Выводы по третьему вопросу темы
Таким образом, структура бизнес-плана является универсальной и включает в себя следующие разделы, содержание которых представлено в таблице 18:
- Титульный лист;
- Резюме;
- Сущность предлагаемого бизнес-плана;
- Описание продукции;
- Оценка рынка сбыта;
- План маркетинга;
- План производства;
- Организационный план;
- Финансовый план;
- Риски и гарантии;
- Приложения.
Таблица 18
Структура и содержание бизнес-плана
№ п/п | Раздел бизнес-плана | Характеристика раздела |
Резюме | Резюме – это самостоятельный рекламный документ, содержащий основные положения всего бизнес-плана. Резюме – это единственная часть бизнес-плана, которую читают все потенциальные инвесторы. По резюме судят обо всем проекте, поэтому очень важно поместить в резюме бизнес-плана краткую и ясную информацию о проекте. Резюме отвечает на основные вопросы инвестора: размер кредита, цели кредита, сроки погашения, гарантии, соинвесторы, собственные средства проекта. Все последующие пункты бизнес-плана расшифровывают информацию из резюме и доказывают правильность расчетов. Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. | |
Описание предприятия и отрасли | В разделе описываются: - Общие сведения о предприятии - Финансово-экономические показатели деятельности предприятия - Структура управления и кадровый состав - Направления деятельности, продукция, достижения и перспективы - Отрасль экономики и ее перспективы - Партнерские связи и социальная активность | |
Описание продукции (услуг) | Для любого предпринимательского проекта необходимо наглядное представление товара или изделия, произведенных с помощью Вашей технологии. Лучше всего, если это будет натуральный образец, его фотография или рисунок. В бизнес-плане дается описание отдельно по каждому виду продукции. Примерная структура раздела. - Наименование продукции (услуги); - Назначение и область применения; - Краткое описание и основные характеристики; - Конкурентоспособность продукции (услуги); - Патентоспособность и авторские права; - Наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции; - Степень готовности к выпуску и реализации продукции; - Наличие сертификата качества на продукцию; - Безопасность и экологичность; - Условия поставки и упаковка; - Гарантии и сервис; - Эксплуатация; - Утилизация после окончания эксплуатации. |
Таблица 18
Маркетинг и сбыт продукции (услуг) | Информация раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для Вашей продукции (услуги). Покупатели подразделяются на оптовых покупателей, розничных продавцов, конечных потребителей. Потребители характеризуются отраслью, месторасположением (если это предприятия) либо возрастом, полом и др. (если это население). Среди потребительских характеристик товара выделяются такие, как внешний вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность использования и другие. Примерная структура раздела: - Описание требований потребителей к продукции (услуге) и Ваших возможностей удовлетворить эти требования - Описание конкуренции. Определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон. Анализ возможностей предприятия - Описание рынка сбыта продукции (услуги) - Описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления. Описание канала сбыта продукции (услуги) - магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др. - Стратегия привлечения потребителей, исходя из возможностей. Цена и объем сбыта продукции. Анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены. | |
Производственный план | В разделе приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство. Примерная структура раздела: - Общие сведения о предприятии (описание месторасположения предприятия, используемая технология и уровень квалификации исполнителей, потребность в площадях, кадровое обеспечение) - Объем производства - Расходы на персонал - Расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия. Расчет выполняется по каждому виду продукции или услуги. - Смета текущих затрат. В данном подразделе приводятся текущие затраты на производство продукции (услуги). Затраты на производство или, другими словами, издержки производства классифицируются на прямые (переменные) и общие (постоянные). - Расчет переменных издержек : - Расчет постоянных издержек - Административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.) | |
Организационный план | В разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта, механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей. | |
Финансовый план | Цель раздела - показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов, поток реальных денег, прогнозный баланс. | |
Риски и гарантии | Показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам. | |
Приложения | Приложения способствуют разгрузке основного текста от подробностей и предоставляют потенциальным партнерам и инвесторам дополнительные наглядные материалы |
Вопрос 4. Порядок составления и оформления бизнес-плана
Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана — это:
- краткость, то есть изложение только самого главного по каждому разделу плана;
- доступность в изучении и понимании, поскольку бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам, и не изобиловать техническими подробностями;
- убедительность и лаконичность, поскольку бизнес-план должен пробуждать интерес у партнера.
Бизнес-план, как документ, должен выглядеть профессионально, поскольку – это рекламный документ, представляющий как фирму или предпринимателя, так и его бизнес. В частности, о его компетенции будут судить не только по содержанию, но и по внешнему виду бизнес-плана – это не означает, что он должен быть усложнен и перегружен большим количеством материала или дорого издан. Бизнес-план должен быть прост, функционален, понятен и легок в использовании.
Составляют план таким образом, чтобы инвесторы могли легко отыскать в нем интересующие их параграфы, так как не каждый из них захочет читать весь бизнес-план целиком.
Бизнес – план начинается с титульного листа, на котором, как правило, указывают:
- наименование проекта;
- место подготовки бизнес – плана;
- авторы проекта, название и адрес предприятия, телефоны;
- имена и адреса учредителей;
- назначение бизнес – плана и его пользователи.
После титульного листа следует оглавление – формулировка разделов плана с указанием страниц и выделение наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.
Резюме – следующая и наиболее важная часть бизнес-плана, которая пишется в самую последнюю очередь.
Выводы должны быть краткими – не более 1-2 страниц, поскольку резюме – это самостоятельный рекламный документ, в котором содержатся основные положения всего бизнес - плана.
Как правило – это единственная часть, которую читают большинство потенциальных инвесторов, а инвестору, прежде всего, необходима следующая информация: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.
Использование таблиц, диаграмм и графиков, как правило, способствует более полному восприятию информации. При составлении большинства планов для представления финансовой информации часто используют развороты.
При формировании бизнес-плана особое внимание надо уделить языку и стилю. Учитывая, что с одной стороны бизнес-план – это серьезный аналитический документ, а с другой — средство рекламы, В соответствии с этой особенностью нужно выбрать язык и стиль бизнес-плана. Язык должен быть понятен всем, особенно финансистам и потенциальным партнерам. Часто специалист, составляющий бизнес-план, использует в тексте сленг своей профессиональной среды. Он понятен только людям, работающим в той же отрасли, но малопонятен для инвестора, который обычно является специалистом в области финансового менеджмента и не разбирается в производственных тонкостях. Следует также сказать и об орфографии и пунктуации. Ошибки в этой области могут внушить читателю негативное отношение к автору плана, а, следовательно, и к предприятию в целом.
При составлении бизнес-плана необходимо также помнить, что информация, представленная в нем, должна быть емкой, четкой и в то же время краткой. Часто неопытные предприниматели при составлении бизнес-планов используют прилагательные весьма экспрессивной окраски, однако лучше избежать излишней эмоциональности при изложении, а вместо этого включить в план цифровые показатели. Они намного скромнее, но более эффективно воздействуют на потенциальных деловых партнеров. Однако, при большом количестве различных цифровых материалов их восприятие и оценка затрудняются, особенно при первом ознакомлении с планом. В связи с этим рекомендуется проверенный метод свертывания информации: ее классифицируют по определенным категориям (показателям) и представляют в аналитической (табличной) или графической форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а значит и результативнее.
Что касается полноты изложения бизнес-плана, то от ее уровня во многом зависит его успешное использование. Хотя состав разделов плана может варьироваться автором по его усмотрению, это не означает, что по желанию составителя могут быть выпущены важные разделы, касающиеся, например, цифровых значений доходов. Наоборот, чем больше и доказательнее будет такого рода информация, тем эффективнее будет воздействовать бизнес-план на потенциального участника бизнеса.
Таким образом, бизнес-план должен быть написан деловым языком, доходчивым, живым, но не примитивным. Исключается использование профессиональных терминов, непонятных неспециалисту в данной области. Необходимо отметить, что банки и инвестиционные компании ежедневно рассматривают множество предложений. Поэтому бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ.
Еще одно, весьма важное правило – при разработке программы бизнеса очень важно, чтобы она, по возможности не была ориентирована только на одного партнера. Фирмы, делающие ставку на единственного клиента, имеют все шансы оказаться не у дел, если у заказчика возникают серьезные проблемы, ведь его некем заменить.
Чаще всего бизнес-план содержит конфиденциальную информацию о фирме и ее бизнесе, поэтому его распространение тщательно отслеживается.
Некоторые бизнесмены нумеруют каждый экземпляр.
Иногда, при первом знакомстве с потенциальным инвестором, его снабжают его кратким обзором или сводкой данных и только в том случае, если инвестор выразил свою заинтересованность, представляют ему детальный план.
Целью любого инвестора, будь то инвестор-акционер, участвующий в прибыли, или кредитор, дающий ссуды под проценты, является получение прибыли. Он должен быть уверен в том, что вероятное вознаграждение стоит того риска, на который он идет, давая фирме или предпринимателю ссуду. Хорошо подготовленный бизнес-план помогает им убедить инвестора в привлекательности своего бизнеса. В глазах потенциального инвестора наиболее важным фактором являются ваши личные качества, а также личные качества всего руководящего состава вашей фирмы. Потенциальные кредиторы хотят увидеть вашу заинтересованность, энтузиазм, искренность, а также многие другие качества, которые свидетельствовали бы о вашем таланте руководителя и компетентности и явились бы залогом успешного выполнения ваших планов.
Главная задача – убедить инвестора в способностях предпринимателя или фирмы. Решающим фактором, позволяющим кредитору увериться в том, что все их планы увенчаются успехом, является совокупность талантов и способностей руководящего состава фирмы.
Они могут быть продемонстрированы не только напрямую – предоставлением личных и иных характеристик, но и уровнем компетентности и профессионализма самого бизнес-плана.
План подвергается процедуре первоначального отсеивания, в результате которой потенциальные кредиторы решают, соглашаться им на финансирование деятельности фирмы или нет, поэтому презентация бизнес-плана должна стать средством демонстрации всех лучших качеств и убеждения инвесторов в компетентности руководящей команды фирмы.