Понятие и особенности финансовых правоотношений
Реализация финансово-правовых норм происходит посредством вступления различных участников финансовой деятельности государства в конкретные финансовые правоотношения, в рамках которых они осуществляют принадлежащие им финансовые права и исполняют возложенные на них финансовым законодательством обязанности.
Понятие «правовое отношение» является одни из основных в юридической науке. Под которым понимается урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, охраняемых и гарантируемых государством [Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2003. С. 585].
Особенность финансовых правоотношений состоит в тесном переплетении в них публичного и частного интересов, высокой доле экономико-финансовых параметров, реализации их как управленческой функции государства, зависимости от состояния всей финансово-экономической системы государства и ее места в мировом хозяйстве.
Финансовое правоотношение – это урегулированное нормами финансового права общественное отношение, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства с целью обеспечения его финансовыми ресурсами.
Финансовое правоотношение, являясь разновидностью правового отношения, обладает признаками последних. В то же время они характеризуются рядом отличительных особенностей, которые могут служить основой для их отграничения от других видов правоотношений:
- оно возникает, изменяется и прекращается в процессе мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства;
- финансовое правоотношение – это публично-правовое отношение, т.е. оно реализуется в правовой форме и направлено на удовлетворение публичных интересов. Это обусловлено тем, что финансовое правоотношение возникает на основе нормы финансового права, которая является средством реализации, в первую очередь, общественных интересов. Необходимо отметить, что публично-правовой характер финансового правоотношения таит в себе противоречия. Как подчеркивает М.В. Карасева, если на макроуровне, т.е. на уровне общества в целом или различных социальных групп существующая объективная потребность (необходимость) в финансовом обеспечении государства трансформируется в политический интерес и осознается отдельными классами и всем обществом, то на микроуровне, т.е. на уровне отдельного индивида такой трансформации объективно не происходит [Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001, С. 84];
- финансовое правоотношение в большинстве случаев возникает в силу одностороннего установления государством, поскольку сам налог является его односторонним установлением, т.е. правовой акт, которым устанавливается, изменяется или отменяется налог, принимается в одностороннем порядке, а не соглашением сторон.
Несмотря на то, что частный интерес в налоговых отношениях занимает ярко выраженное подчиненное положение по отношению к публичному и может быть принят во внимание лишь в тех случаях, когда не противоречат ему, некоторые авторы в качестве особенностей налогового правоотношения выделяют его возникновение по инициативе любой из сторон. Как отмечают А.А. Тедеев, В.А. Парыгина, наличие правомочий, представляемых налогово-правовой нормой, либо возложение ею же определенных обязанностей - единственное условие, при соблюдении которого каждый, кто функционирует в сфере налогообложения может быть инициатором возникновения либо прекращения налогового
правоотношения. Это означает, что налогово-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, физических лиц не предпринимателей, организаций, индивидуальных предпринимателей и т.д. [Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право: Учебник. М.: Эксмо, 2004. С. 224]. Применительно к белорусскому налоговому законодательству можно отметить, что в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 21 НК налогоплательщик может получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;
- являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, т.е. финансовых ресурсов государства, используемых для удовлетворения общественных потребностей. Урегулированные нормами финансового права отношения процедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности, также обеспечивает движение финансовых ресурсов;
- одним из обязательных участников финансового правоотношений выступает государство в лице уполномоченного органа, наделенного властными полномочиями, что, в свою очередь, позволяет говорить о финансовых правоотношениях как о властных отношениях, носящих императивный характер. Все это предопределяет отсутствие юридического равенства сторон в финансово-правовых отношениях, опосредованных участием в них государственных органов, обладающих такими полномочиями, которых нет у другой стороны. Государство получает право в односторонне-властном порядке требовать определенного поведения от обязанных лиц в силу необходимости наличия у него финансовых ресурсов для финансирования социально-экономические программ и других общественно необходимых потребностей. Следует отметить, что властный характер финансовых правоотношений не исключает возможности реализации ими частного интереса. Однако такой интерес занимает ярко выраженное подчиненное положение по отношению к публичному;
- финансовое правоотношение – это отношение, охраняемое государством. Более того, исполнение участниками финансового правоотношения своих обязанностей обеспечивается принудительной силой государства. При этом особой защите подвергаются интересы самого государства как субъекта финансового правоотношения, главным из которых является полное и своевременное получение от субъектов соответствующих платежей.
Для финансового правоотношения должно быть налицо все рассмотренные специфические черты в комплексе, характеризующие финансовые правоотношения как государственно-властные (денежные) отношения.
Необходимо отметить, что ни одна черта финансового правоотношения в отдельности не может характеризовать его в полной мере. Это возможно лишь при исследовании всей совокупности особенностей финансового правоотношения.
Правоотношения, как и юридические обязанности и субъективные права, могут рассматриваться как моменты объективизации правовых идей. Правило поведения, закрепленное нормой права всегда привязывается к реальным жизненным условиям, с наступлением которых приводится в действие требование нормативного акта. Для обобщенного выражения таких условий в теории права применяется категория «юридический факт».
Возникновение и реализация любого правоотношения происходит под воздействием определенных юридических фактов – социальных обстоятельств (событий, действий), вызывающих в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий – возникновение, изменение или прекращение правовых отношений [Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2002. С. 429].
Юридический факт является отправным моментом образования конкретного финансового правоотношения, возникновения субъективного права или юридической обязанности. Юридические факты обеспечивают прямой перевод прав и обязанностей участников финансовых правоотношений в их поведение. Необходимость наличия юридических фактов для возникновения конкретных финансовых правоотношений подчеркивает неразрывную связь его фактического и юридического поведения и его правовой формы.
В настоящее время в теории права существует множество классификаций юридических фактов, каждая из которых имеет свою ценность для теории и практики. Наиболее распространенным классификационным критерием является волевой признак. В соответствии с ним все юридические факты подразделяются на действия и события.
Действия представляют собой такие юридические факты, которые полностью зависят от воли лиц, являющихся участниками правовых отношений. В зависимости от характера взаимоотношений с нормами права действия подразделяются на правомерные (полное и точное соответствие нормам права) и неправомерные (несоответствие требованиям правовых норм). Для финансовых правоотношений наиболее характерны правомерные действия в виде добровольного надлежащего исполнения финансовых обязательств перед государством (например, налоговое обязательство в виде уплаты соответствующих налоговых платежей). Неправомерные юридические действия являютсяправонарушением, которые вызывают ответную реакцию государства и влекут применение к нарушителю мер юридической ответственности. В финансовом праве чаще встречаются правонарушения, выраженные в форме бездействия (непредставление налогоплательщиком в срок, определенный законодательством, налоговой декларации (расчета)), что обусловлено закреплением обязанностей подчиненного субъекта финансового правоотношения в основном в виде позитивных обязываний.
События - это юридические факты, которые не зависят от воли человека, но влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений, соответственно субъективных прав и юридических обязанностей. Не все происходящие в природе и в обществе события могут рассматриваться в качестве юридических фактов, а только те, которые в той или иной мере оказывают влияние на общественную жизнь и существующие в обществе отношения. Юридическими фактами – событиями могут быть стихийные бедствия, наступление определенного возраста и все другие не зависящие от воли и сознания людей явления, которые законодатель рассматривает как основания для возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, уничтожение имущества в результате стихийного бедствия освобождает лицо, владевшее им, от исполнения обязательства по уплате налога на недвижимость с месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было уничтожено. Данное событие является условием прекращения финансового правоотношения. Такое событие, как рождение ребенка, служит основанием изменения финансового правоотношения - получение родителями льготы по подоходному налогу.
Достаточно распространенная на практике разновидность юридических фактов-событий - сроки, которые в финансовом праве занимают значительное место. Как правило, они являются одним из юридических фактов, с которыми связывается исполнением налогоплательщиком обязательств перед бюджетом. Например, физические лица вносят в бюджет суммы налога на недвижимость не позднее 15 ноября текущего года.