Модуль 1. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципального образования
1. Понятие финансов. Функции финансов.
2. Понятие, принципы, задачи и цели финансовой деятельности государства.
3. Финансовая система и ее структура.
Ключевыми понятиями данной темы являются финансы, финансовое право, финансово-правовая норма, финансовые правоотношения.
Финансы – это понятие одновременно экономической и юридической наук. В последнем случае финансы представляют собой экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Или финансы – это совокупность фондов денежных средств, мобилизуемых и используемых государством и местным самоуправлением для осуществления своих задач и функций, по поводу которых возникают финансовые отношения.
Централизованные финансы представляют собой денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. К таким фондам относятся:
денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
внебюджетные централизованные фонды государства;
фонд государственного страхования;
государственный, в том числе банковский кредит.
Децентрализованные финансы – это денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. То есть, к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.
В юридической литературе высказывается множество точек зрения. Так профессор Г.А. Тосунян полагает, что финансам присущи две функции образование денежных фондов и использование денежных фондов. Контрольная, распределительная, стимулирующая функции, по его мнению, финансам как экономической категории, индифферентным к любой человеческой деятельности, не свойственны.
Профессор Н.Д. Эриашвили полагает, что основными функциями финансов является распределительная и контрольная, которые осуществляются финансами одновременно, поскольку каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением. Кроме этого, он выделяет такие функции как регулирующая и стабилизационная.
В финансовую систему государства входят две подсистемы:
совокупность финансовых институтов, каждый из которых представляет собой группу однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам аккумуляции или распределения денежных средств; совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую работу. Каждый из финансовых институтов способствует образованию и использованию соответствующего денежного фонда. В юридической литературе взаимосвязанные звенья, входящие в финансовую систему Российской Федерации, представлены следующими фондами денежных средств:
Бюджетная система, в состав которой входят федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты органов местного самоуправления.
Государственные внебюджетные фонды. Через эти фонды реализуется политика государства по осуществлению обязательного социального страхования, которое является частью системы социальной защиты граждан.
Внебюджетные децентрализованные фонды. К ним относятся а) отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, б) финансы государственных и муниципальных организаций и предприятий.
Фонды страхования. Одной из функций государства является образование резервных фондов для покрытия расходов по страховым случаям (стихийные бедствия, эпидемии и т.д.) Методом привлечения денежных средств в эти фонды служат платежи по обязательному и добровольному страхованию, имущественному и личному.
Кредит. Государственный кредит – это деятельность государства по получению взаймы средств от юридических и физических лиц и других государств. Кредитование осуществляется через размещение государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей. Банковский кредит – это деятельность по привлечению вложений вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности, а также расходования средств путем выдачи кредитов на тех же условиях.
Финансы хозяйствующих субъектов. Данный вид финансов включает финансы коммерческих предприятий и организаций и финансы некоммерческих организаций.
Финансовая система может быть представлена также как совокупность трех основных звеньев:
Государственные финансы;
Местные финансы;
Частные финансы.
Еще одно представление финансовой системы основано на учете роли субъекта в общественном производстве. В этом случае финансовая система рассматривается как совокупность финансов предприятий, учреждений, организаций, страхования, кредитования, государственных финансов.
Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность.
Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельности и самостоятельность ее субъектов.
Единство финансовой политики и денежной системы предполагает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогообложения и сборов.
Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов в равной степени распространяется федеральное финансовое законодательство.
Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления. Гарантирована ст.ст. 12, 130-133 Конституции РФ. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта РФ. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.
Социальная направленность финансовой деятельности вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Разделение законодательной и исполнительной властей. Исходя из этого принципа Конституция РФ определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти.
Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления закреплено в ст. 32 Конституции РФ, устанавливающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Принцип гласности, требует официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально.
Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.
Задачами финансовой деятельности являются своевременно, согласно с утвержденным бюджетом организовывать сбор и распределение денежных средств в соответствии с целевым назначением; контроль за соблюдением законности и целесообразности использования денежных средств; стимулирование с помощью финансов тех или иных общественных отношений.
В зависимости от двух сторон финансовой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы: методы мобилизации фондов денежных средств и методы их распределения и использования.
Существуют следующие методы мобилизации денежных средств: а) налоговый метод, б) метод добровольного привлечения денежных средств, в) метод взимания сборов и пошлин, г) метод страхования, д) эмиссия денег.
Ко второй группе – методам распределения фондов денежных средств относятся: а) финансирование, б) кредитование, в) выплата страховых возмещений, г) осуществление расчетов.
Средства финансовой деятельности государства и муниципальных образований, используемые в ходе этой деятельности и направленные на достижение ее целей включают правовые нормы, нормы бухгалтерского учета, операционно-технические и коммуникативно-транспортные средства.
Способы финансовой деятельности государства подразделяются на две группы общие, те которые используются при осуществлении всех или почти всех функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований; и специальные, те которые используются в процессе реализации отдельных функций финансовой деятельности государства. Общие способы: а) командно-волевой, б) рекомендательный, в) коллегиальный.
Система финансовых органов Российской Федерации представляет собой совокупность финансовых органов, организаций и учреждений и включает государственные органы, кредитные организации и иные учреждения, непосредственно осуществляющие финансовую деятельность государства. Систему кредитных организаций возглавляет Банк России, который является органом валютного контроля и осуществляет эмиссию наличных денег. Кредитные организации, имеющие лицензии на проведение операций в иностранной валюте, являются агентами валютного контроля и подконтрольны Банку России. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ, являющееся органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Сюда также входят министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также органы федерального казначейства. К финансовым органам относятся также налоговые и таможенные органы (Указ Президента как структурные подразделения Минфина и Министерства экономического развития и торговли), одной из функций которых является аккумуляция денежных средств в централизованные фонды. К низовым звеньям финансовой системы относятся бухгалтерии предприятий, учреждений и организаций.