Валовая прибыль АО «Актюбинский завод хромовых соединений» за 20Х1г. (тыс. тенге)

№ п/п Показатель Факти­чески за 20ХХ г. По предыдуще­му году на фактически реали­зованную продукцию в 2007 г. Факти­чески за 20Х1 г. Откло­нение в валовой прибыли (гр.З-гр.1)
А Б
1. Доход от реали­зации продукции и оказания услуг 8 544 333 9 750 248 10 800 172 X
2. Себестоимость реализованной продукции и ока­занных услуг 6 775 222 8 564 536 8 727 793 X
3. Валовая прибыль 1 769 111 1 185 712 2 072 379 +303 268

Из таблицы видно, что величина валовой прибыли уве­личилась по сравнению с предыдущим годом на 303 268 тыс. тенге. Определим влияние указанных факторов.

1. Влияние изменения себестоимости реализованной продукции и оказанных услуг на отклонение в валовой прибы­ли находится путем вычитания из фактической себестоимости реализованной продукции и оказанных услуг отчетного года фактического объема реализованной продукции и оказанных услуг отчетного года по себестоимости предыдущего года. При этом используется следующая формула:

qiф Ч Siф - ∑qiф ЧSiпр,

где:∑qiф - фактический объем реализованной продукции и оказанных услуг;

Siф - фактическая себестоимость единицы продукции;

Siпр - себестоимость единицы продукции предыдущего года.

В полученной таким образом сумме нашли отражение и имевшие место изменения цен по сравнению с планом на сы­рье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифы на энергию. Так как этот фактор не зависит от организации, то при внутреннем анализе целесообразно выделить его как самостоятельный.

При снижении или повышении по сравнению с предыду­щим годом себестоимости реализованной продукции и ока­занных услуг валовая прибыль соответственно увеличивается или уменьшается.

В нашем примере допущен перерасход на 163 257 тыс. (8 727 793 - 8 564 536) тенге, что снизило величину прибыли на эту сумму.

Поскольку себестоимость продукции является важней­шим фактором, влияющим на валовую прибыль, на многих хозяйствующих субъектах существуют подразделения эко­номических служб, которые занимаются постатейным ана­лизом себестоимости, изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собс­твенных оборотных средств у хозяйствующих субъектов воз­можность прироста дохода в результате снижения себестои­мости исключена.

При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения валовой прибыли состоит в сни­жении себестоимости в части материальных затрат. Особен­но важно это для хозяйствующих субъектов обрабатывающих и перерабатывающих отраслей (машиностроение и металло­обработка, металлургическая, нефтехимическая, текстильная, пищевая и др.), на которых удельный вес стоимости сырья в себестоимости продукции очень высок.

В добывающих отраслях прирост прибыли обеспечить до­статочно сложно. В основном это может достигаться вследс­твие увеличения объема добычи. В отраслях, ориентирован­ных на конечного потребителя, решающее значение имеют объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровнем себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров.

2. Влияние изменения действующих цен на отклонение фактической величины валовой прибыли от предыдущего года рассчитывается по следующей формуле:

qiф Ч Рiф - ∑qiф Ч Рiпр,

где: Рiф и Рiпр - соответственно фактическая цена единицы продукции отчетного и предыдущего года.

Иными словами, размер влияния этого фактора определя­ется путем вычитания из фактического дохода от реализации продукции и оказания услуг фактического объема продукции умноженного на фактическую цену единицы продукции пре­дыдущего года. В нашем примере валовая прибыль за счет це­нового фактора увеличилась на 1 049 924 тыс. тенге (10 800 172-9 750 248).

3. Рост объема реализации продукции прямо пропорци­онально влияет на величину валовой прибыли. Чем больше будет реализовано продукции по сравнению с сопоставимым периодом, тем больше будет получено валовой прибыли.

Объем реализации продукции, как известно, предопре­деляется уровнем производства продукции, комплектностью, качеством ее и другими факторами. Определенное влияние на него оказывают изменения остатков нереализованных изде­лий на складах и товаров отгруженных, находящихся на от­ветственном хранении у покупателей. Эти изменения в сторо­ну сокращения запасов или, наоборот, увеличения их, влияют в первом случае на рост, во втором - на уменьшение объема реализованной продукции.

Объем реализации продукции должен вытекать из пла­нируемого товарного выпуска и изменений остатков не­реализованной части изделий готовой продукции, товаров, находящихся на ответственном хранении у покупателей. Остатки нереализованной продукции образуются по следу­ющим причинам. Часть готовой продукции закономерно осе­дает на складе в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. Уве­личение остатков готовой продукции на складе сверх нор­мативной величины должно быть предметом внимания фи­нансовых служб субъекта: возможно, продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не пользуется спросом по другой причине. Такое влияние на остатки гото­вой продукции на складе имеет место на тех хозяйствующих субъектах, где выпускают продукцию, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу своей специфичной формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе. То же отно­сится и к продукции некоторых отраслей, например, электро­энергетики, транспорта, связи.

На практике нередко товары находятся на ответственном хранении у покупателя, т.е. продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказал­ся от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа может быть несоблюдение поставщиком условий договора поставки.

Переход на метод начисления привел к тому, что доход определяется по отгруженной ее величине, а не по мере пос­тупления за нее оплаты. Это не говорит о том, что аналитики не должны обращать внимание на поступление денег за отгру­женную продукцию. Как известно, часть товаров отгружен­ных не оплачивается в срок покупателями. Непоступление денег в этом случае практически не зависит от поставщика. К сожалению, эта ситуация стала типичной, объем неплате­жей не уменьшается, но субъекту все же следует работать в направлении получения денег - прекратить отгрузку по­купателю, перевести его на аккредитивную форму расчетов, передать требования по взысканию неплатежей с покупателя банку, оформить коммерческий кредит.

В условиях рынка применяется и такая новая форма рас­четов за отгруженную продукцию, как предоплата. Она ис­ключает образование остатков товаров отгруженных, срок оплаты которых истек. Эта форма расчета за отгруженную продукцию практикуется многими хозяйствующими субъек­тами. Но она имеет ряд неудобств: во-первых, эта форма вы­годна для поставщиков; во-вторых, в определенной степени снижается контроль за качеством произведенной продукции, особенно если предприятие-поставщик занимает монополь­ное положение на рынке товаров и услуг; в-третьих, возмож­на ситуация, когда потребитель, оплатив товар, получает меньшее его количество, чем необходимо (например, когда осуществляется покупка сырья и материалов, измеряемых в тоннах и др.).

Чтобы найти влияние объема реализации продукции, не­обходимо валовую прибыль предыдущего года умножить на процент прироста объема продаж, который определяется де­лением дохода (выручки) от реализации, рассчитанной исходя из цены предыдущего года и фактического объема реализован­ной продукции, на доход (выручку) от реализации продукции предыдущего года:

а) (9 750 248 : 8 544 333 Ч 100) - 100 = +14,1%;

б) 1 769 111 Ч 14,1 : 100 = +249 445 тыс. тенге.

4. Теперь найдем влияние четвертого фактора - струк­турных сдвигов в составе реализованной продукции. Как известно, чем больше доля высокорентабельных изделий в со­ставе реализованной продукции, тем больше будет получено валовой прибыли, и, наоборот, чем меньше удельный вес вы­сокорентабельных видов изделий, тем меньше будет величина валовой прибыли.

В теории экономического анализа и практике аналити­ческой работы влияние этого фактора определяют путем вы­читания из разности между показателями валовой прибыли «по предыдущему году на фактический объем реализованной продукции отчетного года» и «по предыдущему году» суммы влияния факгора «изменения объема реализации» (сальдовой способ). Так как величина валовой прибыли «по предыдуще­му году на фактический объем реализованной продукции от­четного года» отражает совокупное влияние двух факторов, то, вычитая из нее влияние изменения объема реализации, находят влияние на валовую прибыль структурных сдвигов в составе реализованной продукции.

В нашем примере расчеты показывают следующее:

1) 1 185 712-1 769 111 = -583 399;

2) -583 399 - 249 445 = -832 844.

В результате структурных сдвигов недополучено по срав­нению с предыдущим годом валовой прибыли на 832 844 тыс. тенге

Результаты анализа валовой прибыли приведены в таблице 23.

Наши рекомендации