Страховое обеспечение
Выплаты в пользу застрахованных или иных лиц, имеющих право на их получение, называют страховым обеспечением, страховым возмещением или обеспечением по страхованию. Все эти термины можно считать синонимами, но при этом учитывать, что, во-первых, не во всех случаях получателем выплачиваемых денег является застрахованный, а, во-вторых, не во всех случаях до получателя доходят именно деньги, это может быть помощь другого рода, например лечение.
По-настоящему разнообразны формы страхового обеспечения. Обеспечение может быть единовременное и ежемесячное, может облекаться в форму пенсии, пособия или страховой выплаты, а также предоставляться в виде оплаты медицинской и иной помощи, оказываемой застрахованному лицу, или в виде самой этой помощи.
Итак, страховое обеспечение может быть распределено по следующим формам (разновидностям):
- пенсии - трудовая по старости/трудовая по инвалидности/трудовая по случаю потери кормильца;
- пособия - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти/по временной нетрудоспособности (есть в двух видах обязательного социального страхования)/по беременности и родам/женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности/при рождении ребенка/по уходу за ребенком/на погребение;
- страховые выплаты - единовременная выплата средств пенсионных накоплений/срочная пенсионная выплата/выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица/выплата по случаю смерти застрахованного лица (последняя не относится к пенсионному страхованию);
- оплата помощи, оказываемой застрахованному лицу - оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая/оплата медицинской организации медицинской помощи, предоставленной застрахованному лицу;
- помощь, оказываемая застрахованному лицу - предоставление застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая.
Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
IV. Сохранность денежных средств в системе
обязательного социального страхования и ее стабильность
Законодательно сохранность денежных средств обязательного социального страхования и стабильность всей системы гарантируются рядом нормативных требований, установлений и запретов.
Во-первых, средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, а страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.
Во-вторых, есть ряд требований, предъявляемых к хранению денежных средств обязательного социального страхования. Государственные внебюджетные фонды, территориальные фонды ОМС обязаны хранить эти средства на счетах в учреждениях Центрального банка РФ. При отсутствии таких учреждений на обслуживаемой территории или невозможности выполнения ими этих функций - на счетах, открываемых в кредитных организациях, отбираемых страховщиками на конкурсной основе. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.
В-третьих, установлены государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования. К ним относятся: а) возможность финансирования бюджетов страховщиков межбюджетными трансфертами из федерального бюджета, б) ограничения, накладываемые на вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования (только под обязательства Правительства РФ, обеспечивающие их доходность).
В-четвертых, денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
В-пятых, отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания РФ Правительством РФ и утверждаются федеральными законами.
В-шестых, в системе обязательного социального страхования предусмотрена возможность контроля как со стороны специальных уполномоченных государственных органов, так и со стороны профсоюзов.
В-седьмых, нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное нарушение, в соответствии с законодательством РФ.
Вместе с тем надо отметить, что наказывается не только нецелевое расходование, но и ряд других правонарушений, подрывающих стабильность системы обязательного социального страхования. К этим правонарушениям относятся:
- в соответствии с КоАП РФ:
1) нарушение кредитной организацией установленного срока исполнения поручения плательщика страховых взносов о перечислении страховых взносов, а равно поручения органа государственного внебюджетного фонда, контролирующего исчисление, полноту и своевременность уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование, по перечислению страховых взносов, пеней, штрафов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда;
2) нарушение страхователями установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов;
3) нарушение установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления сведений в органы государственных внебюджетных фондов;
4) сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- в соответствии с УК РФ:
1) неисполнение обязанностей налогового агента;
2) нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов.
Нормативно-правовой минимум
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (ред. от 11.07.2011) // СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2012) // СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (ред. от 11.02.2013) // СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ред. от 05.04.2013) // СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (ред. от 07.06.2013) // СПС "КонсультантПлюс".
Рекомендуемая литература
Галаева Л.А. К вопросу о видах страховых случаев в обязательном социальном страховании // Социальное и пенсионное право. 2012. N 3.
Грачева Т.Ю., Слесарев С.А., Вахрушева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (постатейный) / Отв. ред. Т.Ю. Грачева // СПС "КонсультантПлюс". 2012.
Кирилловых А.А. Правовое регулирование обязательного медицинского страхования // Законодательство и экономика. 2011. N 6.
Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) / В.Г. Белоглазова, В.Г. Белякин, С.Ф. Вельмяйкин и др.; отв. ред. Ю.В. Воронин. М.: Норма; Инфра-М, 2012.
Марова О. Выбор тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. N 5.
Ногина О.А. Принципы бюджетной системы в процессе формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов // Известия вузов. Правоведение. 2011. N 1.
Ногина О.А. Проблемы правового регулирования сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов // Известия вузов. Правоведение. 2011. N 2.
Перемышленникова О.Н. К вопросу о правовой природе страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды // Финансовое право. 2012. N 7.
Ульянов В. Обновленные формы расчетов по страховым взносам // Практический бухгалтерский учет. 2013. N 4.