Состав и структура расходов федерального бюджета

Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда де- нежных средств государства и его использованием по отрасле- вому, целевому и территориальному назначениям.

Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:

· по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

· по функциональному назначению — на расходы, обеспечи-

вающие реализацию функций общегосударственного характера, на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, на расходы на правоохранитель- ную деятельность и обеспечение безопасности, на жилищно- коммунальное хозяйство, межбюджетные трансферты. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

Начиная с бюджета на 2005 г. и последующие годы функ- циональная классификация расходов включает 11 разделов: общегосударственные вопросы; национальная оборона; нацио- нальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинема- тография, средства массовой информации; здравоохранение и спорт; социальная политика; межбюджетные трансферты.

При анализе расходов бюджета можно выделять текущие расходы и расходы капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закуп- ки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним зай-

мам и государственному внешнему долгу и др. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения — резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь программы приватизации и преобразованием значительной части государственных предприятий в акционерные общест- ва расширенное воспроизводство все в больших масштабах осуществляется за счет собственных средств и ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках. В то же время фи- нансирование отдельных видов экономической деятельности, связанных с развитием высокотехнологического сектора эко- номики, государственных инвестиционных программ, государ- ственного сектора экономики, в целом продолжает сохранять свое важное значение.

Рассмотрим расходы федерального бюджета Российской Федерации на 2006–2007 гг., приведенные в табл. 9.2.

Как следует из табл. 9.2, расходы федерального бюджета включают такие основные группы затрат, как государствен- ная поддержка отдельных видов экономической деятельности, финансирование социально-культурных мероприятий, оборо- ны страны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности, финансовая поддержка регионов, погашение и обслуживание государственного долга. На них приходится в рассматриваемых бюджетах две трети всех расходов.

Заметное место в расходах на национальную экономику занимает государственная поддержка транспортного комплек- са, сельского хозяйства (в рамках национального проекта) и некоторых других отраслей. В транспорт и связь, топливно- энергетический и аграрно-промышленный комплексы в 2007 г. предусмотрено направить 45% всех расходов на национальную экономику.

Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2006–2007 гг.1

Таблица 9.2


Виды расходов 2006 — отчет 2007 — план
Сумма, млрд руб. % к Сумма, млрд руб. % к
ВВП общему итогу ВВП общему итогу
Расходы, всего 4324,1 15,9 100,0 5463,5 17,5 100,0
Из них:  
Общегосударствен- ные вопросы 642,1 2,4 14,8 808,2 2,6 14,8
в том числе:  
обсл. гос. и мун. долга 198,5 0,7 4,6 156,8 0,5 2,9
обеспечение деят. фин., нал., там. орг. и надзора 125,1 0,4 2,9 188,7 0,6 3,45
фундамент. исследо- вания 38,6 0,14 0,9 48,5 0,16 0,9
Национальная обо- рона 659,1 2,4 15,2 822,0 2,6 15,0
Национальная безо- пасность и правоох- ранительная дея- тельность 539,5 2,0 12,5 662,9 2,1 12,2
Национальная эко- номика 346,8 1,3 8,0 497,2 1,6 9,1
ЖКХ 53,5 0,2 1,2 53,0 0,2 1,0
Охрана окруж. среды 6,4 0,1 8,1 0,15
Образование 208,1 0,8 4,8 277,9 0,9 5,1
Культура, кинемато- граф и СМИ 51,2 0,2 1,2 67,8 0,2 1,2
Здравоохранение и спорт 156,2 0,6 3,6 206,4 0,7 3,8
Соц. политика 217,3 0,8 5,0 215,6 0,7 3,9

Состав и структура расходов федерального бюджета - student2.ru

1 Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ “О федераль- ном бюджете на 2007 год”; 2006 г. — оценка Минфина РФ.

Окончание табл. 9.2

в том числе:  
пенс. обеспечение 155,0 0,6 3,6 164,9 0,53 3,0
соц. обеспечение 41,0 0,15 0,9 40,9 0,13 0,7
Межбюджет. транс- ферты 1443,7 5,3 33,4 1844,3 5,9 33,7
в том числе:  
фин. помощь бюдже- там и др. 542,1 2,0 12,5 512,4 1,6 9,4
трансферты вне- бюдж. фондам 901,6 3,3 20,9 106,4 3,4 19,3
Дефицит (–), профициит (+) +1835,0 6,7 х +1501,8 4,8 х

Средства финансовой поддержки на переустройство аг- рарного комплекса используются на осуществление программ и мероприятий по развитию животноводства и растениеводст- ва, на приобретение техники на условиях лизинга, повышение плодородия почв и мелиорацию, на улучшение землеустройства и землепользования, жилищное строительство на селе, возве- дение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог, строительство и реконструкцию предприятий пищевой и пере- рабатывающей промышленности, рыболовецкого флота.

Развитие оборонного производства финансируется не только за счет бюджетных ассигнований, но и за счет целевого льготного кредита на перепрофилирование оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции, внебюджетных средств, оте- чественных и иностранных инвесторов, кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений ограничивается задачами общегосудар- ственного значения, реализацию которых невозможно обеспе- чить за счет других источников. Это инвестиции на обеспечение программ структурной перестройки экономики, создание относи- тельно небольших проектов с высокой скоростью оборота капи-

тала и быстрой отдачей. Инвестиции должны концентрироваться на реализации пусковых программ и целевых программ по раз- витию высокотехнологических видов производства, мероприя- тий, связанных с социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для военнослужащих, строительством вузов, интернатов для детей с отставанием умственного и фи- зического развития, детских домов.

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физическую куль- туру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Наибольшие суммы направляются в 2007 г. на финансирование образования (36%) и со- циальные нужды (56,0%). В 2006 г. соответственно 33,2% и 58,4%. Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусмотрены меры по повышению минимального уровня заработной платы, уве- личению пособий по безработице, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений, по обеспечению компенсации расходов на питание детей дошкольного возраста,

школьников, студентов и другие меры.

Следует иметь в виду, что крупная часть социальных рас- ходов проходит по внебюджетным социальным фондам.

Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделение лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества оказываемых медицинских услуг.

Значительные расходы на национальную оборону (15,0% всех расходов по бюджету на 2007 г.) вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин.

Пока еще недостаточные средства (всего около 1% общей суммы расходов федерального бюджета в 2007 г.) предусмат-

риваются на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей, уплата членских взносов в международные организации и др.).

Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функ- ционированием федеральных органов законодательной (предста- вительной) и исполнительной власти, деятельностью финансовых и фискальных органов и др. В 2007 г. на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора направлено 188,7 млрд руб., или 3,45% всех расходов бюджета (в 2006 г. — 125,1 млрд руб., или 2,9% всех расходов).

Необходимость затрат на правоохранительную деятель- ность и обеспечение безопасности обусловлена состоянием криминогенной обстановки и разрешением межнациональных конфликтов. В бюджете 2007 г. ассигнования на правоохрани- тельную деятельность и национальную безопасность достигают 12,2% всей расходной части бюджета. Предполагается в 2007 г. дальнейшее существенное укрепление судебных органов.

В 2007 г. сокращены расходы на погашение и обслужива- ние государственного долга. Если доля их в общих расходах составляла: 14,6% в 2002 г., 10,8 — в 2004 г., 4,6 — в 2006 г., то в 2007 г. — 2,9%, что вызвано значительным уменьшением внеш- него долга.

Предусматриваемые бюджетной политикой на 2007 г. меры для достижения более высокого экономического эффекта тре- буют адекватной поддержки со стороны субъектов Федерации. Меры по оздоровлению региональных финансов должны быть направлены на:

· увеличение налоговых поступлений в консолидированные

бюджеты регионов с целью обеспечения финансирования соци- ально значимых статей бюджета;

· укрепление расчетно-платежной дисциплины во взаимоот-

ношениях хозяйствующих субъектов с бюджетами по платежам

в бюджет и финансирования расходов бюджета с привлечением кредитных ресурсов коммерческих банков;

· инвентаризацию численности занятых и количества бюд-

жетных учреждений, имея в виду их сокращение;

· приведение условий оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствие с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы, а в отношении государственных служащих — в соответствие с нормативными актами, регули- рующими денежное содержание федеральных государственных служащих;

· повышение эффективности расходов бюджета на жилищ-

но-коммунальное хозяйство на основе проведения реформы ЖКХ;

· проведение реструктуризации задолженности юриди-

ческих лиц перед консолидированными бюджетами субъектов Федерации по налогам, сборам, начисленным пеням1.

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:

· достижение максимального эффекта при минимуме за-

трат;

· целевой характер использования бюджетных ассигно- ваний;

· предоставление бюджетных средств в меру выполнения

производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

· безвозвратность бюджетных ассигнований.

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансиро- вания в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных кредитов. Проценты при этом либо не взимаются, либо взимаются по низким став- кам. Бюджетные кредиты выдаются по специальным распо-

Состав и структура расходов федерального бюджета - student2.ru

1 С 1 января 2009 г. по 1 января 2010 г. министр финансов имеет право своим приказом предоставить отсрочку или рассрочку по уплате феде- ральных налогов до 5 лет, если размер задолженности организации пре- вышает 10 млрд руб. (Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ).

ряжениям Правительства РФ на выполнение конкретных це- левых программ развития. Так, в последние годы бюджетные кредиты были предоставлены на финансирование расходов: на закупку сельскохозяйственных продуктов в Федеральный продовольственный фонд на конкурсной основе; обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продук- цией и приобретение племенного скота на основе договоров финансовой аренды (лизинга); сезонную закупку сырья и ма- териалов для производства товаров народного потребления и товаров производственно-технического назначения текстильной и легкой промышленности; развитие фермерской кооперации; осуществление высокоэффективных инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор, и др.

В области расходов бюджета следует отметить следующие недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, нередко имеет место их нецелевое расходование; не решены многие насущные проблемы социальной политики: не организовано на должном уровне перераспределение затрат в пользу социально незащищенных слоев населения; продолжа- ется списание долгов в разных секторах экономики.

Выделим основные задачи в области государственных расходов:

· упорядочить разработку, принятие и финансирование

федеральных целевых программ;

· обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

· снизить расходы на содержание государственного аппарата;

· продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финанси- рования проектов;

· повысить эффективность использования ассигнований на

национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

· снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

· усилить контроль за использованием бюджетных средств;

· обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Наши рекомендации