Природа и сущность бюджета
Бюджет- основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов).
Бюджет Республики Беларусь как основной финансовый план страны утверждается законом, а бюджет административно-территориальной единицы решением соответствующего местного Совета депутатов.
Структура бюджета включает в себя доходную и расходную части.
В соответствии с частью второй ст. 133 Конституции доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Свое дальнейшее развитие конституционная норма получила в бюджетном законодательстве. В ст. 13 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» определено, что доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, определяемых законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
К собственным источникам доходов бюджета относятся:
источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня;
дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства.
Приоритетными направлениями бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь на современном этапе ее развития являются повышение благосостояния населения, финансирование здравоохранения, образования, строительства жилья, а также мероприятий, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Закон выделяет три вида консолидированных бюджетов: Республики Беларусь; области; района.
Консолидированный бюджет Республики Беларусь составляют республиканский бюджет и бюджеты областей, города Минска.
Консолидированный бюджет области - областной бюджет и бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области.
Консолидированный бюджет района (бюджет района) -районный бюджет и бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района.
Министерство финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.
В Республике Беларусь предусматривается возможность существования чрезвычайного бюджета. Согласно ст. 7 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» в случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения на этих территориях может вводиться чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.
Понятие дефицита бюджета.
Бюджет нашей страны планируется с дефицитом, т.е. с превышением расходов над доходами.
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета, перечень которых ежегодно определяется законодателем. Так, в соответствии со ст. 15 Закона «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» защищенными статьями по республиканскому бюджету являются: заработная плата; начисления на заработную плату; трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами республики Беларусь); продукты питания; медикаменты и перевязочные средства; проценты по государственному долгу; погашение государственного долга, оплата услуг научно-исследовательских организаций.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10 процентов от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов.
Превышение доходов над расходами бюджета составляет профицит бюджета. Решения об использовании профицита бюджета принимаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.