Классификация инноваций. Вопросы к зачету
Вопросы к зачету.
1.Инновационная деятельность РФ в условиях рыночной экономики.
2.Сущность инновационного менеджмента и его функций.
3. Инновационные стратегии и их характеристика
4. Национальная инновационная система и её составляющие элементы
5. Методы максимизации прибыли инновационно активных организаций и предприятий
6. Методы обеспечения экон. безопасности инновационных фирм и предприятий.
7. Бюджетное финансирование инновационной деятельности.
8. Источники самофинансирования инновационной деятельности
9. Заемные и привлеченные средства, как источники финансового обеспечения
10. Венчурное финансирование инновационной деятельности
11. Финансирование инновационной деятельности из внебюджетных фондов
12. Основные фонды инновационных фирм, их состав, показатели эффективности их использования.
13. Оборотный капитал инновационных фирм, их состав, показатели эффективности их использования.
14. Лизинговые операции в деятельности инновационных фирм
15. Кадровая составляющая научно-тех. потенциала
16. Материально-техническая составляющая научно-тех. потенциала
17. Научно-информационная составляющая научно-тех. потенциала
18. Объекты и субъекты авторского права
19. Объекты и субъекты патентного права
20. Оценка результатов интеллектуальной деятельности.
21. Учет затрат по экономическим элементам
22. Учет затрат по статьям калькуляции.
23. Бюджетирование как инструмент финансового планирования.
24. Основные бюджеты и их характеристика
25. Специальные бюджеты и их характеристика. Вспомогательные бюджеты.
26. Определение вероятности наступления банкротства по Альтману.
27. Определение вероятности наступления банкротства по Р-счету и цене предприятия.
28. Определение вероятности банкротства (счет Аргенти).
29. Качественный подход к определению вероятности наступления банкротства.
30. Договор на создание и поставку научно-тех. продукции.
31. Лицензии и их виды.
Лекция 1.
ИМ – это деятельность менеджера различного уровня по поводу организации, планирования и управления процессом создания нововведений.
Сущ. различия между нововведением и инновацией.
Нововведение – то новое знание, которое не получило практического воплощения.
Инновация – нововведение, которое прошло стадию промышленного освоения.
Теория инновации связана с именем Кондратьева, который был разработчиком больших циклов. Он высказал предположение, что колебания в экономическом росте и инновационной деятельности связаны с тем, что в ходе экономического развития внедряются новые виды техники и технологий, что сказывается на поведении тех или иных циклов (волн).
Циклы вкл. 4 фазы: восстановление, процветание, снижение, депрессия.
Одновременно эти циклы/фазы охватывают стадии НТП:
1) появление идеи;
2) предпринимательская активность;
3) рост квалификации специалистов.
Нужно анализировать экономическое развитие страны за длительный период, чтоб предсказать фазу, которая может появиться.
Развитие связано с тем, что появляются различные изобретения и нововведения => любой подъем в экономике связан с теми достижениями, которые были в науке, и они отразились в производстве, когда внедрялись базовые/радикальные нововведения.
Шумпетер как один из авторов теории волн доказал, что кризис в экономике является следствием внешних факторов. Шумпетер: движущей силой любой экономики являются инновации, а проводниками этих инноваций выступают предприниматели, которые…?
Инновации тесно связаны с предпринимательской деятельностью и ориентированы на разработку новых видов потребительских товаров, создание новых рынков, новых видов услуг, новых фирм организации производства.
Все инновации, которые создаются в различных отраслях экономики, по своему влияют на развитие той или иной отрасли.
Инновации – это реализованное нововведение и => связано с конечным продуктом (это новый товар, новый вид услуги, новая технология). Внедрение инноваций требует практического освоения нововведения в условиях конкретного производства. Речь идет об освоении совершенно нового продукта.
2 вида освоения:
1) технологическое (в условиях производства используют те технические регламенты, те виды материалов, те технологические режимы, которые указаны разработчиком в рабочей документации; отступление от этих регламентов и перечисленных условий приводит к тому, что товар выпускается с …? которые были заложены в техникоэкономическом обосновании нового продукта);
2) экономическое (производитель должен выпускать на рынок такой объем новых товаров, который обеспечит ему безубыточность в работе по данному виду производства, т.е. расчетная себестоимость совпадет с фактической и норма прибыли на возложенный капитал является приемлемой как для производителя, так и покупателя; чтоб новый товар влиял на развитие фирм или развитие отрасли, надо, чтоб новая технология/метод, товар был потреблен юридическим/физическим лицом).
Если это производственное новшество, то у него должна быть такая характеристика как производственная применимость.
Классификация инноваций
I. В зависимости от глубины различных изменений:
1) радикальные / базисные
базисные – крупные изобретения, на базе которых формируется новое направление развитие техники;
2) улучшающие (сопутствующие) – мелкие изобретения (связаны с базисными, но ориентированы на приспособление новых продуктов, новых услуг к требованиям рынка.
3) модификационные – ориентированные на частичные усовершенствования техники и технологии;
4) псевдоинновационные – несущественные изменения продукта в результате маркетинговой политики (цвет, упаковка продукта и т.д.), что улучшает сбыт, но не меняет сути товара.
II. По направленности результатов:
1)продуктовые – новые материалы, новые полуфабрикаты, комплектующие изделия и принципиально новые продукты;
2)процессные новые производственные технологии, а также новые методы организации производства.
III. Тип новизны инноваций для потребителя:
1) инноваций, новые для отрасли;
2) инновации, новые для мира рынка;
3) инновации, новые для фирмы, предприятия.
IV. По воздействию инноваций на сферу деятельности предприятия:
1) технологические;
2) экономические;
3) производственные;
4) торговые;
5) социальные;
6) в области управления.
Инновации делятся на 2 группы:
1) технологические;
2) нетехнлогические (управленческие, финансовые, социальные, правовые, организационные и др.).
Каждая инновация играет свою роль в деятельности предприятия, несет свою функциональную нагрузку.
Функции:
1) воспроизводственная;
2) инновационная реинвестиционная?;
3) стимулирования.
Если товар является новым для предприятия/фирмы, то она выпускает модифицированный товар, который известен рынку. Этот товар приносит незначительную прибыль производителю и не влияет как правило на максимизацию прибыли предприятия. Воспроизводственная функция данного товара незначительна.
Под воспроизводственной функцией понимается способность инновации быть источником финансирования расширенного воспроизводства.
Если прибыль от инновационной деятельности значительна, то она может быть использована в качестве капитала, и эту прибыль мы реинвестируем в деятельность предприятия, в т.ч. и для освоения новой инновации. Здесь проявляется реинвестиционная функция.
Стимулирующая. Получение прибыль соответствует цели любой организации. …? происходит совершенствование в маркетинговой деятельности, что позволяет использовать в более полном объеме нетехнологические инновации.
Каждая инновация имеет свой жизненный цикл. Жизненный цикл – совокупность стадий кругооборота в течении промежутка времени.
1) стадия разработки нового продукта;
2) вывод нового продукта на рынок;
3) развитие рынка;
4) стабилизация рынка;
5) уменьшения рынка.
Анализ жизненного цикла позволяет использовать преимущество каждой стадии для быстрого перемещения товара к потребителю, увеличение рынка продаж и своевременного ухода с рынка.
Инновационный процесс как вид инновационной деятельности – это процесс создания инновации, включающий прикладные исследования, экспериментальные разработки и подготовку и пуск производства нового товара.
Необходимо управлять циклом исследования производства.
Стадии:
1)фундаментальные исследования;
Фундаментальная – та область знаний, которая еще не направлена на фактическое использование. Результаты используются от года до нескольких лет.
2) поисковые и прикладные;
Отбор и применение новых знаний для достижения практических результатов. Производятся научно-техническими организациями, которые имеют возможность для проведения НИОКР, для проверки своих идей …
Требует поддержки. 2 формы государственной поддержки:
- прямая – бюджетирование. …
- косвенная – льготы научным организациям. Льготы м.б. налоговыми, кредитными, амортизационными, что позволяет снизить себестоимость производимых работ и увеличить норму прибыли при реализации на конкретном рынке.
3) НИОКР;
4) освоение;
5) производство.
Необходимо не только управлять каждой стадией, но и теми…?
Лекция 2.
Масштабы косвенной поддержки зависит от кредитной политики государства на данный момент времени от того, какой ликвидностью обладают коммерческие банки. При проведении косвенной поддержки нельзя забывать о проводимой политики государства: как поддерживается экспорт; как создается климат небольшого благоприятствования. Этот климат формируется не только гос-вом но и теми льготами, кот предоставляются на федеральном и рег. уровне инвестором, особенно тем, кот. осущ. прямые инвестиции.
Малое инвестиционное предпринимательство по удельному весу сост. порядка полутора процентов. Это объясняется тем, что практически, нет поддержки при выделении стартовых инвестиций. Нет посевного кап-ла, кот идет на исследование и разработки. Но сейчас на фед уровнев законе «О гос. закупках» предусмотрено, что малым, в т.ч. инновационным предприятиям будут выделяться гос. заказы в рамках финансирования, кот. выделяется гос-вом на разработку и приобретение мат., сырья, продукции.
Малые предприятия быстро адаптируются к изменениям на рынке, обладают высоким уровнем специализации, быстрой оборач. ср-в и невысокими расходами по управлению.
При осущ. разл. видов деятельности любое инновационное предприятие комбинирует финн. источники обеспечения для минимизации стоимости используемого кап-ла.
Важной фазой инновацион. деят-ти является распространение инноваций. Это процесс, кот. начинается освоением новшества на конкр. предприятии и протекает во времени пока не удовлетв. потребности в этой инновации на ур-не отрасли или экономики в целом.
Сам инновационн. процесс определяется инновационными факторами, кот. необходимы для его осуществления:
· кадровый состав (изобретатели, разработчики)
· технологии как основа деятельности
· инновационная инфр-ра (необходима не толька для доведения инноваций до рыночного продукта. но и для осущ. инновационного процесса непрерывно во времени)
· накопленные знания или научный задел (перспективные разработки, готовые к применению)
· капитал (основной и финансоваый).
Инновационный процесс может осущ. на различных экономических уровнях:
· наноуровень (отд. конкретный исследователь)
· микроуровень (отд. фирма – разработка или изготовление наукоемкой пр-ции)
· мезоуровень (корпоративные структуры)
· макроуровень (гос-во или отд. регионы)
· гиперуровень (ТНК, разработка несколькими гос-вами тех или иных новшеств).
На макроуровне форм-ся т.н. «национальная инновационная система » - сов-ть субъектов экономики, кот. участвуют в создании и распределении нового знания, его трансформация в новый продукт и технологии с организацией его последующего продвижения и потребления. Сюда входят организации государственного и частного сектора, кот. взаимодействуют друг с другом в рамках юрид. норм, действующих во всех сферах, кот. связаны с инновационным процессом.
В экономической лит-ре национальная инновационная сис-ма делится на 3 среды:
· среда, производящая знания
· предпринимательская среда
· мех-м взаимодействия первых 2ух сред.
Национальная инновационная сис-ма создается гос-вом. Оно получает свои выгоды от создания сис-мы: онр вкладывает бюджетные ср-ва в инновационные проекты для получения положительног рез-та. В большинстве своем гос-во в инновационной деятельности берет на себя не доходные, а затратные ф-ии (т.е. увеличивает налогооблагаемую базу, кот. является источником пополнения бюджетов различных уровней). Т.о. анализ 3х сред предполагает оценку взаимодействия этих сред с гос-вом.
Краткая хар-ка сред:
1. Это классические университеты – субъекты инновационного процесса, использующие накопленные знания. ВУЗовская наука может работать по нескольким моделям:
a. пр-во знаний происходит в университетах или академ. институтах (цель – получение нового знания, кот не ориентировано еще на коммерческую реализацию, т.е. слабая связь знания с будущими потребностями).
b. разрабатываются междисциплинарные проблемы (учет вариантов практического применения полученных знаний, т.е. появляется модель «тройной спирали» – выполнение 3х миссий университета: образование, фундаментальные исследования, удовлетворение социальных нужд).
В итоге, университеты должны трансформироваться в предпринимательские университеты, кот. предоставляют квалифицированную рабочую силу в новые фирмы. появляется т.н. социальный контракт, при кот. гос-во финансирует фундаментальные исследования на конкурсной основе, а взамен получает применимые качественные научные исследования.
2. Эта конкурентная среда, кот. определяется существующим уровнем предпринимательской активности в области инновационной деятельности. Выделяют инновационно активные предприятия. В различных формах собственности, особенно уделяют внимание тем предприятиям, кот. производят на пост. основе новые результаты научной деятельности.
Главным вопросом яваляется взаимодействие 2х сред по поводу реализации нововведений. Поэтому предприним. среда характеризуется тем или иным уровнем активности. В рамках инновационной сис-мы образуется процессы передачи знаний.
Можно выделит след. виды передачи знаний:
a. кооперирование или партнерство. Нужно, чтобы научные учреждения и предприятия объединялись в промышленные и инновационные кластеры. Под кластерами понимаются комплексы независимых предприятий и учреждений, включая службы, которые организуют взаимодействие науки и производства. Это поддерживающие орг-ии (брокеры, консалтинговые фирмы, поставщики и потребители), кот. концентрируются на определенной территории и формируют единую технологическую цепочку.
Функции кластеров:
· аккумуляция знаний в выбранных отраслях
· создание путей трансферта знаний и технологий
· развитие склонности участников инновационного процесса к риску
Причем, образование кластеров активизирует предпринимательскую деятельность по следующим причинам: кластеры создают для национального инновационного процесса высокую степень специализации, ликвидируется высокий порог вхождения новых фирм в кластеры, облегчается диффузия технологий, т.е. результаты НИОКР могут быть переданы в производство следующим способом:
· Создание вузовских компаний – это сов-ть, автономно работающих организаций, кот. имеют свой правовой статус, они ориентированы на конкуренцию и на рынок услуг. Этот рынок финансирует эти организации путем потребления результатов их деятельности.
· Возможность патентования своих изобретений и продажи лицензий своим дочерним компаниям.
· Формирование корпоративной связи с промышленными предприятиями, т.е формирование своей цепочки
Использование интеллектуальной собственности в кластерах повышает инновационную активности и формирует рынок конкурентной продукции.
В отличие от авторских прав, права на объекты промышленной собственности являются территориальными, поскольку в рамках лицензионных отношений оговаривается территория производства и сбыта инноваций.
б. Гос-во участвет в сфере использования результатов инновационной деятельности, предоставляя льготы авторам изобретений и открытий. Это льготы:
· в определении платежей за выдачу и поддержания в силе.
· по налогообложению сделок с объектами интеллектуальной собственности.
· по налогообложению прибыли, полученной в рез-те использования объектов интеллектуальной соб-ти.
· по гос. кредитованию под гарантии в виде объектов интеллектуальной собственности.
На любых фазах инновационного процесса появляются профессиональные участники рынка, кот. связывают между собой организации науки и промышленные предприятия, к ним относятся:
· бизнес-инкубаторы – структуры, кот. создаются для поддержки предприятий в области инновационной деятельности. Они на начальном этапе предоставляют оборудование и площади под производство, оказывают консалтинговую поддержку предприятий, путем включения предпринимателей в сети для реализации продукции. Обычно бизнес работает с инкубаторам не более 2х-3х лет.
· технологии – территориальный научно-производственный комплекс. ядром которого является классический университет, который вокруг себя формирует сеть малых предприятий, который реализует в краткосрочные период с применением венчурного кап-ла.
Кроме технологий университеты берут на себя функцию подготовки и переподготовки кадров, кот. необходимы для внедрения их в производство.
Существует специфический мех-м обеспечения взаимодействия научно-технической среды и предприятий конкурентной среды. Эти мех-мы обеспечивают трансфер знаний от науки через производство к потребителю на рынке.
Лекция 3.