Информационная база для оценки. Факторы, учитываемые при оценке бизнеса
Выбор формы осуществления сделки
В процессе предпродажной подготовки разрабатывается правильная организационная и правовая схемы осуществления сделки. Чаще всего продажа бизнеса осуществляется в следующих формах:
· Если бизнес оформлен в виде ООО, ОАО, ЗАО, осуществляется продажа контрольного пакета акций либо долей (ст. 93 ГК РФ). Такая сделка предполагает выполнение замены участников юридического лица, оформляемая путем внесения соответствующих изменений в учредительные документы, подлежащие гос. регистрации. Сделка об отчуждении доли подлежит обязательному нотариальному заверению. Согласно ст.96 ГК РФ акционер имеет право на отчуждение принадлежащих ему акций.
· Продажа бизнеса по договору купли-продажи организации как имущественного комплекса (ст. 1012-1026 ГК РФ) предусматривает, что продавец должен передать покупателю предприятие в целом, за исключением неотчуждаемых обязанностей и прав. Имущественный комплекс — это совокупность необходимого для предпринимательской деятельности: земельные участки, оборудование, здания, сооружения, сырье, продукция, фирменные наименования, товарные знаки, но также и долги.
Юридическое сопровождение покупки бизнеса
Сопровождение покупки бизнеса — важная процедура, подразумевающая детальный анализ всей информации о бизнесе, проверку наличия скрытой информации либо факторов, которые могут негативно повлиять на дальнейшую предпринимательскую деятельность.
Сопровождая сделки продажи бизнеса, опытные юристы сосредотачивают внимание на важных аспектах: проверяют ценность предполагаемой сделки, наличие обременений в виде задолженности либо обязательств компании, акцентируют внимание на возможности обеспечения бесперебойной работы фирмы после смены собственников.
Юридическое сопровождение продажи бизнеса
Сопровождение продажи бизнеса — не менее важная процедура, поскольку продавец также подвержен определенному риску: возможны ситуации, при которых потенциальным покупателям требуется лишь выяснение конфиденциальной информации фирмы, также могут возникнуть трудности при получении оплаты, в случае предъявления покупателем претензий уже после совершения сделки.
Сопровождение продажи бизнеса предполагает формирование необходимого пакета документов, сбор информации, полезной для потенциальных покупателей, контроль проведения проверки бизнеса покупателем, проведение переговоров по согласованию условий сделки.
Продажа готовых фирм
Покупка бизнеса — разумный выход для предпринимателей, которые не желают тратить время на самостоятельную регистрацию фирмы. Причем купить бизнес можно с различными преимуществами:
· готовые фирмы с лицензиями: фирмы имеют лицензии для занятий определенным видом деятельности;
· готовые фирмы с управляющим: ежедневные управленческие вопросы будет решать опытный управляющий, который осуществлял эту деятельность и ранее;
· готовые фирмы с историей: юридически чистые, финансово устойчивые, хорошо зарекомендовавшие себя фирмы, позволят быстро и качественно продвигать необходимые товары либо услуги;
· готовые фирмы с допусками сро: зарегистрированная в соответствии с требованиями законодательства фирма уже имеет допуск к определенным работам, благодаря чему покупатель такой организации получает возможность быстро начать деятельность на законных основаниях.
Для безопасного совершения сделок по купле-продаже бизнеса лучше обратиться за услугами к специалистам, поскольку в таком случае юристы смогут выявить все недочеты правового статуса фирмы, ее финансовое положение, предупредить возможные проблемы.
Информационная база для оценки. Факторы, учитываемые при оценке бизнеса.
Информационное обеспечение – основа процесса оценки бизнеса. Без предварительного анализа объёмов необходимой информации, источников её получения и затрат (финансовых, трудовых) невозможно правильно составить график проведения оценки, определить методику выполнения работ и сформировать бюджет проекта. Необходимая для процесса оценки информация может быть классифицирована следующим образом: по источникам: полученная на рынке, полученная в оцениваемой компании; по типу: юридическая, финансовая, техническая, коммерческая; по масштабам: общеэкономическая, отраслевая, об отдельном предприятии и его подразделениях. К основным источникам информации, которые использует оценщик, относят: статистическую и прогнозную информацию о рынке, отрасли, стране, регионе функционирования предприятия; баланс предприятия; отчёт о прибылях и убытках; отчёт о движении денежных средств; сведения об имущественном комплексе предприятия.Требования к информации, необходимой для оценки предприятий,
формулируются в начальной стадии процесса оценки (рис. 7).
В целом информацию, используемую для оценки бизнеса, можно разделить на две категории: внешнюю информацию и внутреннюю информацию. 1. Блок внешней информации характеризует условия функционирования предприятия в отрасли и экономике в целом. Объём и характер внешней информации различается в зависимости от целей оценки. Необходимость анализа внешней информации объясняется тем, что нормальное функционирование бизнеса (объём продаж, прибыль) во многом определяется внешними условиями функционирования предприятия. К информации этого рода мы можем отнести макроэкономические и отраслевые показатели (уровень инфляции, темпы экономического развития страны, условия конкуренции в отрасли и т. д.) Макроэкономические данные – информация о том, как сказывается или скажется на деятельности предприятия изменение макроэкономической ситуации, характеризующей инвестиционный климат в стране.К макроэкономической относится следующая информация:
– о стадиях экономического цикла;
– экономической и политической стабильности;
– социальных факторах: занятости и уровне жизни населения;
– процентных ставках и их динамике;
– налоговом законодательстве и тенденциях его изменения и др.
Общие макроэкономические закономерности развития экономики оценщик должен учитывать при анализе конкретного предприятия и составлении прогнозов. Например, в периоды спада деловой активности снижается размер получаемой прибыли, увеличивается вероятность банкротства, снижается стоимость бизнеса. Основными источниками макроэкономической информации являются: программы правительства и прогнозы, периодическая экономическая печать, аналитические обзоры информационных агентств, данные Федеральной службы государственной статистики, законодательство Российской Федерации, российские агентства. Внешняя информация, кроме макроэкономической информации, включает отраслевую: состояние и перспективы развития отрасли, в которой функционирует оцениваемое предприятие. Следует отразить условия конкуренции в отрасли, рынки сбыта и возможные варианты использования производимой продукции; факторы, влияющие на потенциальный объём производимой продукции и динамику спроса на неё. Условия функционирования предприятия в отрасли могут оказать серьезное влияние на итоговую величину стоимости. Если существуют среднеотраслевые данные по основным финансовым коэффициентам, их необходимо использовать в ходе оценки. Сопоставление данных оцениваемой компании с аналогичными показателями других предприятий отрасли является важным этапом в отраслевом исследовании, поскольку позволяет определить рейтинг оцениваемого предприятия, сделать более достоверные прогнозы относительно прибыльности и требуемой величин затрат.
5. Виды стоимости предприятия. Основные принципы оценки стоимости предприятия.
1) Рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда:
* одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
* стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
* объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;
* цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
* платеж за объект оценки выражен в денежной форме».
Этот вид стоимости применяется:
- при установлении режима налогообложения.
- при оценке для целей купли-продажи предприятия или части его активов.
Рыночная стоимость является объективной и отражает реальные экономические условия, складывающиеся на этом рынке.
2) Другие виды стоимости объекта оценки, отличные от рыночной :
* стоимость объекта оценки с ограниченным рынком — стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;
* стоимость замещения объекта оценки — сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки (используется в сфере страхования);
* стоимость воспроизводства объекта оценки — сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки (воспроизводится тот же моральный износ объекта и те же недостатки в архитектурных решениях, которые имелись у оцениваемого объекта, физический износ не учиты-вается);
* стоимость объекта оценки при существующем использовании,
* инвестиционная стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях; её расчет производится исходя из ожидаемых данным инвестором доходов и конкретной ставки их капитализации; она является исходной при переговорах по сделкам купли-продажи, при поглощениях, слияниях и т. д;
* стоимость объекта оценки для целей налогообложения, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость);
* ликвидационная стоимость оценки для объектов, которые должны быть отчуждены в срок меньший обычного срока эксплуатации аналогичных объектов; различают упорядоченную, проводимую по окончании срока эксплуатации объекта при наступлении его полной окупаемости, и принудительную ликвидацию, когда. возможна более срочная распродажу активов с получением меньшей стоимости; при этом учитываются затраты на ликвидацию (комиссионные агентам по распродаже, затраты на содержание администрации ликвидируемого предприятия и др.);
* утилизационная стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;
* специальная стоимость объекта оценки — стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих стандартах оценки.
Классификация принципов по факторам:
I. Принципы, связанные с представлением владельца об имуществе
1.1. Принцип полезностигласит, что предприятие обладает стоимостью, если оно может быть полезным потенциальному владельцу, т. е. предназначено для производства определенного вида продукции, ее реализации и получения прибыли.
1.2. Принцип замещенияозначает, что разумный покупатель не заплатит за предприятие больше, чем наименьшая цена, запрашиваемая за другое аналогичное предприятие с такой же степенью полезности.
1.3. Принцип ожидания,т. е. ожидание будущей прибыли или других выгод, которые могут быть получены в будущем от использования имущества предприятия, а также размера денежных средств от его перепродажи.
II. Принципы, связанные с рыночной средой
2.1. Принцип взаимозависимости.Стоимость предприятия зависит от множества факторов. Но и само оцениваемое предприятие влияет на стоимость окружающих объектов недвижимости и других предприятий, находящихся в данном регионе.
2.2. Принцип соответствия.Любое предприятие должно соответствовать рыночным и градостроительным стандартам, действующим в данном регионе. Проекты предприятий должны соответствовать общепринятым традициям использования земельных участков в данном районе.
2.3. Принцип предложения и спроса.Обычно спрос оказывает на цену предприятия большее влияние, чем предложение, так как он более изменчив. На стоимость предприятий оказывает большое влияние соотношение спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то при постоянстве факторов цены растут; если предложение превышает спрос, цены падают; если же спрос соответствует предложению, цены стабильны.
2.4. Принцип изменения.Ситуация на рынке постоянно изменяется: появляются новые предприятия, изменяется профиль действующих; изменяется также экономическая, социальная, техническая и политическая сферы деятельности предприятия. Объекты собственности изнашиваются, изменяется техника, технология, сырьевая база. Характер использования земли изменяется под влиянием государства и частного сектора. Поэтому эксперты-оценщики должны проводить оценку стоимости предприятия на конкретную дату.