаком украинской национальности.

Братства возникали при приходских церквях, но это были организации светского характера, которые играли важную роль не только в развитии культуры, но и в общественно-политической жизни украинского народа. Они объединяли вокруг себя местных прихожан. Деятельность братств была направлена на оказание материальной помощи. Члены братства финансировали строительство больниц, школ, типографий и др.

Первые братства на землях Западной Украины возникли в Галичине и на Волыни. В конце ХVI – в начале ХVII ст. было открыто около тридцати новых школ при братствах в Луцке, Львове, Виннице, Рогатине, Каменец-Подольском, Немирове, Кременце, Киеве и других украинских городах.

Город Львов был основан галицким князем Даниилом Романовичем или его сыном Львом Даниловичем, в честь которого и появилось название. В середине ХVI ст. город и земли около него вошли в состав Великого княжества Литовского, которое позже объединилось с Польшей. Львов стал экономическим и культурным центром Западной Украины. Сюда отовсюду съезжались переселенцы и просто купцы. Среди них, как свидетельствуют исторические источники, были и греки. В Львове они занимались, главным образом, торговлей – доставляли и реализовывали на рынках города разнообразные товары, имели постоянные контакты с многочисленными факториями в Европе и Азии. Особенно интенсивный размах приобрела торговля вином с островов Крит, Хиос и Родос, которое пользовалось широким спросом.

Греческая община, хотя и способствовала процветанию Львова, не имела юридического подтверждения своего существования и официального статуса. Не имела она и особых прав и привилегий, которыми пользовались, скажем, греки Нежина. Вместе с тем, будучи лояльными гражданами и православными христианами, они встречали доброжелательное отношение со стороны своих единоверцев – коренного украинского населения, и вместе с украинцами основали в первой половине XVI ст. при храме Успения Пресвятой Богородицы львовское братство.

Греки-купцы внесли весомый вклад в организационное финансовое обеспечение деятельности братства. Так, в конце XVII ст. среди 15 лиц, которые пожертвовали для братства 10,5 тыс. золотых, было семеро греков. Большие пожертвования на строительство храмов и благотворительность сделали львовские купцы Манолис Марипета и Константин Корнякт. Именем последнего благодарный сенат города даже назвал большую колокольню отстроенной Успенской церкви, известной как «башня Корнякта».

Греческого происхождения был и львовский купец Алексей Балабан (Балабанос), который в 1671г. собственными средствами восстановил часовню Трёх Святителей, построенную вышеупомянутым Корняктом вблизи Успенской церкви. Основателями второго в Галичине церковного братства – Рогатинского (1589г. ) - стали грек Фёдор и его жена. Большую просветительскую деятельность развернул в Галичине грек Гедеон (Георгий) Балабан, епископ львовский, который вместе с Фёдором Балабаном основал типографии в Стрятине и Крылосе. Последние вошли в историю украинской культуры под названием «балабановские типографии». Львовские греки выполняли также посреднические функции между братством и патриархами греческой вселенской церкви, а нередко и дипломатические миссии. О греческой общине Львова и сегодня напоминает городская топонимика: улицы Греческая и Корнякта.

Большие пожертвования Львовскому братству выделял купец Константин Корнякт (Корниактос), который родился в 1520г. в г. Ретимно (о. Крит). Семья Корниактов поселились во Львове в ХVI ст. Спасаясь от репрессий Османской империи, его старший брат Михаил Корнякт прибыл во Львов в 1545г. , где стал постоянно проживать и торговать восточными товарами. Через 20 лет здесь поселился его брат Константин, который имел широкие связи в Османской империи и поставлял свои товары в Молдавию и Германию. В 1569 г. за особые заслуги в развитии Львова польский король освободил купца К.Корнякта от платы пошлины. Через два года греческий купец получил титул шляхтича, фамильный герб и был назначен на должность таможенного чиновника русских земель, которую он занимал на протяжении 12-ти лет. Аренда таможенной монополии, в сочетании с успешной торговлей вином, позволила семье Корняктов быстро накопить огромные деньги, приобрести земельные угодья вблизи Львова и Перемышля. Будучи влиятельной личностью, К.Корнякт защищал перед польским королём и официальной властью интересы православных единоверцев – греков и украинцев. Проявил себя он и как меценат, построив в Львове на собственные средства так называемые «Дом Корнякта» и «Башню Корнякта». «Башня Корнятка», то есть колокольня братской церкви, украшалась колоколами «Кирилл», диаметр которых составлял 2 м, а вес – 3,5 т. Благодаря личному обращению К.Корнякта к королю было получено разрешение на установление колоколов и на башне церкви Успения Пресвятой Богородицы. Меценат выделил большие средства для строительства Успенской церкви, часовни Трёх Святителей, монастыря святого Онуфрия, постоянно выделял средства на содержание братской школы и городской больницы, что нашло отражение в воспоминаниях современников. Из этих воспоминаний мы узнаём и о том, что К.Корнякт отказался от 1 тыс. золотых, которые город задолжал купцу, и эти средства магистрат направил на строительство оборонной башни Львова, известной как «Корняктовская».

1 августа 1603г. К.Корянкт умер. На следующий день вступило в силу его завещание, согласно которому Ставропигийское братство получало долгосрочное финансирование от доходов с его имений. Константин Корнякт похоронен около церкви Успения Пресвятой Богородицы, а надпись «His dom Constantinus Corniactus» над порталом часовни Трёх Святителей и его огромный портрет в храме напоминают и сегодня о греческом меценате.

б) Нежинское греческое братство

В XVIII ст. на украинские земли продолжали прибывать выходцы из Греции. Одним из городов, где они селились, был Нежин.

Ещё с середины XIV ст. Нежин становится приграничной крепостью для защиты от набегов татаро-монголов. Первая письменная фиксация города как «Нежин» приходится на 1514г. Постепенно город из крепости превращается в торговый центр, удачно расположенный на перекрёстке водных и сухопутных путей. 26 марта 1625г. Нежину было присвоено Магдебургское право. Введение самоуправления способствовало его экономическому и культурному развитию.

Греческое братство в Нежине – одна из наиболее известных и влиятельных греческих общин, что когда-либо существовала на территории Украины. Её история охватывает период с конца XVII до середины XIX вв. и включает в себя целый ряд значительных событий.

Освободительная война украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого определяюще повлияла на развитие Украины. Значительная часть работоспособного населения была вовлечена в военные действия, ослабели связи с Польшей. В этой ситуации появление греческих купцов, которые нашли на украинских землях широкий рынок сбыта для своих товаров, существенно оживило торговлю. В её развитии были заинтересованы все (и местное население, и греки): в Нежине ведь пересекались торговые пути, которые соединяли Москву, Сибирь и Поволжье с городами Украины, Польши, Литвы, Крыма, а через них – со странами Средиземноморья и Ближнего Востока.

Универсал гетмана Богдана Хмельницкого от 2 мая 1657г. касался греков, которые приезжали в Украину по торговым делам. Городской администрации запрещалось вмешиваться в дела греческих купцов. Все права, которыми регулировалась внутренняя жизнь общины, сохранялись за самими греками. Украинский гетман видел в греческом купечестве важный источник пополнения сокровищницы, залог роста благополучия жителей города.

Политика содействия греческим купцам продолжалась и в последующий период. Льготы для греков были подтверждены универсалами гетманов Юрия Хмельницкого и Павла Тетери, универсалы же Ивана Выговского, Юрия Хмельницкого, Ивана Брюховецкого и Ивана Самойловича ещё больше расширили привилегии греческих купцов в Украине. Но главным юридическим документом стал универсал Ивана Мазепы (1701), определяющий права нежинских греков, которыми они пользовались фактически в течение всего ХVIII ст. Подтверждая права греческих купцов, гетман запретил нежинским полковникам и городскому магистрату забирать у них лошадей, квартировать в их домах, взимать любые городские налоги.

Высшие органы власти Украинского государства полностью осознавали важность торговых связей с заграничными странами, применяли меры для их оживления. Так, 6 июня 1657г. гетман Богдан Хмельницкий издал универсал, в котором предоставил греческим купцам Павлу и Степану Юриевичам право беспошлинной торговли в Украине. При этом, гетман приказал старшине и Войску Запорожскому беспрепятственно пропускать этих купцов торговыми путями, предоставлять ночлег, не взимать дополнительные налоги. Гарантировался им и свободный выезд за границу.

В дальнейшем льготы и привилегии грекам последовательно подтверждались гетманами Иваном Скоропадским (1709), Даниилом Апостолом (1729) и Кириллом Розумовским (1751). Всего с 1654 по 1751 гг. было издано 30 универсалов, которыми предоставлялись широкие привилегии торговцам и ремесленникам нежинской общины.

Укрепление материального положения греческой общины дало возможность её членам часть средств выделить на строительство храмов. Первая деревянная греческая церковь Св. Архангелов Михаила и Гавриила в Нежине была построена в 1719-1729 гг. , а вскоре возле неё построили и каменную Всесвятительскую церковь.

Коммерческая активность греческих колонистов способствовала превращению Нежина в один из важных торговых центров Украины. Привилегии, которыми пользовались греки, привлекали в город всё больше переселенцев. В 1711г. в Нежине проживало 90 греков постоянно и 232 – временно. Согласно переписи 1782г. , всё население Нежина составляло 11104 человек, членами ж Нежинского греческого братства было 765 человек (8% от населения города). В последующие годы количество нежинских греков постепенно сокращалось. Так, согласно данным переписи, из 689 мужчин и 834 женщин, которые были зарегистрированы в 1854г. членами братства, фактически проживало в городе 374 человека, а в 1862г. их количество сократилось до 169 (из них домовладельцев – 82, ремесленников – 83, купцов – 4). Тогда же был основан и «Суд греческого братства», который получил значительные полномочия – и не только судебные: он стал административным и исполнительным органом братства, через который осуществлялись связи с другими учреждениями, и т.п.

В декабре 1785г. в Нежине был основан отдельный греческий магистрат, который стал одним из самых важных органов греческого самоуправления. Магистрат стал правопреемником суда греческого братства и находился в подчинении Черниговского губернского магистрата. Чрезвычайно важной была и роль магистрата в организации жизни греческой общины. Он рассматривал вопросы приёма в братство и исключения из него, координировал благотворительную деятельность зажиточных нежинских купцов.

Нежинское греческое братство активно занималось культурно-просветительской деятельностью. Оно финансировало открытие учебных заведений для греческих детей, которые получали возможность изучать как историю своей родины, так и родной язык. Вопросы образования и воспитания были предметом особой заботы братства. Важным событием культурной жизни Украины стало открытие 22 января 1817г. в Нежине греческого Александровского училища. Ещё одним центром, где дети греков могли получить образование в Нежине, стала основанная в 1820г. гимназия высших наук князя Безбородька.

Нежинские греки принимали активное участие в благотворительной деятельности в пользу своей новой родины.

Выдающуюся роль в жизни Нежина сыграли братья Зосимы. Основателем купеческой семьи Зосимов стал Панайотис. Он родился в Северной Греции, в с. Граммено, жители которого занимались производством изделий из меха. Панайотис Зосима также торговал мехом. У него было двое сыновей – Иоаннис и Стефанос, которые продолжили купеческие традиции семьи.

Один из сыновей – Стефанос – торговал в Нежине, где греческие купцы проживали с середины ХVII ст. Он проживал в Нежине приблизительно до 1734г. Другой сын – Иоаннис Зосима – торговал в Янине. У Иоанниса Зосима было трое сыновей: Панайотис, Зафирис и Христос. Все они, как и их дед, отец и дядя, занимались торговлей. Накопленный капитал позволил им открыть своё собственное дело в разных городах. Панайотис имел торговое предприятие в Бухаресте, Зафирис – в Нежине, Христос – в Яннине. Все члены семьи действовали сообща, помогали друг другу. Семья Зосимов создала своеобразный торговый дом. Следует отметить, что важным фактором процветания многих греческих торговых предприятий стало то, что родственники занимали руководящие должности в предприятиях, разбросанных по разным городам и странам. Это объединение родственников определяло чёткий контроль на рынках и надёжность вложенного капитала. Не были исключением и братья Зосимы, которые, объединив коммерческий талант и финансы, проводили активную торговую деятельность.

Панайотис Зосима жил и торговал в Бухаресте. В семье Панайотиса и Маргариты было девять детей: шесть мальчиков и трое девочек. Дети родились в с. Граммено. Дочерей звали Александра, Зоица и Ангелия, а сыновей – Иоанн, Феодосий, Анастасий, Николай, близнецы Зоис и Михаил.

Детство братья Зосимы провели в Яннине. Панайотис Зосима готовил сыновей к управлению своими предприятиями. Мальчики хорошо знали математику. От своего отца Панайотиса Зосимы братья унаследовали семейное дело и капитал. Братья рано оставили родной город, чтоб расширить свой бизнес.

Иоаннис, Анастасий и Зоис Зосимы переселились в Нежин, где в первой трети ХVIII ст. торговал их двоюродный дед Стефанис и дядя Зафирис Зосимы. Известно, что Иоаннис умер в молодом возрасте. Феодосий, Николай и Михаил переехали в Ливорно. Позже Николай переехал из Ливорно в Нежин. В 1790г. братья Анастасий, Зоис и Николай Зосимы стали членами нежинского греческого братства. Нежин стал для братьев опорным пунктом в их деятельности. Братья Зосимы имели свои торговые конторы во многих городах Западной и Восточной Европы.

Хорошие условия для осуществления торговых операций (природные предпринимательские способности греков и разные привилегии со стороны иностранных правительств) стимулировали накопления капиталов. На своей новой родине благодаря коммерческому таланту, способностям и активной деятельности, греческие купцы достигли исключительных успехов. Для большинства из них обогащение не было самоцелью, наоборот, оно служило средством достижения более высокой цели – освобождения греческих земель от Османского господства. Для братьев Зосимов обогащение также было средством достижения более высоких целей. Поэтому и не удивительно, что братья Зосимы, как и ещё около 50 эпирских благотворителей, остались в народной памяти известными меценатами, которые внесли значительный вклад в национально-освободительное движение греческого народа.

Деятельность братьев Зосимов способствовала сохранению греческой культуры, распространению новогреческого образования. Значительную роль в сохранении греками своей этнической аутентичности и распространения эллинского языка и культурной традиции играло печатание греческих книг и учебников для школ.

Выдающимся делом братьев Зосимов в отрасли просвещения стало финансовое обеспечение переиздания работ древнегреческих классиков, позднее объединённое названием «Эллинская библиотека». Выпуск «Эллинской библиотеки» имел огромное значение. Переиздание работ древнегреческих авторов способствовало развитию классических наук в Европе и распространению образования. Это издание положило начало литературному греческому языку. А.Кораис и братья Зосимы высоко ценили образование и считали, что только образованные греки могут привести страну к освобождению от османского господства.

Благотворительную деятельность братьев Зосимов высоко ценило греческое правительство. В историческом архиве Министерства иностранных дел Греции хранится документ, в котором подчёркивается, что «Королевтсво Греции выражает благодарность господину Николаосу Зосиму из города Нежина за высылку книг в подарок нации».

Братья Зосимы отправляли деньги в Грецию для строительства школ и училищ. Так, в 1795г. они основали в Яннине училище, где обучалось 300 учеников.

Одним из основных направлений благотворительной деятельности купцов всегда были пожертвования греческим церквям – настоящим очагам духовной жизни греческого народа. Братья Зосимы постоянно выделяли значительные суммы денег на строительство, содержание и ремонт церквей, на покупку церковной утвари, икон и богослужебных книг.

Греческое и российское правительства высоко оценили благотворительную деятельность братьев Зосимов. Царское правительство наградило Зоиса орденами Св. Анны и Св. Владимира, а Греческое – командорским орденом Спасителя.

После смерти Зоиса владельцем всего имущества семьи Зосимов стал Николай, который вскоре переехал в Нежин.

30 марта 1842г. после тяжёлой продолжительной болезни Николай Зосима умер. В его завещании было 39 статей. Прежде всего средства выделялись для родного города Яннины.

Не была забыта в завещании и новая родина братьев Зосимов.

Пример служения делу просвещения, поданный Зосимами, вызывает своеобразное соревнование среди греческих купцов, которые также жертвовали свой капитал на благотворительные цели, национально-просветительскую деятельность. Благотворительная и просветительская деятельность братьев Зосимов способствовала распространению идей национального освобождения греков. Без финансовой поддержки братьев Зосимов греческое общество оказалось бы менее образованным и идейно подготовленным к национально-освободительной революции 1821г.

С середины XIX ст. Нежин стал постепенно терять значение торгового центра. Причинами этого стали новые налоги и тарифы, перемещение ярмарки из Нежина в Ромны, упадок заграничной торговли в губернии. Экономические изменения непосредственно сказались на греческой общине в Нежине. Богатые греки выехали из города. Уменьшилось количество греческого населения, изменился качественный состав братства. Внутри братства всё чаще возникали конфликты.

В 1855г. греческие храмы в Нежине утратили свою автономию и были приписаны к Нежинскому Благовещенскому монастырю.

Греческое братство прекратило своё существование с ликвидацией по указу МВД в 1872г. греческого магистрата. Оно оставило в наследство памятники материальной и духовной культуры, которые свидетельствуют о плодотворном сотрудничестве украинского и греческого нарадов.

В) Греки в Киеве

Существенные изменения во всех сферах экономической, общественно-политической и культурной жизни на украинских землях способствовали стремительному развитию Киева. Выгодное географическое расположение города на пересечении торговых путей превратило его в центр, который играл значительную роль в процессе формирования всеукраинского и всероссийского рынков. Через Киев транзитом из балканских стран везли традиционные восточные товары: масло, миндаль, цитрусовые, ткани, шерстяные и суконные изделия, а в обратном направлении – мех, полотно, металл и изделия из металла. В торговых операциях принимали участие не только украинские и российские, а и болгарские, сербские и греческие купцы. Трижды в год на Подоле собирались большие ярмарки, куда приезжали купцы с товаром из Москвы, Петербурга, многих городов Украины, а также Бессарабии, Валахии, Венгрии и других стран. Это способствовало созданию здесь торговых дворов – колоний для иностранных купцов. Одной из таких колоний была и греческая, которая в XVIII ст. насчитывала несколько десятков человек.

В XVIII ст. греки занимались швейным, ремеслом, изготовлением шёлка, мыла и других товаров.

В 1700г. царское правительство издало указ о насаждении шёлковичных садов с целью развития производства шёлка. Греки быстро откликнулись на призыв развивать эту отрасль. Они решили не только торговать сырьём, но и заниматься производством.

Греки работали на киевских заводах по производству стекла, хрусталя, фарфоровой посуды, а также на мануфактурных предприятиях. В Киеве были открыты предприятия, владельцами которых стали греки (гильзовая фабрика «Каракоз и К», табачная фабрика и типография Спилиоти).

Одной из привилегий, которые предоставлялись братствам Украины, было разрешение иметь гостиные дворы, что было чрезвычайно важно для греческих купцов.

Значительная часть греческих переселенцев, как правило, селились на Подоле – одном из центральных торговых районов Киева. Основание греческой церкви было важным шагом к их объединению в братство. Желание греческих переселенцев открыть церковь совпало с интересами греческой иерархии основных центров православия в Греции и на Ближнем Востоке.

Попытки построения греческой церкви в Киеве начались в 1732 году, но разрешение на её возведение было дано лишь в 1738г. В 1742 году греческая Екатерининская церковь на Подоле была построена и освящена. В 1748г. по инициативе игумена Евгения она была преобразована в греческий монастырь с подчинением его Синайской горе. В период царствования Екатерины II в результате её позитивного отношения к грекам и церкви с 1764 года деятельность монастыря оживилась. Пожар на Подоле в 1788г. причинил большой ущерб, но монастырь сохранился. С середины ХIХ в. Екатерининский монастырь пережил краткосрочный расцвет.

Греческий Екатерининский монастырь в Киеве сыграл значительную роль в консолидации греков Украины. Он не только обеспечивал духовные потребности греков, но и был определённым гарантом их экономической активности.

В XVIII ст. Киев был городом передовой культуры. Широкое развитие здесь получили образование, наука, архитектура и искусство. Киево-Могилянская академия стала одним из ведущих центров образования, имела широкие международные связи. Она была учебным заведением с высоким уровнем преподавания и гуманистическими принципами обучения. Многие выходцы из Балкан получили образование в академии. Некоторые студенты Киево-Могилянской академии выезжали по личным делам либо на каникулы на родину и часто оставались там преподавать в местных школах.

Традиции изучения языков в братских школах перешли в Киево-Могилянскую академию. Греческий язык изучался по специальной грамматике. В академии работали высококвалифицированные преподаватели греческого языка. В 1751 году преподаватели греческого языка Гедеон Сломинский и Варлаам Ляшевский сделали новый перевод Библии. Библиотека академии имела много книг греческих, античных и византийских авторов, с которыми воспитанники академии знакомились в оригинале. Преподаватели академии поддерживали связи с Константинопольской школой, где преподавались и светские науки.

В XVIII ст. Киево-Печерская Лавра была одним из самых больших землевладельцев не только в Украине, но и во всей Российской империи. Как и большинство жителей украинских городов, киевские греки делали пожертвования для строительства и содержания храмов. Киев был известен своей школой живописи, подготовкой мастеров-иконописцев в монастырях и академиях. В Киево-Печерской Лавре действовала школа живописи. Здесь обучали искусству иконописи. Если в ХI ст. киевские мастера учились у византийских живописцев, то в XVIII ст. выходцы из Греции приезжали учиться этому искусству в Киев.

С Киевом был связан жизненный путь многих зажиточных греческих семей. Появление семьи Ипсиланти в Российской империи связывалось с политической карьерой её главы – фанариотом Константином Ипсиланти.

Находясь на службе Османской империи, глава семьи Константин Ипсиланти занимал важные государственные должности: Великого драгомана Порты (1796-1799), хозяина Дунайских кнежеств – Молдовы (1799-1802) и Валахии (1802-1806). Семья Ипсиланти принадлежала к фанариотам, которые ориентировались в своей политике на Россию. Константин значительно помог при подписании российско-турецкого договора 1799г. Во время своего пребывания в Дунайских княжествах Константин Ипсиланти оказал важные политические услуги России в борьбе с Османской империей. При его посредничестве Россия поддерживала тайные контакты с восставшей Сербией в 1804-1806 гг. В 1806г. Порта обвинила К.Ипсиланти в измене, начала готовить расправу над ним и его семьёй, а поэтому он вынужден был спасаться от репрессий и преследований.

Когда К.Ипсиланти потерял валашский престол, его пригласил император Александр I приехать в Россию. Он прибыл в Петербург вместе со старшим сыном. Вскоре К.Ипсиланти вернулся в Дунайское княжество, куда уже вступили российские войска, а его сын остался в Петербурге для продолжения обучения. Правительство России проявило к сыну К.Ипсиланти своё внимание. Александр был зачислен на обучение в педагогическое училище, где ему была назначена ежегодная стипендия в 12 тыс. руб.

На следующий год К.Ипсиланти был вынужден снова просить приюта. На этот раз он навсегда оставил Валахию и приехал в Россию вместе со всей семьёй. В августе 1807г. Константин Ипсиланти, с семьёй и свитой в 30 лиц, переехал в Киев, где купил дом. Во время своего пребывания в России К.Ипсиланти встречался, главным образом, с греками-патриотами и российскими дворянами, офицерами и чиновниками, среди которых было немало людей, которые сочувствовали страданиям греков в Османской империи. Общая атмосфера в семье способствовала патриотическому воспитанию детей. Константин Ипсиланти отличался широтой взглядов, острым и любознательным умом. Он живо интересовался наукой, литературой, искусством, увлекался музыкой, любил собирать книги, занимался литературной и переводческой деятельностью, владел древнегреческим, латинским, арабским, турецким, персидским, французским, итальянским и немецким языками. Когда он оставил политическую деятельность, то целиком посвятил себя воспитанию детей. Все дети, кроме Александра, получили домашнее образование. Уроки преподавал сам отец. Он обучал детей иностранным языкам, математике, истории, географии. Старший сын Александр часто наведывался в родной дом в Киеве.

Александр Ипсиланти передал ходатайство своего отца Александру I о зачислении сыновей на воинскую службу. Ходатайство было удовлетворено. 24 апреля 1808г. Александра зачислили в чине корнета в Кавалергардский полк, который среди полков императорской гвардии считался самым аристократическим (до 1800 года даже рядовыми в нём могли служить только дворяне). Император обещал сделать то же и для братьев Александра после того, как они достигнут совершеннолетия и получат образование. В начале 1815г. Николай и Георгий были зачислены в Кавалергардский полк, Дмитрий – в Гусарский полк.

Константин Ипсиланти имел большое влияние на сыновей и способствовал формированию их патриотических убеждений. Когда Наполеон вторгся в Россию, то многие греки разделили чувства российского народа, который встал на защиту своей родины. Четыре из 332 портретов военачальников российской армии, участников Отечественной войны 1812г. , которые находятся в Военной галерее Зимнего дворца, принадлежат генералам греческого происхождения. Среди героев были генерал-майор Дмитрий Дмитриевич Курума, генерал-майор Семён Христофорович Ставраков, генерал-майор Пантелеймон Егорович Бенардос, генерал-майор Егор Иванович Властов. Годы, которые он прожил в Киеве в раздумьях о судьбе своей родины, сформировали его как греческого патриота.

Результатом изменения политических взглядов Ипсиланти стал доклад «Обзор современного состояния Османской империи», который он подал Александру I в 1816г. и в котором резко осудил общественную и государственную систему Османской империи, политику угнетения христиан. В конце своей жизни К.Ипсиланти стал сторонником революционного пути борьбы за независимость Греции. Воспитывая своих детей в духе патриотизма, он внёс огромный вклад в освобождение Греции от Османского ярма. К.Ипсиланти в июне 1816г. , накануне своего отъезда из Петербурга, прощаясь со своим старшим сыном Александром, сказал ему: «Сын мой, никогда не забывай того, что греки, после освобождения от османского господства, должны рассчитывать только на самих себя». Эти слова стали своеобразным политическим завещанием К.Ипсиланти.

Семья греческих эмигрантов пользовалась большим авторитетом в Киеве. К.Ипсиланти часто посещал Киево-Печерскую Лавру, где его всегда встречали с особым уважением и в знак благословения дарили иконы лаврских иконописцев. В 1816г. , на 56 году жизни, Константин Ипсиланти умер в Киеве через несколько часов после возвращения из Петербурга. В последний путь его провожало множество людей.

Восстание в Дунайских княжествах в 1821г. , которое стало одной из ярких страниц долгой борьбы Греции за независимость, закончилось неудачно. Армия А.Ипсиланти была разбита в неравной борьбе. Александра Ипсиланти и его братьев Георгия и Николая путём обмана заманили на австрийскую территорию и заключили в крепость аж до 1827г. Александр Ипсиланти умер 31 января 1828г. в Вене, вскоре после освобождения из австрийской тюрьмы.

В апреле 1828г. император Николай I разрешил Георгию и Николаю вернуться в Россию, где остались их мать, сёстры и младший брат. Это решение имело скорее политический, чем гуманитарный характер.

Несколько лет семья Ипсиланти жила в Киеве. В 1821г. Елизавета Ипсиланти выехала в Кишинёв, а через четыре года поселилась в с.Великая Кисница Ямпольского уезда Подольской губернии. Позднее, как это вытекает из полицейских отчётов, семья проживала в Одессе. Николай Ипсиланти умер в 1833г. в Одессе, Георгий – в 1846г. в Бухаресте. Елизавете Ипсиланти выпала тяжёлая судьба – пережить своих сыновей. Она умерла в Одессе 2 октября 1866г. в возрасте 96 лет.

В ХIХ ст., согласно первой городской переписи 1874г. , в Киеве проживало 87 греков, в 1897г. количество жителей греческого происхождения увеличилось до 98 человек. Греки Киева финансировали строительство церкви Св. Пантелеймона и собрали на её содержание 4 тыс. рублей. При церкви была открыта школа, в которой обучалось 140 учеников. В штате школы было восемь учителей. Школа действовала при финансовой поддержке киевских греков.

Киевские греки занимали разнообразные государственные должности в городских органах самоуправления, государственных учреждениях, учебных заведениях. Среди них – губернаторы Киева, которые внесли значительный вклад в развитие города: Иван Фундуклей, Михаил Катакази, Левко Томаро.

Иван Фундуклей (1804-1880) – сын константинопольского купца, который поселился в России в XVIII ст. В 34 года его выбрали вице-губернатором Житомира, а с 1839г. , на протяжении 14 лет, он занимал должность киевского губернатора. И.Фундуклей был зажиточным человеком и активно занимался благотворительной деятельностью. После наводнения 1845 г. , которое разрушило много домов на Подоле, он помогал потерпевшим, выделил собственные средства для поддержки многодетных семей. Одна из улиц Киева (Андреевский спуск) его усилиями была отремонтирована. Также здесь построили дома на средства киевского мецената. На его средства в 1843г. был сооружён фонтан на одной из главных площадей города, который был назван горожанами в его честь «Иваном» или «Фундуклеевским».

Как и другие греки, которые проживали в России, он уделял большое внимание вопросам образования, выделял средства на издание книг, которые освещали историю города. За вклад И.Фундуклея в развитие образования и науки, он был избран почётным профессором Киевского университета Св. Владимира, членом-корреспондентом Петербургского археологического и нумизматического общества, членом императорского Российского географического общества и членом Одесского общества истории и древностей. Благодаря стараниям киевского мецената, в Киеве открылась первая в Российской империи женская гимназия, для которой он пожертвовал два каменных дома и передал 31 тыс. рублей (в ценных бумагах) на их ремонт. С 1868г. , на протяжении четырёх лет, киевским губернатором был действительный статский советник Михаил Катакази, сын бессарабского губернатора Константина Катакази и дочери князя Константина Ипсиланти. На протяжении 13 лет (1885-1898) киевским губернатором был тайный советник Лев Томаро.

Среди выпускников Киевского университета Св. Владимира были греки по происхождению: изобретатель в сфере электросварки Николай Бенардос, историк и педагог Феоктист Хартахай, философ и психолог Георгий Челпанов, поэт Демьян Багадица и др.

В 1907г. в Киеве было образовано Греческое благотворительное общество, которое официально не зарегистрировали. Оно просуществовало лишь год, однако и в последующие годы греки продолжали заниматься благотворительностью.

Греки, приезжавшие на жительство в Киев, были, в основном, коммерсантами. Хотя их было и немного, однако они принимали активное участие в общественной жизни города. Многие греки, которые проживали в Киеве, приняли российское гражданство и почти растворились в украинской среде, где они чувствовали себя полноправными гражданами. Греки Киева, занимая высокие государственные, общественные и церковные должности, внесли значительный вклад в развитие экономики, науки и культуры своей новой родины.

Наши рекомендации