Бюджетный процесс: утверждение ФЗ о федеральном бюджете. Внесение изменений и дополнений в ФЗ о федеральном бюджете
Ст.6 БК РФ определяет бюджетный процесс как определённую деятельность, осуществляемую в рамках 3-х основных стадий:
1) подготовка проекта бюджета
2) рассмотрение и утверждение бюджета
3) исполнение бюджета и утверждение отчёта о его исполнении.
Для любой стадии бюджетного процесса характерен ряд свойств (признаков):
1) для каждой стадии бюджетного процесса характерен особый, специфический круг участников:
ü подготовка проекта бюджета – исполнительные органы власти, Министерство финансов РФ (подготовка проекта федерального бюджета)
ü рассмотрение и утверждение бюджета – представительные органы власти, которые выполняю основные функции в рамках этой стадии
ü исполнение бюджета и утверждение отчёта о его исполнении – Федеральное казначейство, Центральный банк РФ – органы исполнительной власти, осуществляющие фактическое исполнение принятого бюджета.
2) о завершении определённой стадии бюджетного процесса свидетельствует принятие определённого правового акта (принятие правового акта – это процессуальный итог стадии бюджетного процесса):
ü на стадии подготовки проекта бюджета – проект бюджета
ü на стадии рассмотрения и утверждения бюджета – правовой акт (закон) о бюджете
ü на стадии исполнения бюджета и утверждения отчёта о его исполнении – отчёт об исполнении бюджета.
Вся совокупность стадий бюджетного процесса в их временной протяжённости обозначается понятием «бюджетный цикл». Бюджетный цикл в среднем составляет около 3,5 лет (от начала действий по подготовке проекта бюджета до утверждения отчёта об исполнении бюджета).
3) на любой из стадий соответствующие участники бюджетного процесса всегда наделены особым кругом (перечнем) прав и обязанностей, которые они должны исполнять для обеспечения функций своей деятельности.
4) ограничение во времени – БК РФ устанавливает сроки для осуществления каждой из стадий бюджетного процесса.
Для стадии исполнения бюджета и утверждения отчёта о его исполнении – финансовый год, в течение которого должен действовать бюджет + один резервный месяц для завершения операций + устанавливается время для подготовки заключения Счётной палаты и утверждения отчёта об исполнении бюджета.
Внесение изменений и дополнений в ФЗ о федеральном бюджете
1. Правительство РФ разрабатывает и представляет в Гос. Думу проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в ФЗ о федеральном бюджете по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования ФЗ о федеральном бюджете, в том числе в части, изменяющей основные характеристики федерального бюджета и распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы РФ, а также распределение расходов федерального бюджета по разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ.
2. Субъекты права законодательной инициативы в соответствии с КРФ могут вносить проекты ФЗ о внесении изменений и дополнений в ФЗ о федеральном бюджете в части, изменяющей основные характеристики федерального бюджета и распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы РФ, а также распределение расходов федерального бюджета по разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов РФ в случаях:
- превышения доходов над учтенными ФЗ о федеральном бюджете более чем на 10%, что подтверждено итогами исполнения федерального бюджета за первое полугодие текущего финансового года, при условии, что Правительство РФ не внесло в Гос. Думу соответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотрения Гос. Думой отчета об исполнении ФЗ о федеральном бюджете за первое полугодие;
- выявления нецелевого и неэффективного использования средств федерального бюджета, подтвержденного проверками Счетной палаты РФ и ФОИВ, осуществляющих функции финансово-бюджетного надзора в финансово-бюджетной сфере, и внесения предложений о сокращении либо о блокировке расходов по выявленным направлениям неэффективного или нецелевого использования средств федерального бюджета.
91. Бюджетный процесс: основы исполнения бюджетов (казначейское исполнение, сводная бюджетная роспись и кассовый план)
3 стадия БП Основана на принципе казначейского исполнеия бюдж. На ОИВ возлагаются организация исп-я и исп-е бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Этот принцип тесно связ. с единством кассы, т.е. все средства сосред-ся на едином счете, с кот-го д. осущ-ся все расх. операции. Единство искл-ся, когда операции, произ-ся за пределами РФ.
З-н о бюджете содержит примерный план, для его детализации составл спец. док-т – свободная бюдж. роспись – составленная ИОГВ и содержащая детальн. перечень расходов на осн. ФЗ о бюдж.