Становление и развитие налоговой системы в рф

Становление принципиально новой для Российской Федерации налоговой системы началось в 1 9 9 2 г. До этого времени, в условиях господства административной системы количество налогов, взимае­мых с юридических лиц, было весьма ограниченным. Необходимую сумму налогов государство получало за счет высоких налоговых ста­вок или прямого изъятия денежных средств предприятий. Будучи собственником основных средств производства, государство полно­стью управляло экономикой, изымая в бюджет до 80—90% прибыли, создаваемой предприятиями. Доля бюджета составляла более 70% национального дохода.

Действовавшая система налогообложения способствовала пере­распределению средств от экономически сильных хозяйствующих субъектов к слабым, от хорошо работающих к плохо работающим предприятиям. Основными видами налогов на юридических лиц были налог с оборота, налог на прибыль, таможенные пошлины и гербовый сбор. Кроме того, государство изымало в бюджет почти всю сверхплановую прибыль, а в конце года — неиспользованные сред­ства на счетах государственных предприятий.

Что касается налогов с физических лиц, то они сводились в ос­новном к подоходному налогу на сельскохозяйственную продукцию.

5 - 4222 Мысляева

129

Ставка подоходного налога была фиксированной, а сам налог про­порциональным.

Появление во второй половине 80-х гг. в СССР предприятий дру­гих форм собственности (акционерных, кооперативных, с участи­ем иностранного капитала и др.), изменение экономического строя общества создали условия для реформирования налоговой системы. С 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который устанавливал следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозни­ков, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы.

Коренные преобразования в экономической сфере и развитие рыночных отношений в России привели к необходимости серьезно­го реформирования налоговой системы. В начале 90-х гг. началась подготовка к налоговой реформе, предусматривающей унификацию и стабильность налогообложения, использование налогов в качестве регуляторов рыночных отношений. При разработке новой налоговой системы был использован опыт других стран, который получил от­ражение в новом Законе № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который был принят 27 декабря 1991 г. С 1 января 1992 г. этот Закон вступил в силу. Он определил основные принципы построения налоговой системы, ее структуру, а также пра­ва, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых орга­нов. Еще раньше, 21 марта 1991 г., был принят Закон № 943-1 «О го­сударственной налоговой службе РСФСР», регулирующий вопросы организации сбора налогов и контроля. Кроме того, были приняты и другие законы и подзаконные акты, устанавливающие порядок ис­числения и уплаты конкретных видов налогов и сборов.

Принятые изменения были существенным шагом вперед, однако действующая в России с 1992 по 1998 г. налоговая система оказалась несовершенной в силу множества причин, среди которых: нестабиль­ность налогового законодательства; наличие множества нормативных документов, подзаконных актов, регулирующих налоговые отноше­ния, которые часто противоречили друг другу; большое количество налогов (более 100), что затрудняло расчеты плательщиков налогов с бюджетом; высокая налоговая нагрузка, не позволяющая налоговой системе реализовать свою регулирующую функцию, и др.

Указанные недостатки были частично устранены с принятием Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

130

(с изменениями и дополнениями от 9 июля 1 9 9 9 г. № 155-ФЗ) и Феде­рального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федера­ции о налогах».

В настоящее время можно говорить о том, что налоговая систе­ма в России приобрела некоторую стабильность и определенность. В частности:

• налоговая система основывается на законах, а не на подзаконных актах различных министерств и ведомств, как это было раньше. Налоги и налоговые платежи вводятся и отменяются только представительными органами власти путем принятия соответ­ствующих законодательных актов. Налоговое законодательство опирается на единый закон — Налоговый кодекс РФ, который является документом прямого действия, содержащим основные правила взимания налогов в стране;

• налоги четко распределены по уровням бюджетной системы (федеральные, региональные и местные налоги). Региональным и местным органам власти предоставлена налоговая инициатива в рамках закона;

• налоговая система России представляет собой сочетание двух равнозначных групп налогов: прямых (на доходы и имущество) и косвенных (на товары и услуги). До 1990 г., как известно, кос­венные налоги не имели широкого распространения;

• в налоговой системе России появились новые налоги (НДС, налог на имущество, капитал, единый социальный налог и др.), которые не существовали раньше;

• налоговая система построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и сборами осуществляется единый контроль со стороны государ­ственной налоговой службы;

• новая налоговая система обеспечивает более справедливое рас­пределение налоговой нагрузки между отдельными категориями граждан и хозяйствующих субъектов;

• при налогообложении к плательщикам предъявляются одинако­вые требования и создаются равные условия путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления. Вводятся специальные статьи, гарантирующие однократность налогообложения. В целом действующая налоговая система призвана выполнять

не только фискальную, но и регулирующую и контрольную функ-

131

ции. Сегодня наличие различных видов налогов дает возможностьгосударству вести учет налогоплательщиков по видам облагаемых объектов, стоимости имущества юридических и физических лиц, владельцев и пользователей земли и природных ресурсов; обеспечи­вать контроль захарактером и объемом деятельностипредприятий и предпринимателей, инвестициями, за соблюдением ими законности в области формирования, распределения и использования доходов и имущества.Все это является важным инструментом государственно­го регулирования и стимулирования процесса экономического раз­вития в России.

Все налоги, существующие сейчас в России, можно классифици­ровать по разным признакам.

По способам взиманиявыделяют:

1) прямые налоги (налоги на доходы и имущество), которые взи­
маются с конкретного физического или юридического лица:

а) с юридических лиц: налог на прибыль (доход) организаций;
налог на доходы от капитала; налог на имущество организаций; со­
циальные налоги; ресурсные налоги; экологический налог; сбор за
право пользования объектами животного мира и водными биологи­
ческими ресурсам;

б) с физических лиц: налог на имущество физических лиц; подо­
ходный налог с физических лиц; гостиничный и курортный сбор;

2) косвенные налоги (заложены в цену товара, оплачиваются по­
купателем, а вносятся в бюджет продавцом): налогна добавленную
стоимость; акцизы; таможенные пошлины.

В зависимости оттого, какой орган государственной власти вво­дит налоги, а также имеет право их конкретизировать и уточнять условия уплаты, налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборамипризнаются налоги и сбо­ры, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К федеральным налогам и сборам относятся:

1. Налог на добавленную стоимость.

2. Акцизы.

3. Налог на доходы физических лиц.

4. Единый социальный налог.

5. Налог на прибыль организаций.

6. Таможенные пошлины и сборы.

7. Налог на добычу полезных ископаемых.

132

8. Водный налог.

9. Сборы за пользование объектами животного мира и за поль­зование объектами водных биологических ресурсов.

10. Государственная пошлина.

Региональными налогамипризнаются налоги, которые устанав­ливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении региональных налогов законо­дательными органами государственной власти субъектов РФ, в порядке и пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, оп­ределяются: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

К региональным налогам относятся:

1. Налог на имущество организаций.

2. Налог на игорный бизнес.

3. Транспортный налог.

Местными налогамипризнаются налоги, которые устанавлива­ются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующих муници­пальных образований.

К местным налогам относятся:

1. Земельный налог.

2. Налог на имущество физических лиц. Налоговым кодексом РФ предусмотрены также специальные

налоговые режимы,которые представляют собой особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, относящих­ся к федеральным, региональным или местным налогам. К специальным налоговым режимам относятся:

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных това­ропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

2. Упрощенная система налогообложения.

3. Система налогообложения в виде единого налога на вменен­ный доход для отдельных видов деятельности.

4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

По объекту налогообложениясуществующие налоговые платежи и сборы можно разделить на:

3) налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);

4) налоги с имущества (предприятий, граждан);

133

5) налоги с определенных видов операций, сделок, деятельности
(налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы).

По источнику у п л а т ыналоги делятся на:

6) налоги, относимые на увеличение цены товара (НДС, налог с продаж, акцизы и др.);

7) налоги, относимые на себестоимость продукции (ресурсные на­логи, взносы во внебюджетные фонды и др.);

8) налоги, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия (налог на рекламу, имущество предприятия, земельный налог и др.);

9) налоги на чистую прибыль (налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, единый налог на вмененный доход).

Наши рекомендации