Тема 3. Финансовое право в системе российского права
Мы пропускаем понятие финансового права, как науки и учебной дисциплины и приведём сразу определение, которое определяет место финансового права. Финансовое право создаёт определённый режим для публичной финансовой деятельности.
Финансовое право - это совокупность правовых норм, регулирующих властно - имущественные и связанные с ними организационные отношения.
В частности к отношениям, регулируемым финансовым правом относятся:
1. отношения по перераспределению в пользу публично-правовых образований части общественного продукта посредством налоговых и неналоговых изъятий;
2. отношения по формированию публичных фондов денежных средств; отношения по распоряжению средствами публичных фондов денежных средств;
3. отношения по осуществлению контроля за использованием публичных фондов денежных средств.
Начнём последовательно разбирать все части определения.
Итак, первая часть, финансовое право - это совокупность правовых норм.
Если обратиться к советскому праву, то там отображено как минимум 4 основные позиции по поводу места финансового права в системе права:
1) финансовое право - часть административного или государственного права;
2) финансовое право - самостоятельная отрасль права, выделившаяся из государственного или административного права;
3) финансовое право - самостоятельная отрасль права, которая изначально имела свой предмет;
4) финансовое право - комплексная отрасль права, т.е. сочетает в себе институты разной отраслевой принадлежности.
Современный подход, предложенный Винницким, состоит в том, чтобы рассматривать финансовое право, как некое надотраслевое образование, которое призвано обеспечить взаимодействие и координацию тех отраслей, которые входят в состав этого надотраслевого образования.
Позиция кафедры: финансовое право - это самостоятельная отрасль права, а налоговое и бюджетное право являются его подотраслями.
Позиция ВШЭ СПБ: финансовое право - право финансов в целом, т.е. в рамках курса изучаются частные и публичные финансы. Наша кафедра эту позицию критикует.
Следует обратить внимание на предмет финансового права, который непосредственно отражается в определении. В предмет финансового права входят два вида отношений:
1) властно-имущественные, которые отличаются принципом власти и подчинения, т.е. всегда существует неравенство между субъектами;
2) организационные отношения (в основном контроль, установление налогов, принятие Закона о бюджете), как правило, лишены имущественного содержания. Отношения по контролю могут осуществляться на разных стадиях осуществления имущественных отношений. В целом можно сказать, что это конституционно-правовые отношения и ничего особенного в них нет, но представители науки финансового права настаивают на том, что это организационные отношения, являющиеся предметом финансового права.
Следует обратить внимание на то, что когда мы говорим о предмете мы говорим о публичной финансовой деятельности. Однако фонд денежных средств формируется также из частных платежей, например, арендные платежи от пользования государственным имуществом. Данные отношения регулируются гражданским правом и не подпадают под регулирование финансового права. Нас данный платёж интересует только с момента поступления средств на распределительный счёт казначейства, т.е. с момента формирования фонда денежных средств. Отношения же, которые возникают между публичным образованием и лицом-арендатором не подпадают под сферу действия финансового права, а регулируются гражданским правом.
Таким образом, формирование фонда денежных средств путём неналоговых публичных изъятий очень сложно идентифицировать, поскольку они не подпадают под регулирование НК РФ, т.е. отсутствует системное регулирование уплаты данных платежей и регулируется по каждому конкретному платежу в отдельности. Что касается формирования, использования и контроля за использованием публичных фондов денежных средств, то тут следует сказать, что данные отношения подпадают под регулирование бюджетного права.
Подходы к пониманию финансового права за рубежом:
1. финансовое право - право финансовых рынков;
2. финансовое право - право фискальное, т.е. регламентирующее налоговые и иные доходы государства;
3. финансовое право вообще не используется, а данные отношения изучаются в рамках предмета "Публичные финансы".
Понимание предмета финансового права сформировалось в отечественной науке относительно недавно и связано это с изменениями в экономике советского периода и перехода на современный этап. Все финансы в советское время были публичными, поэтому изначально в предмет финансового права включались кредитные, банковские, расчётные и иные отношения. С появлением частного сектора, т.е. переходом к современной экономике, предмет финансового права соответственно ограничился.
Когда мы говорим о публично-финансовой деятельности, мы имеем в виду, отношения по распоряжению публичными фондами денежных средств, поскольку использование фондов денежных средств регулируется гражданским правом. Использование средств - это осуществление тех или иных выплат. Например: выплаты по государственному контракту. Эти выплаты производятся в рамках гражданско-правовых отношений. В то же самое время распоряжение соответствующими средствами, т.е. доведение до главного распорядителя, распорядителя, получателя лимитов бюджетных обязательств (объёма прав денежных обязательств) происходит в рамках властной деятельности по распоряжению средствами соответствующего бюджета.
Признаки финансовых отношений:
1. властный характер;
2. урегулированы соответствующими нормами права (не существуют вне правового поля);
3. обязательный субъект - государство, муниципальное образование либо иные уполномоченные ими лица, которые являются носителями публичного интереса.
Финансовые отношения весьма разнообразны, однако каждое из них имеет свои особенности.
Бюджетные отношения отличает линейная зависимость, т.е. когда отношения складываются между органами власти и зависящими от них учреждениями.
Налоговые отношения отличает функциональная зависимость соответствующих субъектов, т.е. в рамках иных отношений лицо-налогоплательщик не является лицом, зависимым от налогового органа, т.е. зависимость возникает только из наличия обязанности по уплате соответствующего налога.