Тема: современные инновационные стратегии и их влияние на экономику России
В настоящее время каждая страна старается максимально использовать интеллектуальный капитал для обеспечения экономического роста, Развитие новых технологий приводит к тому, что экон. рост все больше и больше определяется той долей продукции и оборудования, которая содержит прогрессивные знания и современные конструкторские решения. Источниками экон. роста в настоящее время являются:
- рабочая сила (обеспечивает экон. рост на 27%)
- используемый капитал (обеспечивает экон. рост на 36%)
- остальная доля экон. роста выпадает на применяемые технологии.
В современных условиях корпоративными интересами становятся прежде всего: самостоятельное осуществление НИОКР, создание собственной экспериментальной базы, постоянный мониторинг фундаментальных и поисковых исследований, генерирование новых знаний и полная интеграция науки и производства. Эту тенденцию называют переходом к НИОКР 4-го поколения.
Доля интеллектуального каптала в суммарном показателе среднего высокотехнолог. предприятия достигла 80%. Поэтому самыми ценными знаниями являются те знания, которые обретают форму изобретений, пром. образцов, полезных моделей, программ для ЭВМ. В настоящее время темпы роста мирового рынка лицензий по оценкам специалистов превышают в 3,5 раза темпы роста традиционных рынков товаров и услуг.
В современной конкурентной борьбе в крупных секторах наукоемкого рынка, выделяют 3 основные стратегии патентных войн:
1) достижение простого большинства патентов
2) стратегия патентного наводнении
3) стратегия патентного блокирования
Суть стратегии в том, что владельцы, собственники РИДов стараются захватить патентное пространство конкретной рыночной территории. В РФ число полученных патентов, с помощью которых можно монопольно влиять на формирование рынка патентного товара, по оценкам экспертов равняется 50 патентам. Все крупные предприятия которые являются лидерами на различных рынках, стараются сформировать стратегические конкурентные преимущества. Они формируют портфели патентов, с целью закрепления за собой набора прав по использованию РИДов в выбранной области деятельности.
Суть перехода к НИОКР 4-го поколения заключается в том, что совершенствуются методы взаимодействия ученых и исследователей с производственными предприятиями, где происходит освоение нововведений.
НИОКР 1-го поколения сформировались в 50-х гг. ХХ века, когда руководство научно-исслед. работой осущ-ость самими учеными. Они же отвечали за интеграцию в рамках проводимых научной организацией, с теми пром. предприятиями, которые были способны освоить разработки.
НИОКР 2-го поколения – 70-е гг. когда копрорат. менеджеры ощущали необходимость управления исследованиями через те проекты, которые служат интересами их бизнеса.
НИОКР 3-го поколения – стык 20 и 21 вв. Ученые взаимодействуют в ттт и маркетологами. Происходит рост пром. НИОКР, развитие зависит от научно-исслед. проектов, которые отбираются на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспособности, анализа жин. цикла проектов, на основе методов применения дисконтирования ден. потоков, по которым оценивается финн. реализуемость проектов.
Начиная с 2000г. и по настоящее время формируется НИОКР 4-го поколения. Управления инновац. деятельностью происходит на основе совместно принятых решений (учеными и разработчиками, производителями, маркетологами, партнерами по бизнесу и потребителями наукоемкой продукции). Т.е. для выявления скрытых потребностей к разработке инноваций привлекают покупателей и поставщиков. Именно так формир. спрос на новую продукцию, с учетом тех запросов, которые формируются каждой группой потребителей. Развиваются транснацион. компании, которые стремятся отыскать инновации в др. странах, с целью вовлечения их в хоз. оборот.
Для этого транснац. компании используют следующие стратегии:
1) поиск и покупка разработанных технологий у ученых. Передача технологий, может основываться на заключении лицензионных соглашений, либо приобретении прав на интеллект. собственность, либо на основе заключаемых маркетинговых соглашений. Самый простой способ коммерцелизации (приобретения) технологий. Но такая форма коммерц. не закладывает основы для дальнейшего сотрудничества. Недостаток стратегии в том, что она не позволяет покупателю самостоятельно развиваться в инновационном плане. Он не может наращивать свой технолог. потенциал, не может накапливать необходимую информацию по тем или иным создаваемым технологиям.
2) долгосрочное стратег. партнерство с учеными-разработчиками. Т.е покупатели (руководство корпораций) заключают соглашения с различными научно-исслед. лабораториям. Именно на этой основе ученые разработчики предлагают нов. технологии, разработанные на основе тех. задания, выданного покупателями.
3) создание/покупка научно исследовательской организации. В рамках этой стратегии любое крупное предприятие/объединение создает исследовательские подразделения, объединяя в них современных тех. специалистов, а также нанимая на постоянной основе науч. кадры. Т.е группу ученых ориентируются на группы развития предприятия, сотрудничая с отд. маркетинга и стратег. планирования. Т.е. сейчас НИОКР выходят на глобальный уровень, они уже котируются на мировых рынках. И осознав эту вещь, крупные организации/предприятия, предпочитают передавать разработку нововведений тем научным организациям, которые способны создавать инновац. продукцию.
Сформирована инновационная программа 2020 для РФ. Эти стратегии, котрые предусмотрены инновац. программой, должны решить след. задачи: доля предприятий, которые осущ. тех. инновации в 2009г. составляли 10,5% от общего числа предприятий. К 2020г доля таких предприятий должна составить 40-50%. Доля России на мировых рынка высокотех. товаров и услуг не достигает 1%. К 2020 г. необходимо создать (сформировать) долю России на мир. рынка не менее 5-10% в 5-7 секторах экономики России. Удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общемировом объеме в 2008г. составило 0,35%. К 2020г удельный вес экспорта должен составить 2% в общемировом объеме. Валовая добавленная стоимость инновац. сектора в ВВП в 2009г. составила 11,8%, к 2020г. нужно достичь 17-20%. Удельный вес инновац. продукции в общем объеме пром. продукции в 2009г. составил 12,5%, к 2020г. удельный вес должен составить 25-35%. Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП в 2009г. составил 1,24%, к 2020г мы должны достичь 2,5-3%, причем половину этих затрат должны составить вложении я частного сектора. Доля российских исследов. в общемировом числе публикаций, составила в 2008г. 2,5%, к 2020г. нужно достичь 5%. Количество патентов регистрируемых российскими физическими и юр. лицами в Европе США и Японии в 2008г составило 63 ед. К 2020г. эта цифра должна достичь 2500-3000 в год.
Существующие варианты инновац. стратегии:
1) достижение лидерства в ведущих научно-технологических секторах и фундамент. исследованиях. Этот вариант наиболее привлекательный, затратный и в нем присутствуют значительные риски.
2) догоняющее развитие и локальная технологич. конкурентоспособность. Этот вариант стратегии хар-ся высокой конкуренцией в технолог. нише. При осущ. этой стратегии происходит торможение собственных разработок, т.к. в догоняющем развитие упор делается на приобретение за рубежом высок. технологий.
3) инерционное импортоориентированное технолог. развитие. Такой вариант инновац. стратегии приводит к технолог. отставанию от ведущих тех. стран и развивающихся стран, темпы роста которых превышают темпы роста РФ.
Оптимальным вариантом для РФ является смешанная стратегия. Она опирается на элементы лидерства сегмента, где у РФ есть конкурентные преимущества. Развитие большинства секторов экономики и пром. необходимо связывать с созданием общих стимулов к масштабной модернизации, прежде всего промышленности. При осуществлении этой стратегии надо восстанавливать ттт. Кроме того, государство должно определить приоритеты, т.е. новые направления, связанные с инновац. развитием. Для осуществления этой смешанной стратегии разработаны 2 этапа: 2011-2013гг., 2014-2020гг. Задачей первого этапа является повышение восприимчивости бизнеса и экон. в целом к инновациям. Для этого нужно решить след. задачи: 1) повышение инвестиц. привлекательности хар-тек секторов. 2) развитие конкуренции и стимулирование инновац. деятельности в гос. компаниях РФ; 3) устранение барьеров для инноваций и повышение качества гос. регулирования инновац. деятельности. 4) опережающий рост вложений частных компаний в софинансирование инновац. проектов. 5) взаимодействие гос-ва и бизнеса, при выработке приоритетных направлений развития и по выбору адекватных методов финансирования НИОКР. 6) рост эффективности науки и образования через развития исследований и разработок ВУЗов, создание центров компатенции, которыми являются научно-исследовательские центры, научно-исслед. управления, гос. научные центры. 7) создание пилотных проектов по поддержке инновац. программ бизнеса, поддержке образования кластеров и технологических платформ.
Целью второго этапа в реализации стратегии является: рост доли част. финансирования исследований и разработок, рост финансирования образования и науки, а также инфраструктуры инновац. экономики. Достичь такой цели можно решив след.задачи: 1) масштабное перевооружение промышленности; 2) выполнение крупных проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники; 3) достройка инновац. инфраструктуры и повышения эфф. её деятельности; 4) формирование работоспособной, национальной инновац. системы, которая смогла бы поддержать все стадии инновац. цикла. 5) ускоренное продвижение инновац. продукции на мир. рынки.6) опережающий рост расходов на обновление научной базы, 7) увеличение расходов на исследования и разработки. 8) увеличение бюджетных расходов на технологии, при расширении внебюджет. финансирования
Лекция 12. (27.12.2011)
Все используемые стратегии в инновационной деятельности должны предусматривать координацию деятельности между академическим сектором науки, между институтами развития, между ключевыми министерствами и созданными консультативными советами при федеральных ведомствах. Эта координация касается проведения работ межотраслевого характера, выхода субъектов инновационной деятельности на международные рынки. Это взаимодействие обеспечения между государственной властью, бизнесом и субъектами инновационной деятельности.
По сути, при формировании модели координации не надо забывать об ответственности каждого субъекта национальной инновационной системы за собственное развитие, а именно: все сектора науки (академический, вузовский, отраслевой, промышленный) должны отвечать за качество проводимых исследований, за соответствие этих исследований государственным приоритетам.
Что касается развития самого инновационного бизнеса, то еще с СССР стоит проблема формирования среды, которая была бы благоприятна для инноваций.
Само формирование среды должно происходить с учетом тех задач, которые необходимо решать в настоящий период, а именно:
1) Развитые конкуренты (которые обычно мотивируют различные компании к инновациям)
2) Необходимо государственное регулирование, как рынков, так и отраслей экономики. Но это не прямое государственное регулирование, а создание условия для развития рынков и отраслей.
3) По сути, происходит разрыв во времени между ГОСТами СССР и теми техническими регламентами, которые пришли на смену тем ГОСТам. Многие ГОСТы применяются до сих пор, так как технические регламенты не соответствуют мировым требованиям по качеству разрабатываемых изделий, оказываемых услуг и проводимых работ. Российское правительство пошло на то, что начинают применяться зарубежные технические регламенты во многих отраслях экономики.
4) Благоприятной среда для инновационной деятельности становится тогда, когда есть финансовая поддержка государства для вовлечения в хозяйственный оборот прав на РИДы.
5) Улучшений налоговых условий для субъектов инновационной деятельности. То есть освобождение разных видов инновационной деятельности от налога на добавленную стоимость, снижение налога на прибыль для ряда инновационных предприятий, новые улучшения в области амортизационной политики, снижение страховых взносов, учет расходов на НИОКР в составе затрат на производство и реализацию продукции.
6) Важной частью формирования благоприятной среды является улучшение инвестиционного климата.
Факторы, влияющие на инвестиционный климат многообразны. Смысл благоприятного инвестиционного климата в том, что условия для инвестиционных вложений должны быть одинаковы как для отечественных, так и зарубежных инвесторов. Но, так как наблюдается отток инвестиций из РФ, можно сказать, что эта проблема не будет решена в ближайшее время. И главным препятствием является отсутствие доверия инвестора к судебной власти РФ, так как результаты судебных разбирательств по делам бизнеса характеризуются непредсказуемостью результатов.
Без притока квалифицированных кадров в среду инновационной деятельности невозможно решение любой задачи. А приток будет тогда, когда уровень обеспеченности работой специалистов будет не ниже, чем в развитых странах.
Инновационная активность бизнеса определяется той системой стимулирования, которая применяется в государстве на каждом временном отрезке. Это касается, прежде всего, развития крупных компаний, где государство имеет в собственности крупные пакеты акций (то есть, прежде всего, государственные корпорации: здесь идет как прямая, так и косвенная государственная поддержка), это гранты и субсидии компаний, связанные с выпуском новой продукции (прежде всего через меры амортизационной политики), это поддержка новых высокотехнологичных компаний и предприятий, особенно в части их становления на ранних стадиях развития. Для этого на федеральном и отраслевом уровнях, средства бюджетных и внебюджетных фондов выделяются этим компаниям, как в виде субсидий, так и в виде грантов.
Что касается развитие отраслей экономики. Поскольку отрасли являются специфическими, то и модель их инновационного развития также отличается друг от друга. Но что объединяет все отрасли – это те ключевые (базовые) технологии, которые должны использоваться в их научной деятельности.
Предусмотрено, что российское государство будет помогать в приоритетных технологиях для сельского хозяйства, машиностроения, развития лесного комплекса, для развития легкой промышленности, для развития жилищного строительства. Собственные технологии будут внедряться в первую очередь в оборонной промышленности, в области авиастроения, судостроения. Что отрадно, не все программисты уехали за рубеж и в РФ есть институты по обновлению программного обеспечения в работе различных предприятий и органов. Кроме того, модели инновационного развития должны предполагать что, требуется формирование новых рынков, на которых должны реализовываться новые виды продукции, а именно продукция наноиндустрии, биоиндустрии, результатов медицинских исследований.
Что касается стабильных отраслей (сырьевых, машиностроение), то применяемые технологии должны снизить ресурсоемкость отраслей и на этой базе повысить их эффективность.
Что касается деятельности самого государства в области совершенствования инновационной деятельности то в первую очередь, в настоящее время решается задача совершения государственных закупок, которые проводятся на всех уровнях. Прежде всего, проведение процедуры государственной закупки опирается на разработку конкурсных процедур, а сами конкурсные процедуры должны определяться законом. Процедура размещения госзаказов должна быть ориентирована на то, чтобы соблюдать принципы конкурентности в процессе размещения госзаказов.
Что касается наукоемкой продукции, то по ней разрабатывается программа госзакупок, которая должна обеспечивать поступление не только продукции в различные сектора экономики, но и доступ различным потребителям к результатам процедур, но прежде всего, стимулировать развитие технических предприятий, чья продукция охотно закупается как внутри страны, так и за рубежом.
Инновационное развитие немыслимо без существования инновационной науки, то есть сектор генерации знаний должен быть конкурентоспособным на мировом рынке этих знаний. Предусматривается, что будет проведена структуризация модернирования сектора генерации знаний. Здесь выделяют два этапа:
Первый – проводится комплексный научный аудит. В течение 2012-2013 годов. Предусматривается сокращение числа научных организаций на 15-17% к 2014 году. Но должно появиться новое количество научных организаций на базе эффективно работающих научных групп, которые есть во многих научных организациях.
Второй – повышение автономии научных коллективов и подразделений. Создание новых центров компетенций. К ним относятся различные виды научно-исследовательских центров и заведений. Далее это государственная поддержка исследований в ВУЗах и формирование государственной программы по обновлению приборной базы научно-исследовательских лабораторий во всех секторах науки.
Поскольку в РФ существуют негосударственные ВУЗы, их количество будет резко сокращено в ближайшие 2 года. Как по результатам аттестации, так и в связи с демографией.
Сейчас экономистов готовят 520 ВУЗов с 1400 филиалами. В негосударственных ВУЗах будет предпринята попытка формирования научного сектора с целью проведения научных исследований прикладного характера.
В РФ есть своя инфраструктура инноваций. По сути. Это совокупность тех инновационных проектов, которые выпускаются субъектами инновационной деятельности. Вместе с тем, количество инновационных проектов, которые осуществляют реальный вклад в создание инноваций невелико. По этом предусматривается, что будет развита финансовая поддержка технических инновационных проектов, которые являются коммерческими перспективными. Поддержка будет идти через льготное кредитование, причем кредиты будут не только из фонда поддержки инновационной деятельности малых предприятий, но и ВЭБ будет давать кредиты, тем крупным компаниям, которые реализуют проекты, как для собственных нужд, так и для другой научной деятельности. Финансовой поддержкой будет пользоваться само образование венчурных фондов, которые образуются в различных отраслях экономики. Также предусмотрено развитие инновационной инфраструктуры.
В первую очередь государственной поддержкой будут пользоваться технико-внедренческие зоны. Развиваться будет и инновационный центр Сколково и будет создан реестр инновационной инфраструктуры, которая пользуется бюджетными средствами в своей деятельности.
В законе «О науке и государственной научно-технической политике» есть пункт о том, что региональные власти должны заботиться о формировании рынка сбыта наукоемкой продукции. Эти рынки могут быть созданы только как результат деятельности малых и средних инновационных предприятий, которые осуществляют свой вклад в развитие инноваций. Поэтому на региональном уровне в обязательном порядке должны быть сформированы программы инновационной деятельности, основанные на конкуренции.
В тех регионах, где накоплен научно-технический потенциал должны быть сформированы и созданы инновационные центры, высоко технологичные комплексы вокруг которых должны быть созданы инновационные кластеры либо инновационные центры со своей инфраструктурой.
На конкурентной основе будут предложены субсидии на развитие инновационных кластеров, а также выделены мегагранты как научным коллективам, так и ученым.
На базе стратегии инновационного развития 2020 в 2012 будут разработаны государственные программы развития и образования, развития исследований и разработок по отраслям и регионам, а также государственные программы и подпрограммы развития высокотехнологичных секторов экономики.
Субъекты федерации на базе 2020 должны разработать новые региональные стратегии инновационного развития до 2020 года. Будет разработан Госплан подготовки управления кадров, будет увеличен фонд содействия малому предпринимательству в научно-технологической сфере и из бюджетов федеральный фондов будут выделены дополнительные средства инновационно активным предприятиям.
Результат деятельности субъектов инновационной деятельности будет оцениваться по разработанным показателям, которые будут обязательными в первую очередь для тех организаций, которые используют бюджетные средства в своей деятельности. По результат оценки будут предприниматься шаги организационного и экономического характера в части сокращения или поощрения деятельности указанных организаций/предприятий.
Лекция 13. (06.12.11)