Состав и структура расходов федерального бюджета
Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда де- нежных средств государства и его использованием по отрасле- вому, целевому и территориальному назначениям.
Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:
· по своей роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
· по функциональному назначению — на расходы, обеспечи-
вающие реализацию функций общегосударственного характера, на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, на расходы на правоохранитель- ную деятельность и обеспечение безопасности, на жилищно- коммунальное хозяйство, межбюджетные трансферты. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.
Начиная с бюджета на 2005 г. и последующие годы функ- циональная классификация расходов включает 11 разделов: общегосударственные вопросы; национальная оборона; нацио- нальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинема- тография, средства массовой информации; здравоохранение и спорт; социальная политика; межбюджетные трансферты.
При анализе расходов бюджета можно выделять текущие расходы и расходы капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закуп- ки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним зай-
мам и государственному внешнему долгу и др. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.
В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения — резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь программы приватизации и преобразованием значительной части государственных предприятий в акционерные общест- ва расширенное воспроизводство все в больших масштабах осуществляется за счет собственных средств и ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках. В то же время фи- нансирование отдельных видов экономической деятельности, связанных с развитием высокотехнологического сектора эко- номики, государственных инвестиционных программ, государ- ственного сектора экономики, в целом продолжает сохранять свое важное значение.
Рассмотрим расходы федерального бюджета Российской Федерации на 2006–2007 гг., приведенные в табл. 9.2.
Как следует из табл. 9.2, расходы федерального бюджета включают такие основные группы затрат, как государствен- ная поддержка отдельных видов экономической деятельности, финансирование социально-культурных мероприятий, оборо- ны страны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности, финансовая поддержка регионов, погашение и обслуживание государственного долга. На них приходится в рассматриваемых бюджетах две трети всех расходов.
Заметное место в расходах на национальную экономику занимает государственная поддержка транспортного комплек- са, сельского хозяйства (в рамках национального проекта) и некоторых других отраслей. В транспорт и связь, топливно- энергетический и аграрно-промышленный комплексы в 2007 г. предусмотрено направить 45% всех расходов на национальную экономику.
Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2006–2007 гг.1
Таблица 9.2
Виды расходов | 2006 — отчет | 2007 — план | ||||
Сумма, млрд руб. | % к | Сумма, млрд руб. | % к | |||
ВВП | общему итогу | ВВП | общему итогу | |||
Расходы, всего | 4324,1 | 15,9 | 100,0 | 5463,5 | 17,5 | 100,0 |
Из них: | ||||||
Общегосударствен- ные вопросы | 642,1 | 2,4 | 14,8 | 808,2 | 2,6 | 14,8 |
в том числе: | ||||||
обсл. гос. и мун. долга | 198,5 | 0,7 | 4,6 | 156,8 | 0,5 | 2,9 |
обеспечение деят. фин., нал., там. орг. и надзора | 125,1 | 0,4 | 2,9 | 188,7 | 0,6 | 3,45 |
фундамент. исследо- вания | 38,6 | 0,14 | 0,9 | 48,5 | 0,16 | 0,9 |
Национальная обо- рона | 659,1 | 2,4 | 15,2 | 822,0 | 2,6 | 15,0 |
Национальная безо- пасность и правоох- ранительная дея- тельность | 539,5 | 2,0 | 12,5 | 662,9 | 2,1 | 12,2 |
Национальная эко- номика | 346,8 | 1,3 | 8,0 | 497,2 | 1,6 | 9,1 |
ЖКХ | 53,5 | 0,2 | 1,2 | 53,0 | 0,2 | 1,0 |
Охрана окруж. среды | 6,4 | — | 0,1 | 8,1 | — | 0,15 |
Образование | 208,1 | 0,8 | 4,8 | 277,9 | 0,9 | 5,1 |
Культура, кинемато- граф и СМИ | 51,2 | 0,2 | 1,2 | 67,8 | 0,2 | 1,2 |
Здравоохранение и спорт | 156,2 | 0,6 | 3,6 | 206,4 | 0,7 | 3,8 |
Соц. политика | 217,3 | 0,8 | 5,0 | 215,6 | 0,7 | 3,9 |
1 Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ “О федераль- ном бюджете на 2007 год”; 2006 г. — оценка Минфина РФ.
Окончание табл. 9.2
в том числе: | ||||||
пенс. обеспечение | 155,0 | 0,6 | 3,6 | 164,9 | 0,53 | 3,0 |
соц. обеспечение | 41,0 | 0,15 | 0,9 | 40,9 | 0,13 | 0,7 |
Межбюджет. транс- ферты | 1443,7 | 5,3 | 33,4 | 1844,3 | 5,9 | 33,7 |
в том числе: | ||||||
фин. помощь бюдже- там и др. | 542,1 | 2,0 | 12,5 | 512,4 | 1,6 | 9,4 |
трансферты вне- бюдж. фондам | 901,6 | 3,3 | 20,9 | 106,4 | 3,4 | 19,3 |
Дефицит (–), профициит (+) | +1835,0 | 6,7 | х | +1501,8 | 4,8 | х |
Средства финансовой поддержки на переустройство аг- рарного комплекса используются на осуществление программ и мероприятий по развитию животноводства и растениеводст- ва, на приобретение техники на условиях лизинга, повышение плодородия почв и мелиорацию, на улучшение землеустройства и землепользования, жилищное строительство на селе, возве- дение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог, строительство и реконструкцию предприятий пищевой и пере- рабатывающей промышленности, рыболовецкого флота.
Развитие оборонного производства финансируется не только за счет бюджетных ассигнований, но и за счет целевого льготного кредита на перепрофилирование оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции, внебюджетных средств, оте- чественных и иностранных инвесторов, кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений ограничивается задачами общегосудар- ственного значения, реализацию которых невозможно обеспе- чить за счет других источников. Это инвестиции на обеспечение программ структурной перестройки экономики, создание относи- тельно небольших проектов с высокой скоростью оборота капи-
тала и быстрой отдачей. Инвестиции должны концентрироваться на реализации пусковых программ и целевых программ по раз- витию высокотехнологических видов производства, мероприя- тий, связанных с социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для военнослужащих, строительством вузов, интернатов для детей с отставанием умственного и фи- зического развития, детских домов.
Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физическую куль- туру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Наибольшие суммы направляются в 2007 г. на финансирование образования (36%) и со- циальные нужды (56,0%). В 2006 г. соответственно 33,2% и 58,4%. Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусмотрены меры по повышению минимального уровня заработной платы, уве- личению пособий по безработице, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений, по обеспечению компенсации расходов на питание детей дошкольного возраста,
школьников, студентов и другие меры.
Следует иметь в виду, что крупная часть социальных рас- ходов проходит по внебюджетным социальным фондам.
Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделение лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества оказываемых медицинских услуг.
Значительные расходы на национальную оборону (15,0% всех расходов по бюджету на 2007 г.) вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин.
Пока еще недостаточные средства (всего около 1% общей суммы расходов федерального бюджета в 2007 г.) предусмат-
риваются на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей, уплата членских взносов в международные организации и др.).
Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функ- ционированием федеральных органов законодательной (предста- вительной) и исполнительной власти, деятельностью финансовых и фискальных органов и др. В 2007 г. на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора направлено 188,7 млрд руб., или 3,45% всех расходов бюджета (в 2006 г. — 125,1 млрд руб., или 2,9% всех расходов).
Необходимость затрат на правоохранительную деятель- ность и обеспечение безопасности обусловлена состоянием криминогенной обстановки и разрешением межнациональных конфликтов. В бюджете 2007 г. ассигнования на правоохрани- тельную деятельность и национальную безопасность достигают 12,2% всей расходной части бюджета. Предполагается в 2007 г. дальнейшее существенное укрепление судебных органов.
В 2007 г. сокращены расходы на погашение и обслужива- ние государственного долга. Если доля их в общих расходах составляла: 14,6% в 2002 г., 10,8 — в 2004 г., 4,6 — в 2006 г., то в 2007 г. — 2,9%, что вызвано значительным уменьшением внеш- него долга.
Предусматриваемые бюджетной политикой на 2007 г. меры для достижения более высокого экономического эффекта тре- буют адекватной поддержки со стороны субъектов Федерации. Меры по оздоровлению региональных финансов должны быть направлены на:
· увеличение налоговых поступлений в консолидированные
бюджеты регионов с целью обеспечения финансирования соци- ально значимых статей бюджета;
· укрепление расчетно-платежной дисциплины во взаимоот-
ношениях хозяйствующих субъектов с бюджетами по платежам
в бюджет и финансирования расходов бюджета с привлечением кредитных ресурсов коммерческих банков;
· инвентаризацию численности занятых и количества бюд-
жетных учреждений, имея в виду их сокращение;
· приведение условий оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствие с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы, а в отношении государственных служащих — в соответствие с нормативными актами, регули- рующими денежное содержание федеральных государственных служащих;
· повышение эффективности расходов бюджета на жилищ-
но-коммунальное хозяйство на основе проведения реформы ЖКХ;
· проведение реструктуризации задолженности юриди-
ческих лиц перед консолидированными бюджетами субъектов Федерации по налогам, сборам, начисленным пеням1.
Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:
· достижение максимального эффекта при минимуме за-
трат;
· целевой характер использования бюджетных ассигно- ваний;
· предоставление бюджетных средств в меру выполнения
производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
· безвозвратность бюджетных ассигнований.
Однако помимо безвозвратного бюджетного финансиро- вания в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных кредитов. Проценты при этом либо не взимаются, либо взимаются по низким став- кам. Бюджетные кредиты выдаются по специальным распо-
1 С 1 января 2009 г. по 1 января 2010 г. министр финансов имеет право своим приказом предоставить отсрочку или рассрочку по уплате феде- ральных налогов до 5 лет, если размер задолженности организации пре- вышает 10 млрд руб. (Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ).
ряжениям Правительства РФ на выполнение конкретных це- левых программ развития. Так, в последние годы бюджетные кредиты были предоставлены на финансирование расходов: на закупку сельскохозяйственных продуктов в Федеральный продовольственный фонд на конкурсной основе; обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продук- цией и приобретение племенного скота на основе договоров финансовой аренды (лизинга); сезонную закупку сырья и ма- териалов для производства товаров народного потребления и товаров производственно-технического назначения текстильной и легкой промышленности; развитие фермерской кооперации; осуществление высокоэффективных инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор, и др.
В области расходов бюджета следует отметить следующие недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, нередко имеет место их нецелевое расходование; не решены многие насущные проблемы социальной политики: не организовано на должном уровне перераспределение затрат в пользу социально незащищенных слоев населения; продолжа- ется списание долгов в разных секторах экономики.
Выделим основные задачи в области государственных расходов:
· упорядочить разработку, принятие и финансирование
федеральных целевых программ;
· обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
· снизить расходы на содержание государственного аппарата;
· продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финанси- рования проектов;
· повысить эффективность использования ассигнований на
национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
· снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
· усилить контроль за использованием бюджетных средств;
· обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.