Однако финансовые правоотношения специфичны и имеют ряд особенностей
1. Первой особенностью финансовых правоотношений является то, что они возникают в процессе осуществления финансовой деятельности государства, т.е. в процессе выпуска денежных знаков и организации денежного обращения, планового собирания денежных средств в бюджетные и внебюджетные фонды, их использования при осуществлении государством своих функций и т.д. По существу финансовые правоотношения -это денежные правоотношения, возникающие между государством в лице его уполномоченных органов и другими субъектами финансового права в процессе осуществлени государственной финансовой деятельности.
2. Вторая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются публично-правовыми отношениями. Конечной целью как финансовых правоотношений, так и гражданских
правоотношений является движение денежных средств от одного субъекта к другому.
Короче говоря, в рамках финансовых правоотношений государство выполняет возложенные на него функции в интересах всего общества: по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; по управлению обороной, образованием, здравоохранением, социальным обеспечением и т.д.
3. Третья особенность финансовых правоотношений состоит в том, что эти отношения государственно-властные. Финансовая деятельность государства есть одна из форм проявления его суверенитета Поэтому одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство в лице уполномоченного органа: Федерального Собрания, Правительства РФ, МинфинаРоссии, ЦБРФ и других органов государственной власти, а также органов местного самоуправления. Другой стороной мoгут выступать самые разнообразные субъекты: органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные предприятия и учреждения, предприятия других форм собственности, общественные объединения, граждане. Финансовое правоотношение строится как государственновластное, чаще всего как вертикальное правоотношение власти и подчинения.
4. Четвертая особенность заключается в том, что государство осуществляет мобилизацию составляющих часть национального дохода денежных средств, направляя их в различные фонды и используя в процессе выполнения своих функций. С этой стороны государство выступает как хозяйствующий субъект, субъект специфических имущественных (денежных) отношений. Следовательно, в финансовых правоотношениях выделяются два элемента, указывающие на их особенности: государетвенно-властный и имущественный.
5. пятая особенность они являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер.
основания возникновения:
К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.
Действия — это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными — не соответствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характерны такие юридические факты, как утверждение финан-сово плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов Это, например, извещение налогоплательщику со стороны налогового органа о необходимости уплаты определенной суммы налога, утверждение министерством лимита выделяемых подведомственным учреждениям средств, распоряжение о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др.
События — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение У гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.
виды:
По функциям права они могут быть подразделены:
• на регулятивные: Регулятивные финансовые правоотношения представляют собой положительные, возникающие на основе норм права отношения между субъектами в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Они возникают на основе правомерного поведения участников финансового правоотношения. К числу таких правоотношений относятся правоотношения по поводу уплаты в бюджеты и внебюджетные фонды налоговых платежей, по поводу рассмотрения и утверждения представительным органом проекта бюджета и т.д.
• охранительные: Охранительные финансовые правоотношения складываются в процессе осуществления финансовой деятельности государства, но возникают вследствие неправомерного поведения одного из субъектов финансового права как реакция государства на такое поведение. К их числу относятся правоотношения, возникающие в связи с различными финансовыми правонарушениями: налоговых обязательств, бюджетного законодательства, правил ведения кассовых операций и др.
По способу разрешения конкретных индивидуальных дел финансовые правоотношения подразделяются:
• на материальные: Материальные финансовые правоотношения -это правоотношения, через которые реализуются обязанности и права субъектов финансового права. К ним относятся правоотношения, которые содержат субъективное право бюджетного учреждения на получение бюджетных средств из бюджета и обязанность распорядителя бюджетных средств дать разрешение на их получение, обязанность налогоплательщика уплатить налог и право налогового органа требовать его уплаты и т.д.
• процессуальные.правоотношения возникают на основе процессуальных норм и производны (вторичны) от материальных финансовых правоотношений. Но их удельный вес в системе инансовых правоотношений достаточно велик, о чем свидетельствует часть III БКРФ, включающая бюджетно-процессуальные нормы.
Еще одной важной классификацией финансовых правоотношений является их построение по видам правовых институтов и подотраслей права, входящих в состав финансового права. Такое построение ценно тем, что позволяет увидеть панораму всех основных финансовых правоотношений. Согласно названному основанию финансовые правоотношения подразделяются:
• на эмиссионные;
• налоговые;
• бюджетные;
• касающиеся государственного и муниципального долга;
• касающиеся государственного страхования;
• валютные;
• финансово-контрольные.