ФК.
В настоящее время активно обсуждаются возможности реформирования и повышения эффективности управления системой органов государственной власти России. На сегодняшний день практикуется система постатейного бюджетирования,которой характерны отсутствие системы оценки результативности и эффективности бюджетных расходов, а также низкий уровень ответственности и инициативности нижнего звена государственного (муниципального) управления, отсутствие заинтересованности в экономии средств.
Чтобы качественным образом усовершенствовать систему управления общественными финансами, необходимо внедрение новых методов бюджетирования например западней модели бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).
В самом общем виде бюджетирование, ориентированное на результат (или программно-целевое бюджетирование),можно определить как систему формирования бюджета, отражающую связь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами. Одно из принципиальных отличий БОР от традиционного постатейною бюджетирования состоит в том, что при БОР исполнение бюджета оценивается с точки зрения не только степени исполнения тех или иных бюджетных статей, но и степени исполнения изначально поставленных целей и задач.
Для этого разрабатывается и вводится специальная система показателей,позволяющих на регулярной основе отслеживать степень достижения целей и выполнения задач, проводить мониторинг и оценку эффективности бюджетных расходов. Такой подход дает возможность оценить результативность бюджетных расходов, повысить ответственность распорядителей и получателей бюджетных средств за их эффективное использование и на основе полученных данных определить оптимальные пути использования имеющихся ресурсов в интересах граждан.
Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, требует изменения всех стадий бюджетного процесса: планирования, исполнения бюджета, контроля за его исполнением, отчетности.
Для каждого вида деятельности органа управления должна быть разработана своя программас уточнением целей и задач; услуг в рамках программы и их потребителей; необходимых мероприятий; показателей-индикаторов выполнения программы; рисков, связанных с выполнением программы.
Следует отметить, что в российской практике управления общественными финансами присутствуют элементыпрограммно-целевого бюджетирования. В наибольшей степени принципы БОР нашли свое отражение в целевых программах, которые ориентированы на конкретные группы потребителей.
В постатейном бюджетировании планирование и выделение бюджетных ассигнований каждый бюджетный год производится, как правило, путем индексации соответствующих показателей расходов предыдущего года. Концепция БОР предполагает изменение принципов планирования бюджета: потребности в бюджетных ассигнованиях должны планироваться исходя из приоритетов проводимой политики и ожидаемых результатов.
Внедрение БОР в практику управления общественными финансами, как правило, сопровождается переходом на многолетнее (среднесрочное) планирование: планирование деятельности учреждения и выделение бюджетных средств на ее реализацию осуществляется не на один год, а на несколько лет вперед, обычно на три года. Причины перехода на многолетнее планированиезаключаются в следующем:
1) для достижения некоторых запланированных результатов требуется финансирование не только из текущего бюджета, но и из бюджетов будущих периодов;
2) измеримый эффект от реализации ряда программ не может быть выявлен в течение одного финансового года.
В современном бюджетном законодательстве России уже нашел отражение ряд элементов многолетнего бюджетирования:
1) перспективный финансовый план (ст. 174 Бюджетного кодекса) — составляется по укрупненным статьям бюджетной классификации па 3 года;
2) планы/программы социально-экономического развития — от 3 до 5 лег;
3) целевые программы.
В концепции БОР важная роль отводится методам стимулирования повышения ответственности руководителей учреждений за эффективность использования полученных средств. Эти стимулы могут носить как финансовый, так и нефинансовый характер.
К финансовым стимулам относятся: увязывание заработной платы с показателями работы. выделение разовых премий для поощрения организаций и программ, увеличение ассигнований организации в случае достижения запланированных результатов и сокращение финансирования в случае получения низких результатов. Однако зачастую плохие показатели наоборот сигнализируют о необходимости дополнительных финансовых вложений для решения проблемы.
К нефинансовым стимулам разрешение администраторам программы проявлять большую гибкость в использовании бюджетных средств в случае ее успешной реализации, а также учет; результатов мониторинга при аттестации персонала организации.
Таким образом, БОР является перспективным направлением реформирования системы управления общественными финансами в России и по сравнению с моделью постатейного бюджетирования обладает рядом существенных преимуществ. Оно позволяет органам управления:
1) осуществлять контроль за реализацией программ и расходованием бюджетных средств;
2) устанавливать взаимосвязь между ожидаемыми результатами реализации программы и объемом требуемых для этого ресурсов;
3) повышать обоснованность бюджетных заявок;
4) более эффективно распределять бюджетные средства;
5) повышать прозрачность и понятность бюджета, что способствует привлечению инвесторов и повышению доверия населения к органам местного самоуправления.