Правовой статус ЦБ, его функции и организация
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О ЦБ РФ (Банке России)".
Ст 75 Конституции РФ установлен особый конституционно-правовой статус ЦБ РФ, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деят-ти, функции и полномочия Банка России (БР) определяются также ФЗ «О ЦБ РФ» и другими фед законами.
В соотв-ии со ст 3 ФЗ «О ЦБ РФ» целями деят-ти являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка РФ; обеспечение стабильности финансового рынка РФ.
Ключевым элементом правового статуса является принцип независимости, кот проявляется прежде всего в том, что БР выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом гос-ной вл, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям гос-ой вл, поскольку их реализация предполагает применение мер гос-го принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и ФЗ «О ЦБ РФ», БР осуществляет независимо от федеральных органов гос-ой вл, органов гос-ой власти субъектов РФ и органов местного сам-ия.
Нормотворческие полномочия БР предполагают его исключительное право по изданию нор-х актов, обязательных для федеральных органов гос-ой власти, органов гос-ой власти субъектов РФ и органов местного сам-ия, всех юр и физх лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции ФЗ «О ЦБ РФ» и другими фед-ми законами. БР не обладает правом зак-ной инициативы, однако его участие в зак-ном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты фед законов, а также НПА фед-х органов исп-ой власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в БР.
БР является юр лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка являются фед-ой собс-ью, при этом БР наделен имущ-ой и финансовой сам-тью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом БР, включая золотовалютные резервы БР, осуществляются самим БР. Изъятие и обременение обязательствами имущества БР без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено ФЗ. Финансовая независимость БР выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. БР вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в межд-х судах, судах иностранных гос-в и третейских судах.
Гос-во не отвечает по обязат-ам БР, так же, как и БР — по обяз-ам гос-ва, если они не приняли на себя такие обяз-ва или если иное не предусмотрено фед законами. БР не отвечает по обяз-ам кредитных орг-ий и некредитных финансовых орг-ий, за исключением случаев, когда БР принимает на себя такие обяз-ва, а кредитные орг-ии и некредитные фин-е орг-ии не отвечают по обяз-ам БР, за исключением случаев, когда они принимают на себя такие обяз-ва.
В своей деят-ти БР подотчетен Гос Думе Фед Собрания РФ, кот назначает на должность и освобождает от должности Председателя БР (по представлению Президента РФ) и членов Совета директоров БР (по предс-ю Председателя БР, согласованному с Президентом РФ); направляет и отзывает представителей Госй Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой гос-ой денежно-кредитной политики и годовой отчет БР и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Гос Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деят-ти БР, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Гос Дума проводит парламентские слушания о деятельности БР с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя БР о деятельности БР при представлении годового отчета и основных направлений единой гос-ой денежно-кредитной политики.
Основные функции по реализации денежного обращения:
1.монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
2. утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
3. устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
4. устанавливает правила проведения банковских операций;
5. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
6. организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;
7.определяет порядок осуществления расчетов с международными орг-ми, иностранными гос-ми, а также с юрид и физ-ми лицами;
2.1 Понятие и роль бюджета (как основного финансового плана, источника финансирования и правового акта)
Бюджет — это публичные экономические отн-я, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств определенного государственно-территориального или мун-го образования, находящегося в распоряжении органов гос-ой власти или местного сам-ия, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом в правовой форме. Бюджет является исходной сферой бюджетной деят-ти и одной из основополагающих финансово-правовых категорий, поэтому его определение образуется из экономического, материального и юридического (правового) аспектов. Выполнение социальной, политической и экономической функций любого государства объективно требует финансовых ресурсов, а удовлетворяются государственные потребности в денежной форме. Таким образом, экономическая сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с аккумулированием и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня. В материальном аспекте бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном уровне для обеспечения функций соответствующих органов власти. Материально-вещественное воплощение бюджетные отношения получают в процессе своей реализации, Роль бюджета состоит в том, что он создает финансовую основу, необходимую для деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления ; Как правовой акт бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности/