Классификация банков в рф
СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РФ
Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Она включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций. В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:
· двухуровневая банковская система (Центральный банк (ЦБ) и система коммерческих банков (КБ));
· централизованная монобанковская система;
· уникальная децентрализованная банковская система – Федеральная резервная система США.
Рассмотрим структуру двухуровневой системы, установившейся в РФ. Первый уровень банковской системы образует ЦБ страны. Он выполняет следующие функции:
· осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует их обращение и изъятие из обращения, определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;
·проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнение финансового законодательства;
· предоставление кредитов коммерческим банкам;
· выпускает и проводит погашение государственных ценных бумаг;
· управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные финансовые операции;
· осуществляет регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных для ЦБ методов воздействия на КБ: проведение политики учетной ставки, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и регулирование норматива обязательных резервов КБ.
«Современной» будем называть банковскую систему, формирующуюся на территории Российской Федерации с августа 1988г. (именно тогда был принят закон
СССР «О кооперации», в котором объединениям кооперативов было предоставлено право создавать кооперативные банки). На сегодняшний день правовой основой функционирования российской банковской системы являются следующие нормативные акты: Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности», Закон «О центральном банке РСФСР (Банке России)» и новая редакция Закона РФ «О банках и банковской деятельности».
Современная банковская система России представляет собой двухуровневую систему. Первый уровень системы - Центральный банк РФ (Банк России), на втором уровне находятся банки и небанковские кредитные организации. Рассмотрим подробнее структуру современной российской банковской системы и основные различия между банками и небанковскими кредитными организациями.
На сегодняшний день банковская система России приобрела следующий вид: Центральный банк РФ (Банк России) Сберегательный банк; коммерческие банки; банки со смешанным российско-иностранным капиталом; иностранные банки, филиалы банков-резидентов и нерезидентов; союзы и ассоциации банков; иные кредитные учреждения.
Более общее представление о структуре российской банковской системы дает следующая таблица.
Классификация банков в РФ
Критерий классификации | Виды банков | Примечания |
Форма собственности | Государственные Частные Кооперативные Смешанные | Представляющие разные формы собственности |
Страновая принадлежность капитала | Российские Иностранные Совместные | С участием отечественного и иностранного капитала |
Организационно-правовая форма | Паевые (ООО) Акционерные (ЗАО, ОАО) | |
Территориальный признак | Региональные Межрегиональные Национальные Международные Заграничные | Российские банки за границей |
Степень независимости | Самостоятельные Дочерние Сателлиты Уполномоченные Связанные | Полностью зависимые Банки-агенты Участвующие в капитале друг друга |
Характер деятельности | Универсальные Специализированные | |
Отраслевая специализация | Промышленные Сельскохозяйственные Транспортные Строительные Торговые | |
Функциональная специализация | Инновационные Инвестиционные Сберегательные Ипотечные Биржевые Страховые | |
Продолжение таблицы 1 | ||
Способ происхождения | Старые Новые | Возникли на базе бывших спецбанков и отраслевых министерств |
Масштаб деятельности | Крупные Средние Мелкие | |
Наличие филиалов | С филиалами Безфилиальные | |
Диверсификация капитала | Однопрофильные Многопрофильные | Занимающиеся только банковскими операциями Участвующие в капиталах небанковских организаций и предприятий |
№ 22 – 4 Механизм и приемы государственного регулирования финансов хозяйствующего субъекта
Государственное регулирование финансов заключается в основном в стимулировании возникновения вот этих самых "третьих лиц" и формировании правил их поведения. Для этого вводятся единообразные правила учета финансов и финансовые нормативы как для всех вновь учреждаемых компаний, так и отдельные – для банков, инвестиционных компаний и пр., предусматривается лицензирование отдельных видов деятельности на рынке ценных бумаг, в области страховой и банковской деятельности.
Основой для государственного регулирования финансами служит финансовая отчетность, в том числе бухгалтерская, статистическая и налоговая.
Особой формой сбора информации и даже регулирования служит так называемое "раскрытие информации" – процедура, согласно которой субъекты общества обязаны раскрывать общественности принципиальные моменты своей деятельности, в первую очередь в области финансов. Чем меньше у компании секретов, тем большего доверия она заслуживает.
Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов работающего населения и т.п., т.е. эти взаимоотношения носят опосредованный (косвенный) характер.
К косвенным методам государственного регулирования финансов также относятся:
· формирование и поддержание конкурентной среды в экономике и ограничение монополизации рынка;
· государственное регулирование цен естественных монополистов;
· защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;
· проведение эффективной таможенной политики;
· содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;
· содействие развитию рынка капитала.
Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство использует методы и прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:
· предпринимательской деятельности, установления квот на производство некоторых товаров, установления предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;
· финансового дотирования и субсидирования производства и реализации отдельных видов товаров и услуг;
· государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;
· мер социальных гарантий и финансовой защиты, прежде всего, в отношении малообеспеченных слоев населения;
· установления льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;
· применения финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.
Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы.