Экономическая сущность финансов
Понятие “финансы” неразрывно связано с деньгами и то- варно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому.
Финансы (фр. finance от ср.-лат. financia)1в переводе означает наличность, доход; в широком смысле — денежные средства, денежные обороты. Деньги — обязательное условие существования финансов, так как они всегда имеют денежную форму.
Очевидно, поэтому понятие “финансы” зачастую отожде- ствляют с понятием “деньги”. Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это товар особого рода, выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизво-
дителей.
1 См.: Финансово-кредитный словарь. Т. 3. — М.: Финансы и статис- тика, 1994. С. 338.
Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства платежа; средства образования накоплений и сбережений; мировых денег.
Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП)1и национального дохода2, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только по- требности государства и организаций в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.
Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между хозяйствующими субъектами и людьми по поводу об- разования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функциониро- ванием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и де- централизованных фондов денежных средств.
1 Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой стоимость товаров и услуг, произведенных данной страной во всех видах деятель- ности экономики за определенный период времени и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта. ВВП на стадии про- изводства рассчитывается по рыночным ценам, т. е. включает чистые на- логи на произведенные продукты и импорт.
2 Национальный доход — исчисленная в денежном выражении сто-
имость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства (трудом, капиталом, землей, предпринимательством). Национальный доход страны равен валовому общественному продукту за вычетом пот- ребленных в процессе производства средств производства (сырья, топли- ва, электроэнергии, амортизационных отчислений) и косвенных налогов. С другой стороны, национальный доход можно определять как сумму всех доходов за год в виде заработной платы, промышленной и торговой прибыли, процента на вложенный капитал и земельной ренты (см.: Со- временный экономический словарь. — М.: Инфра-М, 1999. С. 210).
Финансы — это система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения ВВП, национального дохода и части национального богатства.
Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения.
К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:
· государством и предприятиями (организациями) по уплате
налогов и других платежей в бюджет, а также по финансирова- нию из бюджета ряда затрат предприятий;
· государством и гражданами при внесении обязательных и
добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
· предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и ре- зервов;
· предприятиями и внебюджетными фондами при внесении
страховых взносов в эти фонды;
· предприятиями и банками при получении кредитов, уплате процентов за кредит, хранении денежных средств на счетах в банках;
· предприятиями и органами страхования при уплате стра-
ховых взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая;
· предприятиями и работниками, занятыми на этих пред-
приятиях, при выплате заработной платы из фонда оплаты труда;
· хозяйствующими субъектами (предприятиями) в процессе
их производственной и коммерческой деятельности при расче- тах за приобретенные товарно-материальные ценности (сырье, материалы, топливо, электроэнергия), а также при реализации готовой продукции и оказании услуг. Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает соответствующую
выручку. В этом случае происходит смена форм авансированной стоимости (Т-Д) и возникают финансовые отношения, в резуль- тате которых предприятие получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником образова- ния прибыли и денежных фондов.
Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, хозяйствующими субъектами, региона- ми и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств, образует финансовые отношения.
Таким образом, финансы — это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перерас- пределения ВВП национального дохода и части национального богатства. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями (организа- циями) и гражданами.
В условиях рыночных преобразований экономики заметно меняется система финансовых отношений. Так, расширяются отношения государства с хозяйствующими субъектами в связи с ростом налогов и неналоговых платежей, предоставлением дотаций и субсидий, углублением сферы деятельности коммер- ческих организаций и банков.
В понятие “финансы” включается совокупность всех фи- нансовых отношений, а также совокупность средств денежных фондов, находящихся в распоряжении государства и предпри- ятий (организаций). К финансам относятся также отношения по поводу образования и использования кредита.
Вместе с тем не все денежные отношения являются финан- совыми. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств.
Так, в процессе хозяйственной деятельности на предприяти- ях имеет место движение материалов от одного подразделения к другому без оплаты их денежными средствами. Денежное выражение стоимости материальных ценностей при таких операциях используется лишь для учета и контроля за ходом хозяйственных процессов и к финансам не относится.
В систему финансовых отношений не входят и товарообменные операции, занимающие еще заметное место, к сожалению, во взаи- моотношениях хозяйствующих субъектов на нынешнем этапе.
В понятие “финансы” включаются только те денежные отношения, которые связаны с формированием, распределени- ем, перераспределением и использованием фондов денежных средств.
Любая финансовая операция (платежи в бюджет, выплата пенсий, заработной платы и т. д.) содержит движение денег, распределение и перераспределение стоимости общественного продукта и национального дохода и поэтому относится к фи- нансам.
Таким образом, можно выделить следующие основные при- знаки финансов:
· экономические отношения между хозяйствующими субъ-
ектами с использованием денег. При этом деньги выступают материальной основой существования финансов;
· в процессе экономических отношений осуществляется
формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов и государства и их использование. Сущность финансов, их кон- кретное содержание раскрываются в их функциях.
Финансы, как экономическая категория, представляют со- бой совокупность денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, национального дохода и части национального богатства, в ре- зультате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у субъектов хозяйствования, государства, исполь- зуемые для решения экономических и социальных задач.
Функции финансов
Под функциями финансов понимается проявление прису- щих им свойств (назначение, деятельность, обязанность, испол- нение, роль), т. е. их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.
Для финансов как экономической категории характерны две функции: распределительная и контрольная.
Первой функцией финансов является распределениеи перераспределениенационального дохода в государстве. Мате- риальной основой создания национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта (валового внутреннего продукта). На всех стадиях воспроизводства ва- лового внутреннего продукта и его распределения (собственно производство, распределение, обмен и конечное потребление) непосредственно используются финансы.
Распределение валового внутреннего продукта и националь- ного дохода государства представлено на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Схема распределения валового внутреннего продукта и национального дохода в Российской Федерации
Национальный доход подразделяется на две части — фонд накопления и фонд потребления. Соотношение этих частей оп- ределяет пропорции развития экономики и ее структуру. Через систему финансовых отношений государство распределяет и направляет одну часть национального дохода на расширенное воспроизводство (в фонд накопления), другую часть — в фонд потребления. Государство использует финансы в качестве ору- дия распределения национального дохода с целью эффективного воздействия на результаты хозяйствования.
В дальнейшем объективно возникает потребность в пере- распределении национального дохода, которая вызывается:
· наличием непроизводственной сферы, в которой нацио-
нальный доход не создается (государственное управление, об- разование, здравоохранение, социальное обеспечение), но без которой производство не может быть эффективным;
· необходимостью обеспечения социального развития;
· важностью создания благоприятных условий для предпри- нимательства, что требует предоставления дотаций, субсидий. Следовательно, национальный доход распределяется на фонд накопления и фонд потребления, а затем перераспределя- ется между производственной и непроизводственной сферами,
а также по регионам.
Подавляющая часть перераспределительных отношений между территориями государства, производственной и непро- изводственной сферами осуществляется через государственный бюджет (федеральный, региональные) и местные бюджеты (му- ниципальных образований).
Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит струк- турная перестройка экономики, выделение приоритетных видов экономической деятельности (сельское хозяйство, транспорт, энергетика).
Конечная цель распределения и перераспределения ва- лового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии произво-
дительных сил, укреплении государства, достижении высокого качества жизни широких слоев населения.
Финансы выполняют свою распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов пред- приятий (организаций).
При реализации продукции у предприятий образуется выручка и соответственно доход. Одна часть этого дохода по- ступает в государственный бюджет, централизованные фонды социального страхования, а другая — остается в распоряжении предприятий на образование фондов оплаты труда, экономиче- ского стимулирования и финансирования затрат по расширению и развитию производства.
Посредством распределительной функции финансов пред- приятия образуют фонды денежных средств за счет выручки от реализации товаров, готовой продукции и выполненных работ, направляют их на возмещение затрат (оплату товаров, мате- риальные затраты, выплату заработной платы) и образование чистого дохода (прибыли). Определенная доля чистого дохода вносится в доход бюджета.
Вторая важная функция финансов — контрольная. Она
порождена распределительной функцией и проявляется прежде всего в контроле за распределением совокупного общественного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому расходованию.
Контрольная функция финансов осуществляется двояко: во-первых, через контроль рублем, во-вторых, через контроль, осуществляемый финансовыми органами. Посредством фи- нансов на предприятиях осуществляется контроль рублем за образованием денежных доходов, соблюдением режима эко- номии и использованием материальных и трудовых ресурсов, количеством и качеством труда, использованием основных и оборотных фондов, образованием и использованием поощри- тельных фондов и др.
Но самое главное на предприятии — строго следить за пере- распределением прибыли на фонды накопления и фонды потреб- ления. Еще важнее осуществлять контроль за использованием
средств из этих фондов по целевому назначению. Таким образом, финансы выступают орудием контроля за правильным образо- ванием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции.
Контроль рублем осуществляется не только внутри пред- приятия, но и во взаимоотношениях между предприятиями, с вышестоящей организацией и с финансово-кредитными учре- ждениями. Он производится во взаимоотношениях между пред- приятиями при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении договорных условий.
Хозяйственная деятельность предприятий контролируется рублем в процессе выполнения обязательств перед бюджетом по платежам в бюджет и финансированию из бюджета. Контроль финансовыми органами и ведомственными службами осущест- вляется путем проверки законности расходования денежных средств, полноты уплаты налогов.
Контрольная функция финансов используется и в масштабе всего государства. Финансы показывают, как складываются ко- личественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции или диспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета.
Некоторые экономисты считают, что финансам присуща третья функция — формирование денежных фондов. Однако представляется, что финансы, выполняя функцию распре- деления финансовых ресурсов, одновременно формируют и денежные фонды. И выделять третью функцию путем расчле- нения распределительной функции, на наш взгляд, нет необ- ходимости.
Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.
Финансовый механизм — это совокупность способов управ- ления финансовыми отношениями.
Он включает: формы финансовых отношений в государстве; институты (порядок, правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных
средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство.