И ненефтяного дефицита
Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами позволяет стабилизировать финансовое положение, способствует ее возвращению на путь социально-экономического развития и процветания.
Бюджетный процесс
Бюджетный процесс (бюджетная процедура) – это регламентированная деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению, контролю за исполнением и утверждению отчетов об исполнении бюджетов. Бюджетный процесс в Республике Казахстан определяется Бюджетным кодексом Республики Казахстан, Законом о республиканском бюджете на 3-х летний период, иными законами Республики Казахстан, а также решениями органов исполнительной власти.
Составление, исполнение бюджетов, составление отчетов об исполнении бюджетов являются функциями органов исполнительной власти, рассмотрение утверждение – функции Парламента и местных маслихатов; контроль за исполнением бюджетов выполняют обе ветви власти.
Разработка бюджета состоит из следующих этапов:
1. Одобрение Правительством сценария развития экономики проекта Прогноза социально-экономического развития на 5-ий период (бюджетных параметров на 3-х летний период) не позднее 15 апреля;
2. Предоставление администраторами бюджетных программ (АБП) в Министерство финансов бюджетных заявок и проектов стратегических планов до 15 мая. А акимы областей и городов Астаны и Алматы определяют перечень и лимиты местных бюджетных программ на основе согласованных с Министерством финансов объемов поступлений, лимитов заимствования и минимальных сумм расходов по особо важным местным бюджетным программам.
3. Вынесение на рассмотрение и одобрение Республиканской бюджетной комиссии основных параметров бюджета и заключений по бюджетным заявкам. Так, для разработки проекта республиканского бюджета Президент Республики Казахстан образует бюджетную комиссию, которая на основе параметров индикативного плана социально-экономического развития страны формирует и вносит на утверждение Правительства Республики Казахстан важнейшие бюджетные показатели:
· объемы поступлений в республиканский бюджет, бюджеты областей и городов Астаны и Алматы, финансовые фонды (бюджеты) специальных зон;
· лимиты расходов и кредитования республиканского бюджета по функциональным группам и администраторам бюджетных программ;
· размер дефицита (профицита) республиканского бюджета;
· совокупный лимит заимствования местными исполнительными органами.
4. Разработка Министерством финансов проекта Закона о республиканском бюджете на 3-х летний период и внесение в Парламент РК не позднее 1 сентября. Закон о республиканском бюджете должен содержать:
объемы доходов, полученных официальных трансфертов, погашения основного долга по ранее выданным кредитам, расходов, кредитования и дефицита (профицита) бюджета;
минимальные размеры месячной заработной платы, пенсии и месячного расчетного показателя;
размер резервов Правительства Республики Казахстан;
лимиты государственного долга, долга местных исполнительных органов, представления государственных гарантий, кредитования местных исполнительных органов;
перечень предельных расходов по функциональным группам, администраторам республиканских бюджетных программ и по программам;
перечень республиканских бюджетных программ, не подлежащих секвестированию*;
особо важные бюджетные программы, финансируемые из местных бюджетов, в разрезе областей и городов Астаны и Алматы с определением минимальной суммы расходов.
5. Утверждение проекта Закона о республиканском бюджете в Парламенте не позднее 1 декабрятекущего финансового года. Утверждение республиканского бюджета и внесение в него изменений и дополнений происходит на совместном заседании палат, после процедур последовательного рассмотрения проекта бюджета сначала в Мажилисе, а затем – в Сенате.
Республиканский бюджет утверждается на уровне республиканских бюджетных программ на совместном заседании палат Парламента не менее чем в двух чтениях и не позднее 1 декабря текущего года. В случае, если Парламент в этот срок не примет Закон о республиканском бюджете, Президент вправе издать Указ «О республиканском финансовом плане на I квартал предстоящего финансового года», который действует до утверждения Парламентом республиканского бюджета.
Местные бюджеты разрабатывают местные исполнительные органы областей и городов Астаны и Алматы: они в срок до 1 сентября на основе согласованных с Министерством финансов объемов поступлений и доведенных им лимитов заимствования разрабатывают проекты местных бюджетов и представляют прогнозы бюджетов Министерству финансов.
Акимы областей и городов Астаны и Алматы не позднее двухнедельного срока после вступления в силу закона о республиканском бюджете уточняют ранее составленные прогнозные объемы бюджета и вносят их на рассмотрение маслихатов, которые в течение двух недель принимают решение об их утверждении.
Акимы районов (городов) в двухнедельный срок после утверждения областного бюджета вносят проект бюджетов на рассмотрение соответствующих маслихатов, которые не позднее двухнедельного срока принимает решение об утверждении бюджета.
Решение маслихата об местном бюджете должно содержать:
объемы доходов, полученных официальных трансфертов, погашения основного долга по ранее выданным из местного бюджета кредитам, расходов, кредитования и дефицита (профициты) бюджета;
нормативы распределения доходов между областным бюджетом и бюджетами районов (городов) на основе утвержденных стабильных величин;
размеры резервов и лимит долга местных исполнительных органов;
размеры местного государственного фонда охраны окружающей среды;
предельные расходы по функциональным группам, администраторам местных бюджетных программ и по программам;
перечень местных бюджетных программ, не подлежащих секвестированию.
До утверждения местных бюджетов соответствующими маслихатами исполнение бюджета I квартала осуществляется в размере ¼ части проекта годового бюджета на соответствующий финансовый год.
Вмешательство вышестоящих государственных органов и местных исполнительных органов в процесс формирования и исполнения нижестоящих бюджетов не допускается (за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным Кодексом РК).
6. Принятие постановления Правительства РК (ППРК) о реализации Закона о республиканском бюджете в течение неделисо дня подписания Закона Президентом РК;
7. Утверждение стратегических планов государственных органов в течение неделисо дня подписания Закона Президентом, заключение соглашений о результатах по целевым трансфертам не позднее 20 января текущего финансового года;
8. Формирование и утверждение сводных планов финансирования по обязательствам и платежам АБП в течение 10 рабочих дней содня принятия ППРК о реализации Закона о республиканском бюджете;
9. Утверждение индивидуальных планов финансирования АБП, подведомственных учреждений в течение 2 рабочих дней после получения утвержденной сводным планом азбивки финансирования по месяцам;
10. Проведение комплекса мероприятий по исполнению республиканского бюджета Правительством в течение финансового года;
11. Ведение учета и отчетности. Ежемесячные (квартальные) отчеты об исполнении республиканского бюджета (по итогам квартала рассмотрение на заседании Правительства);
12. Бюджетный мониторинг и оценка результатов(оценка эффективности по управлению бюджетными средствами)
13. Представление годового отчета об исполнении республиканского бюджета Правительством в Парламент не позднее 20 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом
14. Утверждение Парламентом годового отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;
Годовой отчет об исполнении республиканского бюджета представляет Правительство Республики Казахстан Парламенту и Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. Местные исполнительные органы ежемесячно представляют отчеты об исполнении бюджетов вышестоящему исполнительному органу и соответствующему маслихату. Областные исполнительные органы и городов Астаны и Алматы представляют ежемесячные отчеты Министерству финансов. Министерство финансов ежемесячно составляет сводный отчет об исполнении республиканского и местных бюджетов за отчетный период нарастающим итогом и представляет его Правительству Республики Казахстан.
Контроль за правильностью составления, и утверждения смет расходов государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, а также за использованием бюджетных средств в соответствии с казначейскими разрешениями осуществляется Министерством финансов и его территориальными подразделениями, а государственных учреждений, финансируемых из местных бюджетов, а также за использованием бюджетных средств в соответствии с финансовыми разрешениями, осуществляется местными исполнительными органами.
Контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета, а местных бюджетов – ревизионными комиссиями представительных органов соответствующего уровня, а также Министерством финансов Республики Казахстан и его территориальными органами с обязательным информированием соответствующих местных исполнительных и представительных органов.