Финансово-промышленные группы

Финансово-промышленная группа — совокупность юриди- ческих лиц, полностью или частично объединивших свои мате- риальные и нематериальные активы на основе договора о созда- нии финансово-промышленной группы в целях экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффек- тивности производства, создание новых рабочих мест.

Участниками финансово-промышленной группы признают- ся юридические лица, подписавшие договор о создании финан-

сово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы, являющаяся тоже юридическим лицом.

Устав центральной компании финансово-промышленной группы должен определять предмет и цели ее деятельности и соответствовать условиям договора о создании такой группы.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финан- сово-промышленной группе не допускается.

Среди участников финансово-промышленной группы пре- дусмотрено обязательное наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций. Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками финансово- промышленной группы только вместе со своим основным обще- ством. В состав финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, страховые организации.

Взносы в уставный капитал создаваемой финансово-про- мышленной группы могут быть представлены:

· денежными средствами в рублях;

· зданиями, сооружениями, оборудованием, а также други- ми материальными ценностями;

· ценными бумагами, правами пользования землей, другими

природными ресурсами.

Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрис- дикцией государств — участников Содружества Независимых Государств (СНГ), имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы. В случае создания транснациональной финансово-промышлен- ной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной)




финансово-промышленной группы. Для участников межгосу- дарственной финансово-промышленной группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашения- ми на основе взаимности.

Для государственной регистрации центральная компания финансово-промышленной группы представляет в полномочный государственный орган следующие документы:

· заявку на создание финансово-промышленной группы;

· договор о создании финансово-промышленной группы;

· нотариально заверенные копии свидетельства о регист- рации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для акционерных обществ) каждого из участников, включая центральную компанию;

· организационный проект;

· нотариально заверенные учредительные документы ино- странных участников;

· заключение федерального антимонопольного органа.

Решение о государственной регистрации финансово-про- мышленной группы принимается на основе экспертизы пред- ставленных документов.

Высшим органом управления финансово-промышленной группы является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников.

Центральная компания финансово-промышленной группы в соответствии с действующим порядком выполняет следующие функции:

· выступает от имени участников финансово-промышленной

группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленной группы;

· ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и

баланс финансово-промышленной группы;

· готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-про- мышленной группы;

· выполняет в интересах участников финансово-промыш-

ленной группы отдельные банковские операции в соответствии с законодательством РФ о банках и банковской деятельности.

Другие виды деятельности центральной компании финан- сово-промышленной группы устанавливаются ее уставом и договором о создании финансово-промышленной группы.

Мерами государственной поддержки деятельности финан- сово-промышленных групп, устанавливаемыми по решению Правительства РФ, могут быть:

· зачет задолженности участника финансово-промышлен-

ной группы, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инве- стиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя — центральной компании той же финансово-промышленной группы;

· предоставление участникам финансово-промышленной

группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность данной группы;

· передача в доверительное управление центральной компа-

нии финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников данной группы;

· предоставление государственных гарантий для привле-

чения различного рода инвестиций;

· предоставление инвестиционных кредитов и иной финан- совой поддержки для реализации проектов финансово-промыш- ленной группы.

Органы государственной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции могут предоставлять дополнитель- ные льготы и гарантии финансово-промышленным группам.

ЦентральнымбанкомРФмогутбытьпредоставленыбанкам— участникам финансово-промышленной группы, осуществляю- щим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматри- вающие снижение норм обязательного резервирования, измене- ние других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

Контроль за деятельностью финансово-промышленной группы осуществляют полномочные государственные органы

методом анализа отчетов о деятельности финансово-промыш- ленной группы, а также контрольными и аудиторскими про- верками.

В случае обнаружения нарушений в финансово-хозяйствен- ной деятельности полномочный государственный орган может:

· предложить участникам финансово-промышленной груп-

пы устранить выявленные недостатки и определить сроки их устранения;

· обратиться в Правительство РФ, соответствующий орган

субъекта Федерации с предложением о лишении финансово- промышленной группы всех или части предоставленных ими прав или мер поддержки;

· принять меры к привлечению к ответственности, уста-

новленной законодательством РФ, лиц, виновных в его нару- шении;

· обратиться в Правительство РФ с предложением о пре-

кращении действия свидетельства о регистрации финансово- промышленной группы.

Финансово-промышленная группа ликвидируется в слу- чаях:

· принятия всеми участниками финансово-промышленной

группы решения о прекращении ее деятельности;

· вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании финансово-промыш- ленной группы;

· истечения срока действия договора о создании финан-

сово-промышленной группы, если он не продлен участниками данной группы;

· принятия Правительством РФ решения о прекращении

действия свидетельства о регистрации финансово-промышлен- ной группы в связи с несоответствием ее деятельности условиям договора о создании и организационного проекта.

Создание финансово-промышленных групп в Российской Федерации обусловлено двумя факторами:

· во-первых, многие предприятия, банки и другие финан-

сово-кредитные учреждения осознали необходимость объеди-

нения усилий в решении проблем финансирования инвести- ционных проектов и программ, что способствует объединению капитала;

· во-вторых, государство признало целесообразность та-

кого объединения капитала и придало законодательную форму финансово-промышленным группам, предоставляя им льготы, стимулирующие их деятельность.

Первым актом в этом направлении был Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 “О создании финансово-промышлен- ных групп в Российской Федерации”. Затем последовало поста- новление Правительства РФ от 23 мая 1994 г. № 508 “О порядке проведения экспертизы проектов создания финансово-промыш- ленных групп, представляемых на рассмотрение Правительства Российской Федерации” и постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 48 “О программе содействия формированию финансово-промышленных групп”, принятие Федерального закона “О финансово-промышленных группах” (от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ) и др.

По данным Госкомстата России1, в стране на 1 января 1998 г. насчитывалось 72 финансово-промышленные группы, которые объединяли 1500 предприятий и кооперативных организаций.

В печати освещался положительный опыт работы следую- щих финансово-промышленных групп (ФПГ):

· ФПГ “Русхим” (г. Москва), в которую входят 11 промыш-

ленных предприятий, 3 научно-исследовательских института и 6 банковских, финансово-инвестиционных и торгово-коммерчес- ких структур. Головная организация — АО “Русхим”. Главная задача ФПГ — организация инвестиционного процесса в хими- ческой отрасли, разработка торгово-экономической политики на внутреннем и внешнем рынках;

· ФПГ “Сокол” (г. Воронеж), в которую входят 15 органи-

заций и предприятий, в том числе 12 промышленных предпри- ятий (государственных и акционерных), коммерческий банк, научно-исследовательский институт, научно-производственный

Финансово-промышленные группы - student2.ru

1 В настоящее время Росстат.

концерн. Головная организация — “Промышленно-торговое объединение “Сокол”. Главная задача ФПГ — самолетостроение, машины горнодобывающей промышленности, видеомагнитофо- ны и др.;

· ФПГ “Уральские заводы” (г. Ижевск) объединяет 12 про-

мышленных заводов, НИИ, 3 банка. Задача — оборудование для развития АПК, оборудование систем связи, линии передачи информации;

· ФПГ “Драгоценности Урала” (г. Екатеринбург) объединя-

ет 9 предприятий, в том числе 3 промышленных предприятия, 3 банка. Задача — производство ювелирных изделий, компью- терные системы;

· ФПГ “Сибирь” (г. Новосибирск) объединяет 16 предпри-

ятий, в том числе 3 промышленных предприятия, НИИ, 2 банка. Производство полупроводниковых приборов, автомобильная электроника, тепловые насосы и др.

Роль финансово-промышленных групп является особенно заметной в условиях спада экономического развития, когда необходима мобилизация ресурсов, их концентрация и эффек- тивное перераспределение в ключевые сферы науки, техники, производства.

Основными задачами создания финансово-промышленных групп являются:

· концентрация финансовых ресурсов на приоритетных

направлениях развития экономики;

· обеспечение финансовыми ресурсами промышленности, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ускорение научно-технического прогресса;

· повышение экспортного потенциала и конкурентоспособ-

ности продукции отечественных предприятий;

· формирование рациональных хозяйственных связей в условиях перехода к рыночной экономике.

Образование финансово-промышленных групп — это зако- номерное явление, вызванное необходимостью концентрации и интеграции финансового и промышленного капитала. Создание финансово-промышленных групп должно стать одним из стра-

тегических элементов государственной политики, а в перспек- тиве финансово-промышленные группы видятся как мощные многопрофильные межрегиональные объединения.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит экономическое содержание финансов пред- приятий?

2. Какие функции выполняют финансовые предприятия?

3. Назовите основные принципы организации финансов коммерческих предприятий.

4. В чем заключается самофинансирование предприятий?

5. Что относится к доходам коммерческой организации?

6. Какие затраты не относятся к доходам?

7. Какие расходы относятся к обычным видам деятельнос-

ти?

8. Как определить сущность прибыли коммерческого пред-

приятия?

9. Как рассчитать рентабельность коммерческой организа- ции?

10. Какое предприятие называется унитарным?

11. Каким органом власти создается унитарное предпри- ятие?

12. Как формируется уставный фонд унитарного предпри- ятия?

13. Каков порядок планирования деятельности казенного завода?

14. Каков порядок финансирования казенного завода?

15. Какие организации входят в состав финансово-промыш- ленной группы?

16. Как формируется уставный капитал финансово-про- мышленной группы?

17. В чем отличие производственного кооператива от хо- зяйственного общества?

18. Из чего складываются финансовые ресурсы производ- ственного кооператива?

19. Какие требования установлены Федеральным законом “О производственных кооперативах” к паевому фонду?

20. Что означает субсидиарная ответственность члена про- изводственного кооператива и как она определяется?

21. Как распределяется прибыль в производственном коо- перативе?

22. В чем заключаются финансовые особенности производс- твенного кооператива?

23. Назовите источники образования финансовых ресурсов в производственном кооперативе.

24. Какое определение дано финансово-промышленной группе в Федеральном законе “О финансово-промышленных группах”?

25. Какие организации могут входить в состав финансово- промышленных групп?

26. Назовите основные задачи и функции финансово-про- мышленной группы.


Наши рекомендации