Анализ динамики производства и реализации продукции
Таблица 1.1 - Анализ объемов производства и реализации продукции
Показатели | 2009 год | 2010 год | Отклонения | ||||
+, - | % | ||||||
Выпуск товарной продукции, тыс. руб. | 4811543,6 | 5731265,5 | 919721,9 | 119,1 | |||
Реализованная продукция, тыс. руб. | 118,3 | ||||||
Выпуск товарной продукции, тыс. тонн | 6061,1 | 6305,3 | 244,2 | 104,0 | |||
Реализованная продукция, тыс. тонн | 7254,2 | 7492,4 | 238,2 | 103,3 | |||
По данным таблицы видно, что выпуск товарной продукции на предприятии вырос на 919721,9 тыс. руб. или на 19,1 %, а объём реализованной продукции увеличился на 1051653 тыс. руб. или на 18,3%. В натуральном измерении выпуск товарной продукции вырос на 244,2 тыс. тонны или на 4%, а реализованная продукция на 238,2 тыс. тонны или на 3,3%. Объём товарной продукции превышает объём реализованной продукции, но на незначительный процент. Стоимость товарной продукции превышает стоимость реализованной продукции, это связано с увеличением цен на продукцию.
1.2 Анализ выполнения плана и освоения производственной мощности
Уровень освоения производственной мощности определяется по формуле:
, где (1.1)
ТП – объем товарной продукции, в тыс. тонн;
ПМ – производственная мощность, тыс. тонн.
Для предприятия уровень освоения производственной мощности 60-70%, считается нормальным.
Все показатели для проведения данного анализа сведем в таблицу 1.2:
Таблица 1.2 – Анализ выполнения плана и освоения производственной мощности тыс. руб.
Показатели | 2009 год | 2010 год | Отклонения | ||||||
план | факт | От 2009 года | От плана | ||||||
+, - | % | +,- | % | ||||||
Выпуск товарной продукции, тыс. руб. | 4811543,6 | 5731265,5 | 919721,9 | 119,1 | -86078,5 | 98,5 | |||
Продолжение таблицы 1.2
Производственная мощность, тыс. руб. | 105,4 | |||||||
Уровень освоения производственной мощности, % | 85,9 | 98,6 | 97,1 | 11,2 | 113,0 | -1,5 | 98,5 | |
По данным таблицы видно, что план на 2010 год не выполнен на 1.5 %. Уровень освоения производственной мощности намного превышает нормативное значение.
Напряженность плана отражает насколько план отчетного года больше чем факт предыдущего года и вычисляется по формуле:
(1.2)
Напряженным считается план, если коэффициент напряженности составляет более 107 % при высоком уровне использования производственных мощностей.
. (1.3)
По подсчитанному показателю можно определить, что при высоком значении показателя уровня освоения производственной мощности план является действительно напряженным.
1.3 Анализ ритмичности работы предприятия
Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.
Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.
Для анализа ритмичности применяется коэффициент вариации (ритмичности). Коэффициент ритмичности рассчитывается как отношение факта в пределах плана к плану. Коэффициент аритмичности рассчитывается как разность между единицей и коэффициентом ритмичности. На основании коэффициента аритмичности рассчитывается потеря в выпуске продукции по формуле:
(1.4)
Таблица 1.3 – Анализ ритмичности
Период | 2010 год | % выполнения плана | Факт в пределах плана тыс. тонн | Коэффициент ритмичности | |
план, тыс. тонн | факт, тыс. тонн | ||||
I | 1576,32 | 98,5 | 1576,32 | 0,985 | |
II | 1576,32 | 98,5 | 1576,32 | 0,985 | |
III | 1576,32 | 98,5 | 1576,32 | 0,985 | |
IV | 1576,32 | 98,5 | 1576,32 | 0,985 | |
Итого | 6305,3 | 98,5 | 6305,3 | 0,985 |
тыс. тонн
По данным таблицы видно, что коэффициент ритмичности составляет 0,985. По итогам года предприятие недовыполнило план на 94,7 тыс. тонн или на 1,5% и из-за неритмичной работы произошла потеря продукции на 96 тыс. тонн.
Вывод по разделу: Объем товарной и реализованной продукции вырос, что свидетельствует об эффективной сбытовой политики предприятия и не накопления остатков не реализованной продукции на складах