Расчет эффективности мероприятий по изучению спроса
предприятий.
Все мероприятия по изучению спроса, проводимые маркетинговой службой в рамках принятых коммерческих решений, направлены на удовлетворение потребностей населения и получение прибыли. Однако по экономическому содержанию их можно разделить на мероприятия:
- с целью уточнения потребностей в товарах,
- по увеличению объема реализации товаров,
- по перемещению товарных запасов.
Эффект мероприятий в наиболее общем виде и прежде всего количественно выражается в приросте объема товарооборота, ускорении товарооборачиваемости и в уменьшении объема товарных запасов.
Конечный экономический результат проявляется в увеличении доходов организации или предприятия и уменьшении расходов.
Расчет экономической эффективности решений, результатом которых явилось увеличение товарооборота, а следовательно, доходов и прибыли, производится на основании материалов оперативного учета и бухгалтерских данных организаций за последний отчетный период по формуле:
Эт , (3.1)
где Эт - экономическая эффективность тыс. руб.;
- прибыль на 1 млн. руб. товарооборота тыс. руб.;
- прирост товарооборота млн. руб.;
- товарооборот фактический (после проведения мероприятия по
изучению спроса), млн. руб.;
- товарооборот по плану (или за сопоставимый период –
месяц, год – до проведения мероприятия), млн. руб.
Экономическая эффективность мероприятий по изучению спроса, результатом которых явилось снижение товарных запасов, характеризуется сокращением издержек обращения на остаток товаров, что в конечном счете влияет на объем получаемой прибыли. Она рассчитывается следующим образом:
, (3.2)
где - экономическая эффективность мероприятия тыс. руб.;
- издержки обращения на 1млн.руб. товарных остатков тыс. руб.;
- размер уменьшения товарных запасов, млн. руб.;
- товарные запасы до проведения мероприятий млн. руб.;
- товарные запасы после проведения мероприятий млн. руб.
Экономическая эффективность мероприятий по изучению спроса отражается также на ускорении оборачиваемости товаров и оценивается по формуле:
, (3.3)
где - экономическая эффективность тыс. руб.;
- однодневный размер издержек обращения.
, (3.4)
где - ускорение оборачиваемости товаров (в днях);
- оборачиваемость в днях фактическая (после проведения
мероприятий);
- оборачиваемость в днях (до проведения мероприятий).
Рассмотрим приемы оценки эффективности мероприятий по изучению спроса на примере конкретных ситуаций.