Федеральная счетная палата

Положение и место Федеральной счетной палаты в системе органов государственной власти определены законом о Федеральной счетной палате. В иерархии органов власти она располагается между парламентом и правительством, являясь при этом независимым партнером и помощником по отношению к обоим высшим органам государственной власти.

Согласно законодательству Германии Федеральная счетная палата является независимым органом финансового контроля и отвечает только перед законом. Правовой статус Федеральной счетной палаты и ее членов, а также ее основные задачи конституционно закреплены в основном законе ФРГ. Детали ее организационной структуры, процедура назначения на должность членов Палаты и порядок выработки решений регулируются специальным законом о Федеральной счетной палате.

Ныне действующая Федеральная счетная палата Германии является прямой преемницей Счетной палаты Германской империи, созданной в 1871 г., которая в свою очередь являлась преемницей Генеральной счетной палаты, учрежденной по указу прусского короля Фридриха Вильгельма I еще в 1717 г. Таким образом, независимая ревизия отчетности в Германии существует уже 280 лет. Отчеты Счетной палаты королевской Пруссии после германской империи всегда проверялись главой государства.

В деятельности современной Федеральной счетной палаты следует выделить следующие особенности. Федеральная счетная палата не облечена исполнительной властью. Федеральная счетная палата убеждает силой своих аргументов. Реализуя ее предложения, высказанные в примечаниях, Парламент, в частности его бюджетная комиссия и соответствующая подкомиссия, заботится о том, чтобы из них были сделаны необходимые выводы. До настоящего времени эти комиссии после подробного обсуждения с участием членов Федеральной счетной палаты более чем в 90% случаев использовали сведения, полученные в ходе ревизии. В комиссии по ревизии счетов администрация должна отвечать за свои неправильные (не соответствующие требованиям законодательства) действия; как правило, перед комиссией отчитываются также министры, заместители министров или другие служащие политического аппарата.

Федеральная счетная палата стимулирует мышление администрации. Результат своей ревизии Федеральная счетная палата обобщает в ревизионных сообщениях. Она направляет их со своими рекомендациями ревизуемому учреждению. В большинстве случаев администрация использует ее предложения. Поэтому отчеты парламенту отражают лишь незначительную часть результатов работы Палаты.

Критерии ревизии - правильность и экономичность. При проведении ревизии правильности ведения счетов Федеральная счетная палата следит за соблюдением законов, бюджета и административных предписаний. В ходе ревизии экономической эффективности Палата изучает соотношение издержек и достигнутого эффекта. Федеральная счетная палата должна обращать особое внимание на расходы по содержанию персонала и на качество выполнения заданий. Растущее значение - особенно при контроле программ и других крупных проектов - приобретает вопрос о том, достигнута ли в действительности поставленная цель (контроль успеха).

Направления деятельности Федеральной счетной палаты. Федеральная счетная палата контролирует:

- бюджетное финансирование и управление экономикой Федерации, ее особые имущества (например, федеральные железные дороги, федеральное ведомство связи) и предприятия;

- юридических лиц федерального уровня в рамках публичного права (например, Федеральное ведомство труда), включая государственные предприятия;

- федеральные и земельные организации социального страхования, если они получают государственные дотации или защищены гарантийными обязательствами Федерации;

- деятельность Федерации на предприятиях с частноправовым статусом, в которых государство имеет долевое участие;

- при определенных условиях - также прочих юридических лиц с частноправовым статусом.

Счетная палата может также проводить статистический учет вне сферы компетенции Федерации, если соответствующие учреждения управляют принадлежащими Федерации средствами или получают средства от нее (например, в федеральных землях, общинах или у получателей дотации).

Функции ревизионных отделов. Внутри Федеральной счетной палаты задачи распределены между восемью отделами.

В компетенцию отдела I входят вопросы ревизии счетов, финансового и бюджетного права в широком смысле. Отдел отвечает за связи между парламентом и Федеральной счетной палатой и контролирует значительное число небольших, но политически важных отдельных планов, контролирует расходы на содержание персонала и на снабжение всех федеральных ведомств.

Отдел II компетентен в решении задач для административных ведомств. Он производит ревизии бюджетного финансирования и хозяйственного управления ведомства иностранных дел, федерального министерства внутренних дел, ведомства охраны окружающей среды, охраны природы и безопасной работы атомных реакторов, ведомств экономического сотрудничества, исследований и технологии, образования и науки.

Отделу III подконтрольны учреждения связи и основные подразделения федерального министерства транспорта.

Отдел IV контролирует оборонный бюджет. Он отрабатывает также принципиальные вопросы общественных заготовок и правовые нормы регулирования цен.

Отдел V занимается ревизией объектов гражданского и военного строительства, включая дорожное строительство, а также планирование и реализацию естественнонаучных и технических проектов и технологий.

Задачи отдела VI сконцентрированы в социальной области (проведение ревизий в федеральном ведомстве труда, контроль снабжения инвалидов войны, законодательства по пенсионному обеспечению, ревизия отдельных органов, осуществляющих в соответствии с законами страхование по болезни). Кроме того, контролируются бюджеты федеральных министерств по вопросам молодежи, семьи, женщин и здравоохранения, системы расселения и землепользования, строительства и градостроения, пищевой промышленности, сельского хозяйства, а также труда и общественного порядка.

В функциональные задачи отдела VII входят вопросы кадров, организации, рационализации, обработки информации, внутренней службы, экономики и организации производства и материально-технического снабжения. В этих рамках он оказывает широкую поддержку федеральному уполномоченному по вопросам экономической эффективности в управлении.

Отдел VIII курирует финансы и экономику. Он контролирует налоги и таможенные пошлины, бюджеты федерального министерства финансов и федерального министерства экономики (включая специальный капитал по программе экономической помощи Европе), предприятий, имеющих статус юридического лица публичного права, а также участие государства в частных компаниях (прямо или через посредников).

Наши рекомендации