Тема 3. ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ И ИНСТИТУТЫ
Инвестиционный процесс выступает как совокупное движение инвестиций различных форм и уровней. Осуществление инвестиционного процесса в экономике любого типа предполагает наличие ряда условий, основными из которых являются: достаточный для функционирования инвестиционной сферы ресурсный потенциал; существование экономических субъектов, способных обеспечить инвестиционный процесс в необходимых масштабах; механизм трансформации инвестиционных ресурсов в объекты инвестиционной деятельности.
В рыночном хозяйстве инвестиционный процесс реализуется посредством механизма инвестиционного рынка.
Инвестиционный рынок - сложное динамическое экономическое явление, которое характеризуется такими основными элементами, как инвестиционный спрос и предложение, конкуренция, цена.
Условия осуществления инвестиционного процесса в рыночной экономике приобретают специфические формы, отражающие особенности взаимодействия субъектов инвестирования в системе рыночных отношений:
· наличие значительного инвестиционного капитала с диверсифицированной по формам собственности структурой, характеризующейся преобладанием частного инвестиционного капитала по сравнению с государственным;
· многообразие субъектов инвестиционной деятельности в аспекте отношений собственности и институциональной организации, разделение функций государства и частных инвесторов в инвестиционном процессе; наличие разветвленной сети финансовых посредников, способствующих реализации инвестиционного спроса и предложения;
· наличие развитого многосегментного рынка объектов инвестиционной деятельности, выступающих в форме инвестиционных товаров;
· распределение инвестиционного капитала по объектам инвестирования в соответствии с экономическими критериями оценки привлекательности инвестиций через механизм инвестиционного рынка.
Понятие инвестиционного рынка. В экономических публикациях встречаются различные подходы к пониманию инвестиционного рынка. В отечественной экономической литературе, где в последние годы термин "инвестиционный рынок" получил широкое распространение, его наиболее часто рассматривают как рынок инвестиционных товаров. Причем одни авторы, отождествляющие понятие "инвестиций" с понятием "капитальные вложения", под инвестиционными товарами подразумевают только определенные разновидности объектов вложений (основной капитал, строительные материалы и строительно-монтажные работы), другие трактуют инвестиционный рынок более широко - как рынок объектов инвестирования во всех его формах. Зарубежные экономисты под инвестиционным рынком, как правило, понимают фондовый рынок, так как доминирующей формой инвестиций в развитом рыночном хозяйстве являются вложения в ценные бумаги.
В наиболее общем виде инвестиционный рынок может рассматриваться как форма взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности, воплощающих инвестиционный спрос и инвестиционное предложение. Он характеризуется определенным соотношением спроса, предложения, уровнем цен, конкуренции и объемами реализации.
Посредством инвестиционного рынка в рыночной экономике осуществляется кругооборот инвестиций, преобразование инвестиционных ресурсов (инвестиционный спрос) во вложения, определяющие будущий прирост капитальной стоимости (реализованные инвестиционный спрос и предложение).
Конъюнктура инвестиционного рынка. Конъюнктура инвестиционного рынка - совокупность факторов, определяющих сложившееся соотношение спроса, предложения, уровня цен, конкуренции и объемов реализации на инвестиционном рынке или сегменте инвестиционного рынка.
Циклическое развитие и постоянная изменчивость инвестиционного рынка обусловливают необходимость постоянного изучения текущей конъюнктуры, выявления основных тенденций ее развития и прогнозирование будущей конъюнктуры. Конъюнктурный цикл инвестиционного рынка включает четыре стадии: подъем, конъюнктурный бум, ослабление и спад конъюнктуры.
Подъем конъюнктуры инвестиционного рынка происходит, как правило, в связи с общим повышением деловой активности в экономике. Он проявляется в увеличении спроса на объекты инвестирования, росте цен на них, оживлении инвестиционного рынка.
Конъюнктурный бум выражается в резком возрастании объемов реализации на инвестиционном рынке, увеличении предложения и спроса на объекты инвестирования при опережающем росте последнего, соответствующем повышении цен на объекты инвестирования, доходов инвесторов и инвестиционных посредников.
Ослабление конъюнктуры имеет место при снижении инвестиционной активности в результате общеэкономического спада. Данная стадия характеризуется относительно полным удовлетворением спроса на объекты инвестирования при некотором избытке их предложения, стабилизацией, а затем снижением цен на объекты инвестирования, уменьшением доходов инвесторов и инвестиционных посредников.
Спад конъюнктуры на инвестиционном рынке отличается критически низким уровнем инвестиционной активности, резким снижением спроса и предложения на объекты инвестирования при превышении предложения. На стадии конъюнктурного спада цены на инвестиционные объекты существенно снижаются, доходы инвесторов и инвестиционных посредников падают до самых низких значений, инвестиционная деятельность в ряде случаев становится убыточной.
Инвестиционный спрос. Различают потенциальный и реальный инвестиционный спрос. Потенциальный инвестиционный спрос отражает величину аккумулированного экономическими субъектами дохода, который может быть направлен на инвестирование и составляет потенциальный инвестиционный капитал. Реальный инвестиционный спрос характеризует действительную потребность хозяйственных субъектов в инвестировании и представляет собой инвестиционные ресурсы, которые непосредственно предназначены для инвестиционных целей - планируемые или преднамеренные инвестиции.
Инвестиционное предложение. Инвестиционное предложение составляет совокупность объектов инвестирования во всех его формах: вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, научно-техническая продукция, имущественные и интеллектуальные права и др. Объекты инвестиционной деятельности отражают спрос на инвестиционный капитал.
Воплощая инвестиционный спрос и предложение, инвестиционный капитал и объекты инвестиционной деятельности, выступающие в форме инвестиционных товаров, находятся на различных, противостоящих полюсах инвестиционного рынка. В зависимости от исходной позиции анализа инвестиционный рынок можно рассматривать в двух аспектах: как рынок инвестиционного капитала, размещаемого инвесторами, и как рынок инвестиционных товаров, представляющих объекты вложений инвесторов. Данный подход обусловлен рассмотренным выше двойственным характером инвестиций, выступающих, с одной стороны, как ресурсы (инвестиционный капитал), а с другой стороны, как вложения (инвестиционные товары), и отражает специфику инвестиций в рыночных условиях.
Рынок инвестиционного капитала. На рынке инвестиционного капитала осуществляется движение инвестиций. Он характеризуется предложением инвестиционного капитала со стороны инвесторов, выступающих при этом в роли продавцов, и спросом на инвестиции со стороны субъектов инвестиционной деятельности, выступающих в роли покупателей.
Инвестиционный капитал составляют элементы капитальных ценностей, которые могут принимать как материальную, так и денежную форму Несмотря на разнообразие форм инвестиций, как уже отмечалось, все они являются результатом накопления капитала. Обмен инвестиций на рынке инвестиционного капитала производится исходя из ожидаемой отдачи от них в будущем, которая должна превосходить доход.
Рынок инвестиционных товаров. Рынок инвестиционных товаров предполагает процесс обмена объектов инвестиционной деятельности. На этом рынке инвестиционный спрос представляют инвесторы, выступающие как покупатели инвестиционных товаров, а инвестиционное предложение - производители инвестиционных товаров или другие участники инвестиционной деятельности, являющиеся продавцами объектов вложений для инвесторов.
Инвестиционные товары. Объекты инвестиционных вложений составляют особый вид товаров, представленных элементами капитального имущества, которые в отличие от потребительских товаров используются в различных сферах экономической деятельности с целью получения дохода (эффекта) в перспективе.
Инвестиционные товары, как и инвестиции, характеризуются качественной разнородностью. Они могут существовать в материальной форме (элементы физического капитала), в денежной форме (деньги, целевые денежные вклады, паи, ценные бумаги), а также и в материальной и в денежной форме (основной и оборотный капитал, научно-техническая продукция и т.д.). Их обобщающей характеристикой является способность приносить доход.
Определенные виды инвестиций и инвестиционных товаров в силу их связанности в производительной форме не могут непосредственно обращаться на инвестиционном рынке. В странах с развитой рыночной экономикой они обычно замещаются на рынке долговыми обязательствами или свидетельствами о вложении капитала, дающими право на присвоение дохода (долговыми и долевыми ценными бумагами). Обращаясь на инвестиционных рынках, финансовые инструменты, возникшие на основе реального капитала и являющиеся его представителями, приобретают самостоятельное значение, собственные формы и закономерности функционирования.
Структура инвестиционного рынка. Обособление реального и финансового капиталов лежит в основе выделения двух основных форм функционирования инвестиционного рынка: первичного - в форме оборота реального капитала и вторичного - в форме обращения опосредствующих перелив реального капитала финансовых активов. С возрастанием роли научно-технического прогресса в общественном воспроизводстве возникает инновационный сегмент инвестиционного рынка, связанный с вложениями в определенные виды реальных нематериальных активов - научно-техническую продукцию, интеллектуальный потенциал.
Многообразие форм инвестиций и инвестиционных товаров обусловливает сложную структуру инвестиционных рынков, которые могут быть классифицированы по различным критериям. Обобщающим признаком этой классификации является выделение основных объектов инвестирования (рис. 2.2).
Исходя из этого инвестиционный рынок может рассматриваться как совокупность рынков объектов реального и финансового инвестирования. В свою очередь рынок объектов реального инвестирования включает рынок капитальных вложений, недвижимого имущества, прочих объектов реального инвестирования, рынок объектов финансового инвестирования - фондовый рынок, денежный рынок и др.
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
Экономике развитых стран присуща сложная и многообразная структура институтов, осуществляющих мобилизацию инвестиционных ресурсов с последующим их вложением в предпринимательскую деятельность. Эти институты, выступая финансовыми посредниками, аккумулируют отдельные сбережения домашних хозяйств и фирм в значительные массы инвестиционного капитала, который затем размещается среди потребителей инвестиций.
В наиболее общем виде финансовые институты включают
следующие типы:
1) коммерческие банки (универсальные и специализированные):
• коммерческие банки — универсальные, многофункциональные учреждения, оперирующие в различных секторах финансового рынка;
• инвестиционные банки ориентируются на мобилизацию долгосрочного капитала и предоставление его путем выпуска и размещения акций, облигаций, других ценных бумаг, долгосрочного кредитования, а также на обслуживание и участие в эмиссионно-учредительской деятельности нефинансовых
компаний;
• ипотечные банки — осуществляют кредитные операции по
привлечению и размещению;
2) небанковские кредитно-финансовые институты (финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, кредитные союзы и товарищества):
• ломбарды — кредитные учреждения, выдающие ссуды под залог движимого имущества;
• кредитные товарищества создаются в целях кредитно-рас-четного обслуживания своих членов: кооперативов, арендных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса, физических лиц. Капитал кредитных товариществ формируется путем покупки паев и оплаты обязательного вступительного взноса, который при выбытии не возвращается. Основные операции кредитных товариществ включают предоставление . ссуд, комиссионные и посреднические операции;
• кредитные союзы представляют собой кредитные кооперативы, организуемые группами частных лиц или мелких кредитных организаций;
• общества взаимного кредита — это вид кредитных организаций, близких по характеру деятельности к коммерческим банкам, обслуживающим мелкий и средний бизнес. Участниками обществ взаимного кредита могут быть физические и
Одна из наиболее часто используемых классификаций приведена на рис.1
Валютный рынок — это рынок, на котором товаром являются объекты, имеющие валютную ценность. К валютным ценностям относятся: (а) иностранная валюта (денежные знаки (банкноты, казначейские билеты, монеты, являющиеся законным платежным средством или изымаемые, но подлежащие обмену) и средства на счетах в денежных единицах иностранного государства, международных или расчетных денежных единицах); (б) ценные бумаги (чеки, векселя), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте; (в) драгоценные металлы
В качестве субъектов (участников) валютного рынка выступают банки, биржи, экспортеры и импортеры, финансовые и инвестиционные учреждения, правительственные организации. Объект валютного рынка (на кого направлены действия субъекта) - любое финансовое требование, обозначенное в валютных ценностях.
Субъекты валютного рынка могут совершать следующие виды операций:
• кассовые (спот) — с немедленной поставкой валюты, чаще всего в течение двух рабочих дней после заключения сделки;
• срочные (форвард)—с поставкой валюты через четко определенный промежуток времени;
• свопы - одновременное осуществление операций покупки и продажи с разными сроками шолнения;
• хеджированйе-с трахование открытых валютных позиций);
• арбитраж процентных ставок (получение выгоды от принятия депозитов и их переразмещение на согласованные периоды по более высокой ставке):
Рынок золота — это сфера экономических отношений, связанных с куплей-продажей золота с целью накопления и пополнения золотого запаса страны, организации бизнеса, промышленного потребления и др.
В основе наиболее общего деления финансовых рынков нарынки денежных средств и рынки капитала лежит срок обращения соответствующих финансовых инструментов. В практике развитых стран считается, что если срок обращения инструмента составляет менее года, то это инструмент денежного рынка. Долгосрочные инструменты (свыше пяти лет) относятся к рынку капитала. Строго говоря, имеется «пограничная область» от одного года до пяти лет, когда говорят о среднесрочных инструментах и рынках. В общем случае они также относятся к рынку капитала. В России в условиях высокой инфляции, становления финансовых рынков к долгосрочным инструментам часто относят инструменты с периодом обращения более полугода.
Таким образом, граница между краткосрочными и долгосрочными финансовыми инструментами, как и граница между денежными рынками и рынком капитала, не всегда может быть четко проведена. Вместе с тем такое деление имеет глубокий экономический смысл. Инструменты денежного рынка служат в первую очередь для обеспечения ликвидными средствами текущей деятельности экономических субъектов. Инструменты же рынка капиталов связаны с процессом сбережения и долгосрочного инвестирования.
На денежном рынке основными инструментами являются казначейские векселя, банковские акцепты и депозитные сертификаты банков; на рынке капитала — долгосрочные облигации, акции и долгосрочные ссуды.
Рынок капитала, в свою очередь, подразделяется нарынок ссудного капитала и рынок долевых ценных бумаг. Такое деление выражает характер отношений между покупателями товаров (финансовых инструментов), продаваемых на этом рынке, и эмитентами (финансовых инструментов. Если в качестве финансового инструмент выступают долевые ценные бумаги, то эти отношения носят характер отношений собственности, в остальных случаях это — кредитные отношения.
Долевые ценные бумаги представляют собой сертификаты, подтверждающие право ее держателя на пропорциональную долю в чистых активах организации, на участие в распределении прибыли и, как правило, на участие в управлении этой организацией. Вопросы владения собственностью определяются законодательными актами, а также учредительными документами организации (общества).
На рынке ссудного капитала обращаются Долгосрочные финансовые инструменты, предоставляемые на условиях срочности, возвратности и платности. Он подразделяется нарынок долгосрочных банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг (также долгосрочных).
Нарынке ценных бумаг выпускаются, обращаются и поглощаются как собственно ценные бумаги, так и их заменители (сертификаты, купоны и т. п.). Участников рынка ценных бумаг можно разделить на три группы: (1) эмитенты—лица, выпускающие ценные бумаги с целью привлечения необходимых им денежных средств;
(2) инвесторы — лица, покупающие ценные бумаги с целью получения дохода, имущественных и неимущественных прав; (3) посредники — лица, оказывающие услуги эмитентам и инвесторам по достижению ими поставленных целей.
В зависимости от сроков совершения операций с ценными бумагами рынок ценных бумаг подразделяется наенотовый и срочный.На спотовом рынке обмен ценных бумаг на денежные средства осуществляется практически во время сделки. На срочном рынке осуществляется торговля срочными контрактами: форвардами, фьючерсами, опционами, свопами.
Форвардный рынок — это рынок, на котором стороны договариваются о поставке имеющихся у них в действительности ценных бумаг с окончательным расчетом к определенной дате в будущем.
Фьючерсный рынок — это рынок, на котором производится торговля контрактами на поставку в определенный срок в будущем ценных бумаг или других финансовых инструментов, реально продаваемых на финансовом рынке.
Опционный рынок — это рынок, на котором производится купля-продажа контрактов с правом покупки или продажи определенных финансовых инструментов по заранее установленной цене до окончания его срока действия. Заранее установленная цена называется ценой исполнения опциона.
Рынок свопов — это рынок прямых обменов контрактами между участниками сделки с ценными бумагами. Он гарантирует им взаимный обмен двумя финансовыми обязательствами в определенный момент (или несколько моментов) в будущем. В отличие от форвардной сделки своп обычно подразумевает перевод только чистой разницы между суммами по каждому обязательству. Кроме того, в отличие от форвардного контракта конкретные параметры взаимных обязательств по свопам, как правило, не уточняются и могут изменяться в зависимости от уровня процентной ставки, обменного курса или других величин.
В зависимости от форм организации совершения сделок с ценными бумагами рынок ценных бумаг подразделяется на биржевой и внебиржевой.
Биржевой рынок представляет со t сферу обращения ценных бумаг в специально созданных финансовых институтах для органичи!,||1ной и систематической продажи и перепродажи ценных бумаг. 'in институты называются фондовыми биржами. Торговлю на бирже осуществляют только члены биржи, причем торговля может осуществляться только теми ценными бумагами, которые включены и котировочный список, т. е. прошли процедуру допуска ценных 6умаг к продаже на бирже. Самая крупная фондовая биржа находится и Нью-Йорке.
Внебиржевой рынок ценных бумаг представляет собой систему крупных торговых площадок, осуществляющих торговлю многими пилами ценных бумаг. Деятельность этих торговых площадок подчиняется строгим правилам, обязательным для исполнения всеми участниками сделок. Объемы операций, совершаемых во внебиржевой торговле, зачастую превышают объемы операций на фондовом рынке. Дилеров внебиржевого рынка иногда называют маркет-мейкерами (или «создателями рынка»).
Процесс вывода вновь выпускаемых ценных бумаг на рынок называется первичным размещением; соответственно, он происходит на первичных финансовых рынках. Обязательные участники этого рынка — эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Назначение первичных рынков состоит в привлечении дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для инвестиций в производство и для других целей.
Вторичные финансовые рынки напоминают рынки подержанных автомобилей: они позволяют получать деньги при продаже «бывших в употреблении» (т.е. эмитированных ранее) ценных бумаг с той разницей, что на вторичном рынке ценных бумаг цены на них, как правило, выше, чем цены на эти же ценные бумаги при первичном размещении. Вторичные рынки ценных бумаг предназначены для перераспределения уже имеющихся ресурсов в соответствии с потребностями и возможностями участников рынка. Благодаря существованию вторичных финансовых рынков увеличиваются объемы покупок инвесторами ценных бумаг на первичных рынках.
Тема 4. Понятие инвестиционного проекта, содержание, классификация, фазы развития.
В реальной экономической жизни инвестиции приобретают форму инвестиционных проектов. Понятие «проект» широко используется в современной экономической литературе и хозяйственной практике, но все же относится к числу терминов, толкование которых не стало еще однозначным.
С точки зрения концепции Рго)ес<: Мапа§етеп1 (управление проектами) проект — изменение исходного состояния системы (например, предприятия), связанное с затратами времени и средств. Отечественные экономисты определяют проект как систему сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических процессов, технической
и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению. Таким образом, проект включает три основных элемента (рис. 4.1): замысел, средства реализации, цели реализации.
Рис. 4.1. Основные элементы проекта
Отличие проекта от производственной системы заключается в том, что проект является однократной, нециклической деятельностью. Серийный выпуск продукции не имеет заранее определенного конца во времени и зависит лишь от наличия и величины спроса. Когда исчезает спрос, производственный цикл кончается. Производственные циклы в чистом виде не являются проектами.
Любой проект характеризуется четырьмя основными факторами (классификационными признаками): направленностью на достижение конкретных целей, определенных результатов; масштабом (размером) проекта; ограниченной протяженностью во времени, с определенным началом и окончанием (сроки реализации); ограниченностью ресурсов. В нормальном проекте все эти факторы учитываются как более или менее равноправные. Однако в большинстве проектов доминирующую роль играет один (или несколько) из перечисленных факторов. В частности, инвестиционный проект характеризуется значительными (больше года) сроками реализации и ограниченностью инвестиционных ресурсов (рис. 4.2).
Инвестиционный проект — это программа решения экономической проблемы, вложение средств в которую приводит к их отдаче (получению дохода, прибыли, социальных эффектов) после прохождения определенного срока с начала осуществления проекта, вложения средств в него. Промежуток времени между началом инвестирования, вложения средств и моментом получения отдачи от них называютвременным лагом. Таким образом, инвестиционные проекты обладают двумя определяющими признаками — необходимостью крупных вложений в проект и наличием временного лага между вложениями и получением отдачи от них.
Малые проекты невелики по масштабу, просты и ограничены объемами. В американской практике величина капиталовложений таких проектов до 10—15 млн дол., трудозатраты до 40—50 тыс. чел.-ч. Мегапроекты — это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Мегапроекты характеризуются высокой стоимостью (порядка 1 млрд дол. и более), трудоемкостью (15—20 млн чел.-ч.), длительностью реализации (5— 7 и более лет).
Сложные проекты подразумевают наличие технических, организационных или ресурсных задач, решение которых предполагает нетривиальные подходы и повышенные затраты на их решение.
6. Организационные проекты связаны:
— с совершенствованием организации и управления объектами производственной и социальной сферы
— с использованием прогрессивных форм и методов организации
производства и обращения;
— с применением современных средств организационной и управленческой техники и др.
7. Информационные проекты направлены на использование современных методов и средств хранения, передачи, обработки информации.
В рамках каждого из перечисленных видов инвестиционных проектов могут существовать многочисленные разновидности данного вида; возможны и специфические проекты, не вписывающиеся в эти виды. Одновременно в каждом реальном инвестиционном проекте сочетаются разные виды, так что вид проекта отражает только его главную цель, целевую ориентацию, т.е. в каждом реальном инвестиционном проекте содержатся отдельные мероприятия, которые могут быть отнесены к другим видам проектов. Это свойство вытекает из комплексного характера инвестиционных проектов, представляющих совокупность разнохарактерных действий, подчиненных единой целевой задаче.
Рекомендуется в состав инвестиционного проекта включать следующие разделы. 1
1. Краткая характеристика проекта (резюме). Характеризуются основные аспекты проекта, по которым инвестор должен сделать I заключение о том, отвечает ли проект его требованиям по уровню доходности и риска, объему инвестиционных ресурсов, срокам реализации и другим параметрам.
2. Предпосылки и основная идея проекта. Приводятся наиболее важные для реализации проекта параметры, характеризуются регион расположения, его ресурсная и рыночная среда, даются график реализации проекта, его инициатор.
3. Анализ рынка и концепция маркетинга. Излагаются результаты маркетинговых исследований, обосновываются концепция маркетинга и его бюджет.
4. Сырье и поставки. Приводятся виды используемых сырья и материалов, их потребность, наличие в регионе, основные поставщики. график поставок и связанные с ними затраты.
5. Месторасположение, строительный участок и окружающая среда. Описываются месторасположение проекта, характер естественной окружающей среды и степень воздействия на нее проекта, I инвестиционный климат региона и его социально-экономические условия, состояние региональной инфраструктуры, обосновываются I выбор строительного участка и затраты по его освоению. I 6.Проектирование и технология. Обосновывается производственная программа и оценивается требуемая производственная мощность, выбираются технология и способы ее приобретения, определяется перечень необходимых машин и оборудования и разрабатывается планировка предприятия, оцениваются инвестиционные затраты.
7. Организация управления. Приводятся организационная схема и система управления предприятием, обосновывается организационная структура управления, составляется смета накладных расходов по управлению.
8. Трудовые ресурсы. Даются требования по профессионально-квалификационному составу работников, оценка возможностей их привлечения в рамках региона, организация набора и план обучения работников и связанные с этим затраты.
9. Планирование реализации проекта. Обосновываются стадии
• мероприятия реализации проекта, составляется график его реализации, разрабатывается бюджет реализации проекта.
10.Финансовый план и оценка эффективности инвестиций. Содержится финансовый прогноз и основные виды финансовых плавов, рассчитывается общий объем инвестиционных затрат, приводятся методы и результаты оценки эффективности инвестиций, выполняется оценка инвестиционных рисков.