Способы табличного отражения аналитических данных
Показатели в таблицах располагаются в более логичной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением и познавательный эффект достигается значительно быстрее.
Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц легче просматриваются связи между изучаемыми показателями.
Таблицы бывают: простые, групповые и комбинированные.
Пример комбинированной таблицы
Табл. 2
Показатели | Единицы измерения | Отчетный 2003 год | % выполнения плана | |
План | Факт | |||
Товарооборот. | тыс. руб. | 6228,0 | 6539,4 | |
Численность работников. | чел. | |||
Товарооборот на 1 работника. | тыс. руб. | 1245,6 | 1307,9 | |
Фонд оплаты труда. | тыс. руб. | 335,9 | 345,0 | 102,7 |
Уровень ФОТ | % | 5,39 | 5,28 | 98,0 |
Средняя заработная плата на 1 работника. | тыс. руб. | 67,18 | 69,0 | 102,7 |
Издержки обращения. | тыс. руб. | 626,7 | 635,9 | 101,5 |
Уровень издержек обращения. | % | 10,06 | 9,72 | 96,6 |
Валовой доход. | тыс. руб. | 1102,4 | 1150,9 | 104,4 |
Уровень валового дохода. | % | 17,7 | 17,6 | 99,4 |
Прибыль от реализации. | тыс. руб. | 475,7 | 515,0 | 108,2 |
Уровень рентабельности. | % | 7,64 | 7,88 | 103,1 |
7. Способ корректированных показателей (Цепных подстановок).
Используют для того, чтобы выявить, какие факторы влияли на анализируемый показатель; установить, в каком направлении и как действовал каждый фактор.
Если изменение зависит от двух и более факторов, то устанавливают последовательность их влияния.
При этом, определяя действие одного фактора, другие факторы принимают неизменными, т.е. в расчетах последовательно производят замену частных плановых показателей отчетными, затем результаты сравнивают с имеющимися предыдущими данными.
Разность показывает размер влияния данного фактора на изменение анализируемого показателя.
Например:можно методом цепных подстановок определить влияние на изменение товарооборота трудовых факторов:
· изменениячисленности работников;
· измененияпроизводительности труда.
Табл. 3
Показатели | Единицы измерения | План | Факт в сопоставимых ценах | Отклонение (+, -) |
Товарооборот. | тыс. руб. | 1496,0 | 1615,0 | +119,0 |
Среднесписочная численность работников. | чел. | +2 | ||
Средняя выработка на 1 работника (производительность труда). | тыс. руб. | 88,0 | 85,0 | -3 |
При расчете влияния отдельных факторов методом цепных подстановок необходимо соблюдать очередность в расчете факторов.
Первым рассчитывается влияние изменений численности работников, а затем производительности труда.
О = П * ч, где:
О –товарооборот;
П (пл,ф) –производительностьтруда (плановая фактическая);
Ч(пл,ф) –среднесписочная численность работников (плановая, фактическая).
Выполняется три расчета:
О1 = Ппл * Чпл
О2 = Ппл * Чф
О3 = Пф * Чф
Вычитая из О2 - О1 = определим влияние на товарооборот изменение численности работников.
из О3 – О2 = определим влияние на товарооборот производительности труда.
Сложив результаты этих двух расчетов определим влияние трудовых факторов на товарооборот. По суммам оно должно соответствовать сумме изменения товарооборота фактического от планового (Оф – Опл = + ).
Расчеты:
О1 = 88 * 17 = 1496
О2 = 88 * 19 = 1672
О3 = 85 * 19 = 1615
1)Влияние на товарооборот изменения численности работников.
1672 – 1496 = + 176,0
2)Влияние на товарооборот изменения производительности труда.
1615 – 1672 = - 57,0
(Проверка 176 + (-57)= 119).
Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей.
Например: соотношение между фондом оплаты труда и средней заработной платы, между товарооборотом и оборотом на одного работника – эти отношения определяются численностью работников.
§ ФОТ = Ср. з/плата на 1 работника * Ч работников.
§ Т = Оборот на 1 работника * Ч работников.
И т.д. (см. таблицу 2).
2.3. Система экономических показателей и их сопоставимость при проведении экономического анализа финансово – хозяйственной деятельности предприятия.
В процессе экономического анализа хозяйственно – финансовой деятельности постоянно приходится иметь дело с системой показателей, каждый из которых имеет свой определенный смысл и свое значение.
Каждый отдельный показатель отражает одну сторону деятельности предприятия, а поэтому экономический анализ предполагает комплексное, системное использование показателей.
Только при этом условии можно всесторонне и объективно исследовать работу предприятия в целом.
Все показатели можно подразделить на:
· стоимостные и натуральные –в зависимости от положенных в основу измерителей.
В торговле и общественном питании к стоимостнымпоказателям относятся: оптовый и розничный товарооборот, издержки обращения, прибыль, финансовое состояние (они выражаются в денежном измерении – руб. , тыс. руб. , млн. руб. и т.д. ).
Денежный - стоимостной измеритель вытекает из экономической сущности перечисленных категорий;он наиболее, чем какой-либо другой, выражает особенности рыночной экономики.
Натуральныепоказатели используются в плановой и учетной - аналитической практике предприятий.
В торговле (оптовой, розничной) товары учитываются не только в стоимостном, но и в натуральном выражении (метры, штуки, килограммы, литры, т.д.).
Оптовая и розничная торговля представляет промышленности свои заказы преимущественно в натуральных показателях.
В натуральных показателях ведется контроль и за выполнением производителями договоров поставки товаров.
· количественныепоказатели используются для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем реализованных товаров (объем товарооборота и его структуру) и другие стороны работы предприятия.
· качественныепоказатели используются для оценки качества работы торговых предприятий:
Ø показатели,характеризующие ритмичность торговли всеми товарами;
Ø выполнениеплана товарооборота по заданной структуре товаров (с учетом внутригруппового ассортимента);
Ø быстроеи культурное обслуживание покупателей (отсутствие жалоб);
Ø соблюдениетребований санитарного надзора.
· Объемные показатели –это величины оптового и розничного товарооборота, оборотных средств, издержек обращения, прибыли.
· Удельные показателиявляются производными от соответствующих объемных показателей.
В торговле и общественном питании удельными показателями можно считать:
Ø оборот на одного работника (производительность труда );
Ø оборотна 1 м2 торговой площади (фондоотдача);
Ø товарные запасы в днях оборота (фактические или по нормативу);
Ø уровеньиздержек обращения (отношение суммы издержек обращения к товарообороту, выраженное в процентах)
УИ.о ∑ И.о * 100%
О
Ø уровеньваловых доходов (отношение суммы валового дохода к товарообороту, выраженное в процентах)
Увд ∑Вд * 100%
О
Ø прибыльв процентах к товарообороту (уровень рентабельности)
Урент. ∑прибыли * 100%
О
Таким образом можно сделать вывод, что все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны. Эту взаимосвязь определяет последовательность выполнения анализа от изучения первичных показателей до обобщающих, а иногда и наоборот – от обобщающих показателей к частным. Однако, как было указано выше, для объективной оценки работы предприятия, необходимо обеспечить сопоставимость показателей, т.к. сравнивать можно только однородные величины.
Например,если было изменение цен на товары в отчетном периоде, то товарооборот или фактический, или плановый необходимо пересчитать с учетом изменения цен (индекса) – см. таблицу 1.
От пересчета товарооборота изменятся и удельные показатели (уровень фонда оплаты труда, уровень издержек обращения, уровень валового дохода и уровень рентабельности).