Пользователи финансовой отчетности туристского предприятия
Стороны, заинтересованные в информации о деятельности туристского предприятия, можно условно разделить на две основные категории: внешние и внутренние пользователи.
К внутренним пользователям относятся собственники или акционеры туристского предприятия, а также его управленческий персонал. Он принимает различные решения производственного и финансового характера. Например, на базе отчетности составляется финансовый план предприятия на следующий год, принимаются решения об увеличении или уменьшении объема туристской реализации, ценах продаваемых туристских товаров (продукции и услуг), направлениях инвестирования ресурсов предприятия, целесообразности привлечения кредитов и др. Очевидно, что для принятия таких решений требуется полная, своевременная и точная информация, поскольку в противном случае предприятие может понести большие убытки и даже обанкротиться.
В общем виде потребность в информации можно градировать по следующим основным внутренним пользователям финансовой информации:
· собственники туристского предприятия, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств предприятия и оценить эффективность использования ресурсов руководством компании в целях ее повышения. Оценка рентабельности функционирования туристского предприятия, анализ негативных тенденций, выработка стратегических решений;
· менеджеры высшего звена. Им информация необходима для повышения эффективности использования производственных ресурсов организации, оценки эффективности туристского производства, выявление негативных тенденций, выработки стратегических и текущих управленческих решений, разработки финансово-кредитной и инвестиционной политики;
· менеджеры среднего управленческого звена. Их цель получения информации состоит в обеспечении эффективности функционирования туристской организации, поддержании высокого уровня рентабельности туристского производства и объема продаж, осуществление планов развития, принятия текущих управленческих решений;
· служащие компании, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы на данном предприятии.
В сфере организации предприятий туризма, следует отметить одну характерную особенность, которая состоит в том, что очень часто собственником туристского предприятия и управляющим данным предприятием, является одно и тоже лицо. Например, это очень характерно для туристских фирм (как туроператоров, так и турагентов), для предприятий ресторанного рынка, для мини-отелей, большинство которых, по сути, представляют собой семейный бизнес. Таким образом, границы целей получения финансовой информации становятся очень расплывчатыми, однако все они направлены на обеспечение и достижение финансового успеха туристского предприятия.
Кроме того, финансовая отчетность является связующим звеном между туристским предприятием и его внешней средой. Целью представления предприятием отчетности внешним пользователям в условиях рынка является, прежде всего, получение дополнительных финансовых ресурсов на финансовых рынках. Таким образом, от того, что представлено в финансовой отчетности, зависит будущее туристского предприятия. Ответственность за обеспечение эффективной связи между предприятием и финансовыми рынками несут финансовые менеджеры высшего управленческого звена туристского предприятия. Поэтому для них финансовая отчетность важна и потому, что они должны знать, какую информацию получат внешние пользователи и как она повлияет на принимаемые ими решения. Это не значит, что менеджеры не имеют в своем распоряжении дополнительной внутренней информации о деятельности предприятия, в отличие от внешних пользователей, для которых финансовая отчетность во многих случаях является основным источником информации. Но поскольку решения внешних пользователей при прочих равных условиях принимаются на основе ограниченного круга показателей финансовой отчетности, именно эти показатели находятся в центре внимания финансового менеджера и являются завершающей точкой в ходе оценки влияния принятых управленческих решений на финансовое положение туристского предприятия.
Среди внешних пользователей финансовой отчетности выделяются, в свою очередь, две группы: пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности компании, и пользователи, опосредованно (или косвенно) заинтересованные в ней.
К первой группе относятся:
· нынешние и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, определения гарантий возврата кредита, оценки доверия к туристскому предприятию как к клиенту. Их задача - это анализ имущественного положения организации-заемщика и оценка его платежеспособности на период предоставления кредитов (займов, гарантий и т. п.), решение вопросов об инвестировании организации, а также анализ ее имущественного положения и тенденций развития, оценка эффективности деятельности, надежности и перспективности вложений;
· лизинговые компании. Их цель - это решение вопроса о предоставлении основных средств в лизинг и мониторинг финансового состояния лизингополучателя. Обеспечение своевременности поступления лизинговых платежей, предотвращение убытков по причине финансовой несостоятельности лизингополучателя;
· поставщики, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;
· государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяют налоговую политику. Кроме этого государственные органы нуждаются в информации для повышения эффективности российской экономики, решения социальных проблем, проведения анализа эффективности функционирования российских организаций в отраслевом и территориальном разрезах, оценки фискальных возможностей. Их цель - экономическая поддержка организаций и оценка их имущественного положения, проверка выполнения требований предоставления льготных кредитов или государственных гарантий, повышение эффективности использования государственной собственности, анализ эффективности деятельности госпредприятий, разработка планов их развития и структуризации. Также они преследуют цели направленные на повышение эффективности производственного потенциала страны и регулирование экономических отношений, анализ финансовой состоятельности организаций и оценка возможностей их финансового оздоровления.
Вторая группа пользователей внешней финансовой отчетности - это те юридические и физические лица, кому изучение отчетности необходимо для защиты интересов первой группы пользователей. В эту группу входят:
· аудиторские службы, проверяющие данные отчетности на соответствие законодательству и общепринятым правилам учета и отчетности с целью защиты интересов инвесторов;
· консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную компанию;
· биржи ценных бумаг;
· регистрирующие и другие государственные органы, принимающие решения о регистрации туристских фирм, приостановке деятельности компаний, и оценивающие необходимость изменения методов учета и составления отчетности;
· юристы, нуждающиеся в отчетности для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;
· пресса и информационные агентства, использующие отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных туристских компаний и туристской отрасли в целом, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;
· торгово-производственные ассоциации, использующие отчетность для статистических обобщений по отрасли туризма и для сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;
· профсоюзы, заинтересованные в финансовой информации для определения своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития туристской отрасли, к которой относится предприятие.