Кредитно-денежная политика государства: цели и средства
Кредитно-денежная политика – прерогатива правительства, которое с ее помощью реализует многообразие своих функций, осуществляя макроэкономическое регулирование с помощью кредитно-денежных инструментов. Суть кредитно-денежной политики заключается в регулировании количества денег в обращении в целях обеспечения устойчивого экономического роста при полной занятости и стабильных ценах. Различают стимулирующую (расширительную) денежную политику, связанную с увеличением количества денег в обращении, и рестриктивную (ограничительную) денежную политику, заключающуюся в уменьшении их количества.
В периоды спада или депрессии, для которых характерна недогрузка производственных мощностей и безработица, стимулированию расширения производства способствует стимулирующая дискреционная политика. Увеличение количества денег в обращении и снижение процента приводит к росту совокупного спроса, что, в свою очередь, вызывает оживление производства, уменьшение безработицы и рост совокупного предложения. Кроме того, увеличение количества денег в обращении ведет к росту вкладов населения в банки, которые могут расширить кредитование фирм и тем самым финансировать рост производства (рис.9.4).
Рис.9.4. Экспансионистская кредитно-денежная политика
Предположим теперь, что экономика находится на подъеме, безработица небольшая, денег в обращении много, спрос большой, и он вызывает рост цен, т.е. инфляцию. В этих условиях возникает необходимость проведения рестриктивной (ограничительной) кредитно-денежной политики. Уменьшение количества денег в обращении приводит к увеличению банковского процента и падению спроса как на потребительские, так и на инвестиционные товары. Это может остановить рост цен и притормозить рост производства (рис.9.5).
Рис.9.5. Ограничительная кредитно-денежная политика
Более сложной является ситуация, когда инфляция происходит на фоне спада производства (стагфляция). Например, фирмы-монополисты при падении спроса на их товары снижают не цены, а объем производства. В результате одновременно происходит и рост цен, и увеличение безработицы. В этих условиях существуют разные точки зрения относительно денежной политики. Монетаристы считают, что она должна быть ограничительной, чтобы в первую очередь остановить инфляцию, т.е. предотвратить расстройство рынка, а затем стимулировать налоговыми льготами наиболее жизнеспособные предприятия. Наоборот кейнсианцы полагают, что надо проводить расширительную денежную политику, чтобы растущий спрос обеспечил рост предложения, что, в свою очередь, затормозит инфляцию, Они рассматривают инфляцию как относительно небольшую плату за стабильный экономический рост.
Государство, осуществляя регулирование экономики, использует инструменты кредитно-денежной политики. К числу основных из них относятся:
- изменение официальной учетной ставки процента;
- изменение требований к уровню обязательных резервов;
- операции на открытом рынке;
- выборочная кредитная стратегия.
Изменение официальной учетной ставки процента. Официальная учетная ставка – это норма процента, взимаемая центральным банком при предоставлении ссуд коммерческим банкам. По сути дела, это плата частных банков за возможность использования своих собственных резервов, хранимых в центральном банке. Повышение учетной ставки свидетельствует о переходе к ограничительной денежной политике, направленной на торможение инфляции в экономике полной занятости. Это приводит к уменьшению спроса коммерческих банков на кредиты и сокращению денежной массы во всей банковской системе. Наоборот, уменьшение учетной ставки приводит к увеличению количества денег в обращении, что свидетельствует о проведении экспансионистской денежной политики в период спада производства в целях стимулирования совокупного спроса.
Изменение требований к уровню обязательных резервов. Под нормой обязательных резервов понимается доля банковских депозитов (в процентах), которая должна содержаться в банке в форме резервов. Снижение нормы обязательных резервов ведет через депозитный мультипликатор к многократному увеличению платежных средств банка. Соответственно, увеличение нормы обязательных резервов влечет за собой сокращение предложения денег. Поэтому норма обязательных резервов не должна часто пересматриваться.
Операции на открытом рынке. Такие операции предполагают куплю-продажу уже выпущенных государственных обязательств на вторичном рынке ценных бумаг. Все участники купли-продажи финансовых активов государства действуют добровольно, исходя из собственных интересов. Например, в период подъема центральный банк продает государственные ценные бумаги, получает в обмен деньги и тем самым вызывает процесс мультипликативного сокращения денежной массы. В период спада, при проведении экспансионистской политики, центральный банк начинает скупать государственные обязательства, способствуя тем самым многократному увеличению количества денег в обращении.
Выборочная кредитная стратегия. Эта разновидность денежной политики состоит в том, что центральный банк иногда дает определенные директивы коммерческим банкам или даже обязывает их предоставлять (или не предоставлять) кредиты фирмам, действующим в тех или иных секторах экономики. Например, если необходимо приоритетно развивать сельское хозяйство и строительство, центральный банк может рекомендовать коммерческим банкам предоставлять больше ссуд фирмам, действующим именно в этих секторах, и меньше – действующим в других. Эта мера влияет не на общее количество денег в обращении, а на распределение их между фирмами.
Кроме того, правительство или центральный банк могут наложить на коммерческие банки ограничения, которые обязывают их потратить часть денег, вносимых клиентами, на приобретение правительственных ценных бумаг (например, казначейских обязательств). Подобные ограничения обязывают банки предоставлять часть имеющихся у них денег казначейству, а не фирмам. Эта мера также не влияет на общее количество денег в обращении, а перераспределяет их между казначейством и фирмами.
Используя инструменты кредитно-денежной политики, правительство в зависимости от ситуации может проводить политику либо «дешевых», либо «дорогих» денег. При спаде экономики и росте безработицы центральный банк начинает проводить политику «дешевых» денег, которая включает:
- скупку государственных ценных бумаг на открытом рынке, способствуя увеличению резервов коммерческих банков;
- снижение учетной ставки, стимулируя коммерческие банки увеличивать свои резервы за счет займов;
- снижение нормы обязательных резервов, что увеличивает размер денежного мультипликатора.
Кредит в этих условиях становится менее дорогостоящим и более доступным, а объем совокупных расходов и занятость растут.
При нормальном функционировании экономики центральный банк проводит политика «дорогих» денег, цель которой – ограничить предложение денег, снизить расходы, сдержать инфляцию. Она включает следующие операции:
- продажу государственных ценных бумаг на открытом рынке, связывая резервы коммерческих банков;
- повышение учетной ставки, затрудняя займы коммерческим банкам и уменьшая их резервы;
- увеличение нормы обязательных резервов, что уменьшает размер денежного мультипликатора.
Автоматическая кредитно-денежная политика – это следование монетарному правилу, предложенному сторонниками монетаризма. Монетарное правило гласит: темп роста денежной массы должен соответствовать темпу потенциального роста реального ВВП. По мнению монетаристов, главную ответственность за стабильность покупательной способности денег несет правительство, в чьих руках находится денежное предложение. Колебания денежного предложения в целях стабилизации процента, т.е. дискреционные мероприятия, лишь усиливают циклические колебания. Постоянство темпов роста денежной массы дает возможность избегать этих колебаний.
В кредитно-денежной политике существует так называемая дилемма целей, которая означает невозможность одновременного регулирования денежной массы и процентной ставки. Например, если в качестве цели стабилизации выбирается денежная масса, то в случае роста спроса на деньги увеличивают процентную ставку, что приводит к уменьшению свободной массы денег и увеличению спроса на деньги (рис. 9.6)
Рис. 9.6. Стабилизация денежной массы
Увеличение ставки процента с r1 до r2привело к увеличению спроса на деньги, кривая спроса на деньгиперешла из положенияMd1 в положение Md2.
Если в качестве цели стабилизации выбирается увеличение предложения денег и активизация инвестиционной деятельности, то процентная ставка удерживается на стабильно низком уровне, что вызывает увеличение предложения денег от значения MS1 до значенияMS2 (рис. 9.7).
Рис. 9.7. Стабилизация процентной ставки
Монетаристы выбирают в качестве цели стабилизации денежную массу, видя в ее изменении причину макроэкономической нестабильности. Кейсианцы считают причиной нестабильности колебания процентной ставки, вызывающей нестабильность инвестиций и циклические колебания. На практике обычно проводится сбалансированная политика, в которой используются оба вида стабилизации.
Вопросы к разделу :
1. Виды кредитно-денежной политики государства. Влияние процентной ставки.
2. Функции Центробанка при проведении кредитно-денежной политики государства.
3. Что такое «дилемма целей» в кредитно-денежной политике?
4. Стимулирующая налогово-бюджетная политика.
5. Стимулирующая кредитно-денежная политика.
6. Что такое «ценные бумаги»? Рынок ценных бумаг и его влияние на экономику.
7. Функции денег.
8. Безналичный денежный расчет и его преимущества.
9. Покупательная способность денег.
10. Уравнение Фишера и его модификации (кембриджское уравнение, монетаризм).
11. Спрос и предложение денег.
12. Кредитная система. Функции Центробанка и коммерческих банков.
13. Формы кредитов и кредитные договоры.
14. Основные виды банковских операций.
15. Сбережения и инвестиции. Роль процентной ставки.
16. Эффект мультипликатора.