Характеристика заемных источников капитала и их цена

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Факультет Заочный факультет экономики

Специальность финансы и кредит

(направление)

Контрольная работа

по дисциплине Корпоративные финансы

Вариант 17

Студент: Токарь М.А.

(Ф.И.О.)

Курс 3 № группы ЗБ3 – ЭФ3– 11с

Номер зачетной книжки 10ФФД20040

Преподаватель Перестронина Л.

(Ф.И.О.)

Москва 2015

Теоретический вопрос

Характеристика заемных источников капитала и их цена

Многие корпорации финансируют свою деятельность как за счет собственных, так и за счет заемных средств.

Прежде всего, заемные средства необходимы для финансирования текущих операций, когда темпы роста собственных источников отстают от темпов роста корпорации, для модернизации производства, освоения новых видов продукции, расширения своей доли на рынке, приобретения другого бизнеса и т.д.

Недостаток собственных оборотных средств вынуждают большинство корпораций привлекать заемные средства для финансирования оборотного капитала. Преимуществом финансирования за счет долговых источников является нежелание владельцев увеличивать число акционеров, а также относительно более низкая себестоимость кредита по сравнению со стоимостью акционерного капитала.

Заемный капитал представляет собой финансовые обязательства, которые можно разделить на долгосрочные и краткосрочные.

К долгосрочным финансовым обязательствам относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства, срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.

К краткосрочным финансовым обязательствам относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года.

Источниками заемного капитала являются:

♦ банковские кредиты;

♦ заемные средства других организаций;

♦ лизинговые операции;

♦ облигации;

♦ вексель;

♦ коммерческий кредит;

♦ кредиторская задолженность.

Банковские кредиты предоставляются предприятию на основании кредитного договора, кредит предоставляется на условиях платности, срочности, возвратности под обеспечения: гарантии, залог недвижимости, залог других активов предприятия.

Многие предприятия, независимо от формы собственности, создаются с весьма ограниченным капиталом. Это практически не позволяет им в полном объеме осуществлять уставные виды деятельности за счет собственных средств и приводит к вовлечению ими в оборот значительных кредитных ресурсов.

Кредитуются не только крупные инвестиционные проекты, но и затраты на текущую деятельность: реконструкцию, расширение, переформирование производств, выкуп коллективом арендованной собственности и другие мероприятия.

Заемные средства от других предприятий предоставляются предприятию на возмездной или безвозмездной основе со стратегическим интересом. Займы предприятиям могут предоставляться также индивидуальными инвесторами (физическими лицами).

Лизинг представляет собой особую комплексную форму предпринимательской деятельности, позволяющую одной стороне – лизингополучателю – эффективно обновлять основные фонды, а другой – лизингодателю – расширить границы деятельности на взаимовыгодных для обеих сторон условиях. Лизинг имеет следующие преимущества:

● предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленно начинать платежи;

● лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда;

● платежи целиком относятся на издержки производства;

● лизинг не увеличивает долг в балансе предприятия и не затрагивает соотношения собственных и заемных средств, т.е. не снижает возможность предприятия по получению дополнительных займов.

Облигация – эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая права ее держателя на получение от эмитента в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.

Преимущества облигаций как инструмента привлечения капитала:

▪ самостоятельное управление структурой долга. Отсутствие залогового обеспечения заимствования;

▪ длительные сроки заимствования;

▪ низкая себестоимость заимствования;

▪ независимость от отдельно взятого кредитора.

Вексель– оптимальный и предпочтительный инструмент для средних и мелких корпораций. Представляет собойписьменное долговое обязательство установленной законом формы, выдаваемое заемщиком (векселедателем) кредитору (векселедержателю), предоставляющее последнему право требовать с заемщика уплаты к определенному сроку суммы денег, указанной в векселе.

По сравнению с кредитом выпуск векселей имеет следующие преимущества:

♦ ускоренная процедура получения денежных средств, минуя обычную процедуру сбора и подготовки документов;

♦ отсутствие обеспечения;

♦ широкий диапазон сроков заимствования;

♦ упрощение процедуры управления долгом путем выкупа векселей до наступления срока платежа;

♦ низкая зависимость от кредиторов;

♦ низкие процентные ставки.

Коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый корпорациями друг другу в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг. Покупая в кредит, предприятие получает возможность использовать оборотные средства продавца, по сути, подключаясь к его финансовым ресурсам. В России коммерческий кредит используется достаточно часто крупными оптовыми корпорациями, выстраивающими свою сеть сбыта. Срок предоставления коммерческого кредита обычно составляет от 1 недели до 3 месяцев.

Кредиторская задолженность представляет собой текущие обязательства компании по расчетам.

Привлечение того или иного источника средств связано с определенными затратами, которые понесёт организация.

Общая сумма средств, которую нужно уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в % к этому объему называется ценой (стоимостью) капитала.

Показатель "цена капитала" имеет различный экономический смысл для отдельных субъектов хозяйствования:

1. Для инвесторов и кредиторов она характеризует требуемую ими норму доходности на предоставляемый в пользование капитал.

2. Для субъектов хозяйствования, формирующих капитал, характеризует удельные затраты по привлечению и обслуживанию, используемых финансовых ресурсов, т.е. стоимость, которую они платят за использование капитала.

Определим стоимость основных источников заемного капитала:

1) Стоимость банковского кредита:

Несмотря на многообразие видов, форм и условий банковского кредита его стоимость определяется на основе ставки % за кредит, которая формирует основные затраты организации по его обслуживанию. Стоимость долгосрочных ссуд банков должна определяться с учетом налога на прибыль, т.к. проценты за пользование ссудами банка включаются в себестоимость продукции. Возникает эффект так называемого «налогового щита».

Таким образом, стоимость банковского кредита (ССбк) определяется по формуле:

СС бк = I бк (1T),

где I бк – ставка % за банковский кредит;

Т– ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью.

2) Стоимость займа др. организаций

Займы, полученные от других организаций, существенно отличаются от банковского кредита и могут предоставляться как коммерческими организациями, страховыми компаниями, инвестиционными фондами и т.д.
Проценты, уплаченные за пользование такими займами, не могут относиться на себестоимость продукции, так как кредитор не имеет лицензии на право проведение отдельных кредитных операций. Поэтому стоимость капитала этого источника равна уплачиваемой % ставке:

СС кд = I кд

3) Стоимость финансового лизинга определяется следующим образом:

СС фл = (( I фл – Н а) – (1-Т)) / (1-З фл),

где СС фл – стоимость заемного капитала, привлекаемого в условиях финансового лизинга, %;

I фл – годовая лизинговая ставка, %;

На – годовая норма амортизации актива, привлекаемая на условиях финансового лизинга;

Т – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

З фл – уровень расходов по привлечению актива, на условиях финансового лизинга к стоимости этого актива, выраженной десятичной дробью.

4) Стоимость облигационного займа

Облигации приносят инвесторам процентный доход, который может быть фиксированным, “плавающим” или выплачиваться при наступлении

срока погашения. Для большинства долговых обязательств устанавливается процентная ставка, которая остается на одном и том же уровне до наступления срока погашения и исчисляется в процентах от номинальной стоимости ценной бумаги.

Задача 1

Определите выручку и валовый доход небольшой компании «Хуторянка», занимающейся производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, исходя из следующих данных:

1. Остатки нереализованной товарной продукции к началу предстоящего периода по всем ее видам составили в оптовых ценах 29 тыс. рублей, остатки к концу периода в оптовых ценах – 25 тыс. рублей.

2. Затраты на производство и реализацию продукции (кроме оплаты труда и отчислений во внебюджетные фонды) составили в отчетном периоде 130 тыс. рублей.

3. В предстоящем периоде, по сравнению с отчетным периодом в связи с ростом объемов производства продукции эти затраты увеличиваются на 4%.

4. Товарная продукция в оптовых ценах – 158 000, а рост производственной программы в планируемом году – 7%.

Решение

Выручку от реализации продукции определим по следующей формуле:

Вр = Он +ТП – Ок,

где Вр – выручка от реализации;

Он – остаток нереализованной товарной продукции на начало периода;

ТП – сумма произведенной товарной продукции за период;

Ок – остаток нереализованной товарной продукции на конец периода.

Товарная продукция в оптовых ценах в отчетном периоде составила 158 000 рублей. Т.к. рост производственной программы в предстоящем году планируется на уровне 7%, то сумма всей произведенной продукции в плановом периоде составит:

ТПпл =1,07*158 000 = 169 060 рублей.

Таким образом, выручка от реализации продукции в предстоящем периоде составит:

Врпл = 29 000 +169 060 – 25 000 = 173060 рублей

Валовый доход представляет собой разницу между выручкой от реализации и себестоимостью продукции:

ВД = Вр – С/с,

где ВД – валовый доход;

С/с – себестоимость продукции.

Затраты на производство и реализацию продукции (себестоимость) составили в отчетном периоде 130 тыс. рублей. Но в предстоящем периоде планируется их увеличение на 4%, т.е. затраты на производство и реализацию продукции в плановом периоде составят:

С/с пл = 1,04*130 000 = 135 200 рублей

Следовательно, валовый доход в предстоящем периоде составит:

ВДпл = 173 060 – 135 200 = 37 860 рублей.

Задача 2

Балансовая прибыль предприятия за год составила 260 тыс. рублей. Среднерыночная норма дохода составляет 12%. Имеется два варианта распределения прибыли предприятия: 1 вариант – реинвестируется 20% прибыли; 2 вариант – реинвестируется 50% прибыли.

При этом темпы прироста прибыли составляют 6% и 10% соответственно, а требуемая акционерами норма доходности 12% и 16% соответственно. Какой вариант предпочтительнее.

Решение

Распределение прибыли выполняет главную цель управления прибылью – повышение уровня благосостояния акционеров предприятия.

Поэтому в данном случае необходимо определить совокупный доход акционеров в обоих вариантах и сделать выбор в пользу наибольшего.

Для начала определим сумму дивидендов, выплачиваемых акционерам в том и другом случае.

1 вариант: D = 260*0,8 = 208 тыс. рублей

2 вариант: D = 260*0,5 = 130 тыс. рублей

Далее рассчитаем цену (стоимость) акций, используя модель Гордона:

Характеристика заемных источников капитала и их цена - student2.ru

Где Ро – текущая стоимость акций;

Dо – сумма дивидендов, выплачиваемых акционерам;

g – темп роста дивидендов;

r – требуемая акционерами норма доходности.

Итак, цена акций составит:

1 вариант:

Характеристика заемных источников капитала и их цена - student2.ru

2 вариант:

Характеристика заемных источников капитала и их цена - student2.ru

В результате совокупный доход составит:

1 вариант: СД = 208 + 3675 = 3883 тыс. рублей

2 вариант: СД = 130 + 2383 = 2513 тыс. рублей

Следовательно, первый вариант максимизирует совокупный доход акционеров и является предпочтительным.

Тест 1

Экономический смысл средневзвешенной стоимости капитала состоит в том, что при принятии инвестиционных решений уровень их рентабельности должен быть:

1. ниже значения WACC;

2. выше значения WACC;

3. не зависят от значения WACC;

4. более чем на 10% выше значения WACC.

Ответ: 2

Тест 2

Операционная прибыль – это прибыль:

1. до уплаты налога на прибыль и процентов;

2. до уплаты налога на прибыль, но после уплаты процентов;

3. после уплаты налога на прибыль и процентов;

4. от продаж;

5. от основной деятельности до вычета амортизации.

Ответ: 5

Тест 3

Деятельность по управлению капиталом, его привлечению, размещению и использованию называется:

1. Банковская и инвестиционная деятельность;

2. сбор налогов и других обязательных платежей;

3. финансовое обеспечение предпринимательства;

4. текущая деятельность организации;

5. основная деятельность организации.

Ответ: 3

Тест 4

Порядок бухгалтерского отчета и отчетность финансово-хозяйственной деятельности организаций, как важнейшие источники информационного обеспечения корпоративного финансового управления устанавливаются:

1. Росстатом;

2. Минэкономразвития;

3. ФСФР;

4. Минфин

5. Центробанк;

6. ФНС.

Ответ: 4

Тест 5

Особенностью коэффициентов ликвидности является то, что они исчисляются по отношению к следующим показателям:

1. долгосрочным обязательствам предприятия;

2. собственному капиталу;

3. краткосрочным обязательствам.

Ответ: 3

Список использованной литературы

1. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие – 5–е издание – М.: КНОРУС, 2014. – 432с.

2. Кокин А.С., Ясенев В.Н., Яшина Н.И. Финансовый менеджмент: монография – Н. Новгород, 2006. – 428с.

3. Никитина Н.В. Корпоративные финансы: учебное пособие, – М.: КноРус, 2013. – 512 c.

4. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика – 6-е издание. – М.: Изд-во «Перспектива», 2011. – 656с.

5. Суходоев Д.В., Муравьев С.Н., Комаров П.И. Отраслевые финансы организаций: учебно-методическое пособие. – Н.Новгород: ННГУ, 2012. – 184 с.

6. Теплова Т.В. Корпоративные финансы: учебник, – М.: Юрайт, 2013. – 655 c.

Наши рекомендации