Бюджетные трансферты и их виды

Эк теория: трансферты – инструменты финансовых отношений между основными экономическими субъектами:

· Между отдельными домохозяйствами

· Между отдельными фирмами

· Между домохозяйствами и фирмами

· Домохозяйства и фирмы с одной стороны и государство с другой (межсекторальные трансферты)

· Между субъектами сектора государственного управления (внутрисекторальный трансферт)

Последние два – междбюджетные, межструктурные

В западной практике:

· Трансферты – передавальные платежи или односторонние переводы, характеризующиеся односторонним движением средств (на встречу не движется товаров, услуг, денег)

· Однако некоторые считают, что не все трансферты являются односторонними и могут пониматься как компенсация ранее оказанных услуг (трансферты пенсионерам) или будущих выгод (трансферты на образование)

· Как часть общегосударственных налогов, которые передаются центральными правительствами в порядке перераспределения местным

Классификация трансферт в западных теориях:

· Условные (специальные) субсидии (они же субвенции) предусматривают целевое использование, предоставляются для финансирования государственных программ или проектов, делегированных полномочий

· Безусловные (общие) субсидии (они же дотации) предоставляются местным бюджетам для их балансирования; механизм предоставления не требует целевого использования, не огранивают самостоятельность местной власти

· Бюджетный грант – имеет единоразовый характер

Западные подходы к определению объёмов трансферт:

· Дотации на основе результативности выполнения программ, например

o Дотации медицинским учреждениям – с учётом лечебных процедур

o Школам – по результатам экзаменов

o Гражданскому транспорту – по пассажиро-километрам

o Позволяет повысить качество услуг, но требует постоянного контроля

Трансферты в СССР:

· 1920-1931 – широкое использование дотаций

· 1930-1932 – система субвенций ликвидирована в пользу процентных отчислений от государственных налогов и доходов + дотации выравнивания

· 1932-сер.1980-ых – используются исключительно дотации

· С конца 1980-ых – возврат к субсидиям и субвенциям в составе бюджета СССР отдельным республикам

Российские учёные о трансфертах:

· Хомский (начало 20-ого века) относит к дотациям передачу части любого государственного налога в пользу местных союзов.

· Твердохлебов (с 1919 и до 90-ых) – дотации вредны, ибо:

o Распространение потребительских тенденций – незаинтересованность местных органов в полной мобилизации доходов и экономном использовании

o Ослабление влияния местных финансовых органов на результаты работы местного хозяйствования (уменьшение возможностей для перевыполнения доходной части местных бюджетов)

o Снижение эффективности финансового контроля

o Зависимость выполнения местных бюджетов от выполнения бюджетов высших уровней

Независимая Украина:

· Понятие возникает в 1996г. Официальные трансферты делили на:

o Текущие

§ Денежные помощи (дотации)

o Капитальные

§ Предполагали целевое использование (субвенции) и делегированные полномочия

· Сегодня понятие, включает и трансферты из местных бюджетов в высшее

o Межбюджетные трансферт – средств, которые безоплатно и безвозвратно перечисляются из одного бюджета в другой

o 4 вида:

§ Дотации выравнивания (в АРК, область, Киев или Севаст, республиканские и областные города из госбюджета, в районы городов, села, поселки, районные города – из Киева и Севаст, городов республиканского и областного значения)

§ Субвенции

· На социальные программы – из госбюджета

· На компенсацию утрат доходов местных бюджетов из-за предоставления государственных льгот – из госбюджета

· На инвестпроекты – из госбюджета

· На поддержание объектов совместного пользования или ликвидацию ущерба от их деятельности – из местных бюджетов

· На выполнение собственных полномочий территориальных общин сёл, посёлков, городов – из местных бюджетов

· Прочие субвенции – из государственного и местных

§ Из местных в государственные или другие местные

§ Дополнительные дотации (из госбюджета в местные)

В мире доля трансфертов в местных бюджетов возрастает, достигает 30% (Австрия) - 60% (Польша, Нидерланды). В Украине тоже растёт (особенно дотации выравнивания)

Группы трансферт:

· Трансферты из госбюджета местным (ст97)

o Дотация выравнивания (основной вес)

o Дополнительная дотация выравнивания

o Субвенция

o Дотация на компенсацию вследствие предоставление государственных льгот

o Субвенция на выполнении инвестиционных программ

o Прочие дополнительные дотации и субвенции

· Между местными бюджетами (ст101)

o Субвенции на поддержание совместно используемых объектов

o Субвенции на проведение расходов, учитываемых для определения трансферт

o Субвенции на проведение расходов, не учитываемые

o Субвенции на инвестпрограммы

o Прочие дотации и субсидии

Алгоритм определения дотаций выравнивания из госбюджета:

· Определяется БКУ

· Формула учитывает параметры

o Финансовые нормативы бюджетной обеспеченности и корригирующие коэффициенты

o Население и количество потребителей

o Индекс платёжеспособности бюджета

o Расчётных объём корзины доходов местных бюджетов

o Коэффициент выравнивания

o Нормативы количества сотрудников органа местного самоуправления к количеству жителей

Дотации выравнивания:

· Определяется только по общему фонду

· Определяется как разница между расчётным объёмом расходов и доходов (корзина 1 – закреплённые) с использованием коэффициента выравнивания

Расчёт дотации выравнивания

Ti = ai (Vi – Dizak) = коэф. выравнивания * (расчётные расходы местного бюджета – расчётные доходы (корзина) закреплённые за местными бюджетами

Коэффициент выравнивания – от 0.6 до 1.

Расчёт объёма доходов, учитываемых для дотаций выравнвания:

· Используется индекс относительной платежеспособности админ-терр единицы

· Индекс определяется на основе данных за три последние года

· Учитываются потери закрепленных доходов вследствие льгот плательщикам налогов, определённых ВР АРК и местными советами

· Индексы определяются не реже раза в год

· Индекс относительной платежеспособности = Среднедушевой объём фактических доходов соответствующей территории : Среднедушевой объёма фактических доходов в среднем по Украине

Формирование корзины доходов 1 (БКУ ст.98) для определения индекса собственной платёжеспособности:

1. НДФЛ в части согласно ст.65

2. 2-5 – определяются отдельно по каждому виду доходов

3. 6. Плата за лицензии на определённые виды хозяйственной деятельности

4. 7-11 – определяются отдельно по каждому виду доходов

5. 12 – регистрационный сбор за проведение государственной регистрации СПД местными советами

6. 13 - отдельное

7. 14 – за лицензии с розничной торговли

8. 15 – госпошлина

Расчёт корзины прогнозируемых доходов закреплённых за соответствующими местными бюджетами:

Объём прогнозируемых закреплённых доходов = Прогнозируемый среднедушевой объём закрепленных доходов по Украине * индекс относительной платёжеспособности * среднегодовая численность населения территории

Наши рекомендации