Валовая прибыль АО «Актюбинский завод хромовых соединений» за 20Х1г. (тыс. тенге)
№ п/п | Показатель | Фактически за 20ХХ г. | По предыдущему году на фактически реализованную продукцию в 2007 г. | Фактически за 20Х1 г. | Отклонение в валовой прибыли (гр.З-гр.1) |
А | Б | ||||
1. | Доход от реализации продукции и оказания услуг | 8 544 333 | 9 750 248 | 10 800 172 | X |
2. | Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг | 6 775 222 | 8 564 536 | 8 727 793 | X |
3. | Валовая прибыль | 1 769 111 | 1 185 712 | 2 072 379 | +303 268 |
Из таблицы видно, что величина валовой прибыли увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 303 268 тыс. тенге. Определим влияние указанных факторов.
1. Влияние изменения себестоимости реализованной продукции и оказанных услуг на отклонение в валовой прибыли находится путем вычитания из фактической себестоимости реализованной продукции и оказанных услуг отчетного года фактического объема реализованной продукции и оказанных услуг отчетного года по себестоимости предыдущего года. При этом используется следующая формула:
∑qiф Ч Siф - ∑qiф ЧSiпр,
где:∑qiф - фактический объем реализованной продукции и оказанных услуг;
Siф - фактическая себестоимость единицы продукции;
Siпр - себестоимость единицы продукции предыдущего года.
В полученной таким образом сумме нашли отражение и имевшие место изменения цен по сравнению с планом на сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифы на энергию. Так как этот фактор не зависит от организации, то при внутреннем анализе целесообразно выделить его как самостоятельный.
При снижении или повышении по сравнению с предыдущим годом себестоимости реализованной продукции и оказанных услуг валовая прибыль соответственно увеличивается или уменьшается.
В нашем примере допущен перерасход на 163 257 тыс. (8 727 793 - 8 564 536) тенге, что снизило величину прибыли на эту сумму.
Поскольку себестоимость продукции является важнейшим фактором, влияющим на валовую прибыль, на многих хозяйствующих субъектах существуют подразделения экономических служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости, изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств у хозяйствующих субъектов возможность прироста дохода в результате снижения себестоимости исключена.
При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения валовой прибыли состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат. Особенно важно это для хозяйствующих субъектов обрабатывающих и перерабатывающих отраслей (машиностроение и металлообработка, металлургическая, нефтехимическая, текстильная, пищевая и др.), на которых удельный вес стоимости сырья в себестоимости продукции очень высок.
В добывающих отраслях прирост прибыли обеспечить достаточно сложно. В основном это может достигаться вследствие увеличения объема добычи. В отраслях, ориентированных на конечного потребителя, решающее значение имеют объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровнем себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров.
2. Влияние изменения действующих цен на отклонение фактической величины валовой прибыли от предыдущего года рассчитывается по следующей формуле:
∑qiф Ч Рiф - ∑qiф Ч Рiпр,
где: Рiф и Рiпр - соответственно фактическая цена единицы продукции отчетного и предыдущего года.
Иными словами, размер влияния этого фактора определяется путем вычитания из фактического дохода от реализации продукции и оказания услуг фактического объема продукции умноженного на фактическую цену единицы продукции предыдущего года. В нашем примере валовая прибыль за счет ценового фактора увеличилась на 1 049 924 тыс. тенге (10 800 172-9 750 248).
3. Рост объема реализации продукции прямо пропорционально влияет на величину валовой прибыли. Чем больше будет реализовано продукции по сравнению с сопоставимым периодом, тем больше будет получено валовой прибыли.
Объем реализации продукции, как известно, предопределяется уровнем производства продукции, комплектностью, качеством ее и другими факторами. Определенное влияние на него оказывают изменения остатков нереализованных изделий на складах и товаров отгруженных, находящихся на ответственном хранении у покупателей. Эти изменения в сторону сокращения запасов или, наоборот, увеличения их, влияют в первом случае на рост, во втором - на уменьшение объема реализованной продукции.
Объем реализации продукции должен вытекать из планируемого товарного выпуска и изменений остатков нереализованной части изделий готовой продукции, товаров, находящихся на ответственном хранении у покупателей. Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам. Часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. Увеличение остатков готовой продукции на складе сверх нормативной величины должно быть предметом внимания финансовых служб субъекта: возможно, продукция не находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не пользуется спросом по другой причине. Такое влияние на остатки готовой продукции на складе имеет место на тех хозяйствующих субъектах, где выпускают продукцию, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу своей специфичной формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе. То же относится и к продукции некоторых отраслей, например, электроэнергетики, транспорта, связи.
На практике нередко товары находятся на ответственном хранении у покупателя, т.е. продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа может быть несоблюдение поставщиком условий договора поставки.
Переход на метод начисления привел к тому, что доход определяется по отгруженной ее величине, а не по мере поступления за нее оплаты. Это не говорит о том, что аналитики не должны обращать внимание на поступление денег за отгруженную продукцию. Как известно, часть товаров отгруженных не оплачивается в срок покупателями. Непоступление денег в этом случае практически не зависит от поставщика. К сожалению, эта ситуация стала типичной, объем неплатежей не уменьшается, но субъекту все же следует работать в направлении получения денег - прекратить отгрузку покупателю, перевести его на аккредитивную форму расчетов, передать требования по взысканию неплатежей с покупателя банку, оформить коммерческий кредит.
В условиях рынка применяется и такая новая форма расчетов за отгруженную продукцию, как предоплата. Она исключает образование остатков товаров отгруженных, срок оплаты которых истек. Эта форма расчета за отгруженную продукцию практикуется многими хозяйствующими субъектами. Но она имеет ряд неудобств: во-первых, эта форма выгодна для поставщиков; во-вторых, в определенной степени снижается контроль за качеством произведенной продукции, особенно если предприятие-поставщик занимает монопольное положение на рынке товаров и услуг; в-третьих, возможна ситуация, когда потребитель, оплатив товар, получает меньшее его количество, чем необходимо (например, когда осуществляется покупка сырья и материалов, измеряемых в тоннах и др.).
Чтобы найти влияние объема реализации продукции, необходимо валовую прибыль предыдущего года умножить на процент прироста объема продаж, который определяется делением дохода (выручки) от реализации, рассчитанной исходя из цены предыдущего года и фактического объема реализованной продукции, на доход (выручку) от реализации продукции предыдущего года:
а) (9 750 248 : 8 544 333 Ч 100) - 100 = +14,1%;
б) 1 769 111 Ч 14,1 : 100 = +249 445 тыс. тенге.
4. Теперь найдем влияние четвертого фактора - структурных сдвигов в составе реализованной продукции. Как известно, чем больше доля высокорентабельных изделий в составе реализованной продукции, тем больше будет получено валовой прибыли, и, наоборот, чем меньше удельный вес высокорентабельных видов изделий, тем меньше будет величина валовой прибыли.
В теории экономического анализа и практике аналитической работы влияние этого фактора определяют путем вычитания из разности между показателями валовой прибыли «по предыдущему году на фактический объем реализованной продукции отчетного года» и «по предыдущему году» суммы влияния факгора «изменения объема реализации» (сальдовой способ). Так как величина валовой прибыли «по предыдущему году на фактический объем реализованной продукции отчетного года» отражает совокупное влияние двух факторов, то, вычитая из нее влияние изменения объема реализации, находят влияние на валовую прибыль структурных сдвигов в составе реализованной продукции.
В нашем примере расчеты показывают следующее:
1) 1 185 712-1 769 111 = -583 399;
2) -583 399 - 249 445 = -832 844.
В результате структурных сдвигов недополучено по сравнению с предыдущим годом валовой прибыли на 832 844 тыс. тенге
Результаты анализа валовой прибыли приведены в таблице 23.