Бюджетные трансферты и их виды
Эк теория: трансферты – инструменты финансовых отношений между основными экономическими субъектами:
· Между отдельными домохозяйствами
· Между отдельными фирмами
· Между домохозяйствами и фирмами
· Домохозяйства и фирмы с одной стороны и государство с другой (межсекторальные трансферты)
· Между субъектами сектора государственного управления (внутрисекторальный трансферт)
Последние два – междбюджетные, межструктурные
В западной практике:
· Трансферты – передавальные платежи или односторонние переводы, характеризующиеся односторонним движением средств (на встречу не движется товаров, услуг, денег)
· Однако некоторые считают, что не все трансферты являются односторонними и могут пониматься как компенсация ранее оказанных услуг (трансферты пенсионерам) или будущих выгод (трансферты на образование)
· Как часть общегосударственных налогов, которые передаются центральными правительствами в порядке перераспределения местным
Классификация трансферт в западных теориях:
· Условные (специальные) субсидии (они же субвенции) предусматривают целевое использование, предоставляются для финансирования государственных программ или проектов, делегированных полномочий
· Безусловные (общие) субсидии (они же дотации) предоставляются местным бюджетам для их балансирования; механизм предоставления не требует целевого использования, не огранивают самостоятельность местной власти
· Бюджетный грант – имеет единоразовый характер
Западные подходы к определению объёмов трансферт:
· Дотации на основе результативности выполнения программ, например
o Дотации медицинским учреждениям – с учётом лечебных процедур
o Школам – по результатам экзаменов
o Гражданскому транспорту – по пассажиро-километрам
o Позволяет повысить качество услуг, но требует постоянного контроля
Трансферты в СССР:
· 1920-1931 – широкое использование дотаций
· 1930-1932 – система субвенций ликвидирована в пользу процентных отчислений от государственных налогов и доходов + дотации выравнивания
· 1932-сер.1980-ых – используются исключительно дотации
· С конца 1980-ых – возврат к субсидиям и субвенциям в составе бюджета СССР отдельным республикам
Российские учёные о трансфертах:
· Хомский (начало 20-ого века) относит к дотациям передачу части любого государственного налога в пользу местных союзов.
· Твердохлебов (с 1919 и до 90-ых) – дотации вредны, ибо:
o Распространение потребительских тенденций – незаинтересованность местных органов в полной мобилизации доходов и экономном использовании
o Ослабление влияния местных финансовых органов на результаты работы местного хозяйствования (уменьшение возможностей для перевыполнения доходной части местных бюджетов)
o Снижение эффективности финансового контроля
o Зависимость выполнения местных бюджетов от выполнения бюджетов высших уровней
Независимая Украина:
· Понятие возникает в 1996г. Официальные трансферты делили на:
o Текущие
§ Денежные помощи (дотации)
o Капитальные
§ Предполагали целевое использование (субвенции) и делегированные полномочия
· Сегодня понятие, включает и трансферты из местных бюджетов в высшее
o Межбюджетные трансферт – средств, которые безоплатно и безвозвратно перечисляются из одного бюджета в другой
o 4 вида:
§ Дотации выравнивания (в АРК, область, Киев или Севаст, республиканские и областные города из госбюджета, в районы городов, села, поселки, районные города – из Киева и Севаст, городов республиканского и областного значения)
§ Субвенции
· На социальные программы – из госбюджета
· На компенсацию утрат доходов местных бюджетов из-за предоставления государственных льгот – из госбюджета
· На инвестпроекты – из госбюджета
· На поддержание объектов совместного пользования или ликвидацию ущерба от их деятельности – из местных бюджетов
· На выполнение собственных полномочий территориальных общин сёл, посёлков, городов – из местных бюджетов
· Прочие субвенции – из государственного и местных
§ Из местных в государственные или другие местные
§ Дополнительные дотации (из госбюджета в местные)
В мире доля трансфертов в местных бюджетов возрастает, достигает 30% (Австрия) - 60% (Польша, Нидерланды). В Украине тоже растёт (особенно дотации выравнивания)
Группы трансферт:
· Трансферты из госбюджета местным (ст97)
o Дотация выравнивания (основной вес)
o Дополнительная дотация выравнивания
o Субвенция
o Дотация на компенсацию вследствие предоставление государственных льгот
o Субвенция на выполнении инвестиционных программ
o Прочие дополнительные дотации и субвенции
· Между местными бюджетами (ст101)
o Субвенции на поддержание совместно используемых объектов
o Субвенции на проведение расходов, учитываемых для определения трансферт
o Субвенции на проведение расходов, не учитываемые
o Субвенции на инвестпрограммы
o Прочие дотации и субсидии
Алгоритм определения дотаций выравнивания из госбюджета:
· Определяется БКУ
· Формула учитывает параметры
o Финансовые нормативы бюджетной обеспеченности и корригирующие коэффициенты
o Население и количество потребителей
o Индекс платёжеспособности бюджета
o Расчётных объём корзины доходов местных бюджетов
o Коэффициент выравнивания
o Нормативы количества сотрудников органа местного самоуправления к количеству жителей
Дотации выравнивания:
· Определяется только по общему фонду
· Определяется как разница между расчётным объёмом расходов и доходов (корзина 1 – закреплённые) с использованием коэффициента выравнивания
Расчёт дотации выравнивания
Ti = ai (Vi – Dizak) = коэф. выравнивания * (расчётные расходы местного бюджета – расчётные доходы (корзина) закреплённые за местными бюджетами
Коэффициент выравнивания – от 0.6 до 1.
Расчёт объёма доходов, учитываемых для дотаций выравнвания:
· Используется индекс относительной платежеспособности админ-терр единицы
· Индекс определяется на основе данных за три последние года
· Учитываются потери закрепленных доходов вследствие льгот плательщикам налогов, определённых ВР АРК и местными советами
· Индексы определяются не реже раза в год
· Индекс относительной платежеспособности = Среднедушевой объём фактических доходов соответствующей территории : Среднедушевой объёма фактических доходов в среднем по Украине
Формирование корзины доходов 1 (БКУ ст.98) для определения индекса собственной платёжеспособности:
1. НДФЛ в части согласно ст.65
2. 2-5 – определяются отдельно по каждому виду доходов
3. 6. Плата за лицензии на определённые виды хозяйственной деятельности
4. 7-11 – определяются отдельно по каждому виду доходов
5. 12 – регистрационный сбор за проведение государственной регистрации СПД местными советами
6. 13 - отдельное
7. 14 – за лицензии с розничной торговли
8. 15 – госпошлина
Расчёт корзины прогнозируемых доходов закреплённых за соответствующими местными бюджетами:
Объём прогнозируемых закреплённых доходов = Прогнозируемый среднедушевой объём закрепленных доходов по Украине * индекс относительной платёжеспособности * среднегодовая численность населения территории