Бюджетные полномочия публично-территориальных образований
1. Общие для органов всех публично-территориальных образований
a. Установление порядка и непосредственное составление рассмотрения, утверждения и исполнение своего бюджета (для РФ и ее субъектов также бюджетов внебюджетных фондов). Осуществление контроля за их исполнением, внешняя проверка и утверждение отчетов об их исполнении.
b. Определение порядка и непосредственное установление и исполнение своих расходных обязательств
c. Определение порядка и непосредственное предоставление межбюджетных трансфертов из своего бюджета
d. Установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации к своему бюджету.
e. Установление оснований видов ответственности за нарушение своих бюджетно-правовых актов и порядка привлечения к ней.
2. Бюджетные полномочия федеральных и региональных органов
a. Установление порядка составления и представления консолидированных бюджетов, отчетов об их исполнении, иной бюджетной отчетности
b. Установление нормативов отчислений от налоговых платежей, подлежащих зачислению в федеральный и региональный бюджеты для нижестоящих бюджетов
c. Определение общих принципов предоставления реформ межбюджетных трансфертов, включая обратные
d. Временное осуществление отдельных бюджетных полномочий нижестоящих территорий
3. Исключительные бюджетные полномочия федеральных органов
a. Установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы
b. Определение основ бюджетного процесса
c. Установление порядка разграничения расходных обязательств для всех публично-территориальных образований
d. Определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов для всех публично-территориальных образований
e. Определение порядка установления нормативов отчислений от налоговых платежей для всех публично-территориальных образований
f. Определение основ и осуществления кассового обслуживания и исполнения всех бюджетов
g. Установление порядка осуществления заимствований и управления (обслуживания долга) для всех публично-территориальных образований
h. Установление бюджетной классификации и общего порядка ее применения
i. Установление единого порядка ведения бюджетного учета, отчетности, унифицированных форм бюджетной документации для всех публично-территориальных образований
j. Установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на бюджетные средства для всех публично-территориальных образований
Структура бюджетов
· Доходы
· Расходы
· Дефицит
· Профицит
Доходы бюджетов
(Дополнительно см. бюджетную классификацию доходов).
1. Налоговые доходы бюджетов (более 70%) - предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоговые платежи, а также пеня и штрафы за налоговые правонарушения
a. Налоговые доходы федерального бюджета
· Не распределяются между нижестоящими бюджетами, а полностью поступают в федеральный бюджет. Налог на добавленную стоимость и водный налог
· Федеральные налоговые платежи, распределяемые между РФ и ее субъектами. Налог на прибыль организации.
· Специальный налоговый режим при выполнении соглашении о разделе продукции.
· Акцизы (на спирт из пищевого сырья и спиртосодержащую продукцию) С 1 января 2014г. акцизы на ГСМ.
· Налог на добычу полезных ископаемых (по углеводородам зачисляется только в федеральный бюджет)
· Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
b. Распределяются между федеральным, региональными и муниципальными бюджетами. Государственная пошлина.
2. Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ
a. По нормативу 100% Транспортный налог Налог на имущество организаций Налог на игорный бизнес
b. Доходы от следующих федеральных налогов
1. 1 б + следующие федеральные налоги, которые вообще не поступают в федеральный бюджет: Налог на доходы физических лиц (80%), сбор за пользование объектами животного мира (по нормативу 100%), единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения. С 1 января 2013г. простой налоговый режим в виде патента.
c. Указанные в 2а и в 2б налоги могут по решению субъекта РФ передаваться в муниципальные бюджеты.
3. Налоговые доходы бюджетов поселений
a. По нормативу 100% доходы от следующих местных налогов:
· Земельный налог
· Налог на имущество физических лиц
b. Доходы от следующих федеральных налогов:
· Налог на доходы физических лиц по нормативу 10%
· Единый сельскохозяйственный налог по нормативу 50%
c. Налоги, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ могут передаваться поселению по инициативе субъектов
d. Налоги, поступающие в бюджет муниципальных районов могут передаваться в бюджеты поселений по инициативе муниципальных районов
e. Вместо дотаций из фонда финансовой поддержки поселений могут передаваться дополнительные отчисления от налога на доходы физических лиц.
4. Налоговые доходы муниципальных районов (городских округов)
a. По нормативу 100% доходы от следующих местных налогов:
· Земельный налог
· Налог на имущество физических лиц. Для муниципальных районов только для местных налогов, взимаемых с межселенных территорий, т.е. территорий в границах муниципального района, не входящие в состав поселений
b. Доходы от следующих федеральных налогов:
· Налог на доходы физических лиц (10%, с межселенных 20%) (для городских округов 20%)
· Единый сельскохозяйственный налог (50%, с межселенных 100%) (городские округа 100%)
· Налогом, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения 100%
· Единый налог на вмененный доход 100%
c. Налоги, подлежащие зачислению в региональный бюджет могут передаваться в бюджеты муниципальных районов и городских округов по решению субъекта
d. Вместо дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) могут передаваться дополнительные отчисления от налога на доходы физических лиц
Неналоговые доходы - в целом в БК РФ применительно ко всем бюджетам предусмотрено 6 их групп:
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, кроме имущества государственных и муниципальных предприятий и учреждений
· Доходы в виде арендной или иной платы за возмездное пользование таким имуществом
· Проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном Банке или иных банках
· Доходы от передачи такого имущества в залог или доверительное управление
· Доходы в виде прибыли на доли в уставных капиталах товариществ и обществ, а также дивидендов по акциям, принадлежащим государству или муниципальным образованиям
· Часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий остающиеся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (см. децентрализованные финансы)
· Иные.
1. Доходы от продажи имущества за исключением имущества государственных или муниципальных предприятий и учреждений.
2. Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, остающиеся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
3. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, возмещения вреда. В ст. 46 БК РФ указано их распределение между бюджетами различных уровней.
4. Средства самообложения граждан, касаются муниципального уровня.
5. Иные неналоговые доходы.
Наряду с общими в бюджеты различных уровней поступает ряд обязательных платежей неналогового характера:
1. В федеральный бюджет:
· по нормативу 100%:
o лицензионные сборы;
o таможенные пошлины и сборы;
o плата за использование лесов. В части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений;
o плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
o плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;
o консульские сборы и возмещение фактических расходов, связанных с совершением консульских действий;
o патентные пошлины;
o утилизационный сбор;
o плата за предоставление информации о зарегистрированных правах н а недвижимое имущество и сделок с ними;
· По нормативу 20%:
o плата за негативное воздействие на окружающую среду
Кроме указанных к неналоговым доходам относится 50% прибыли Центрального Банка, остающиеся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.
2. В бюджеты субъектов РФ:
· По нормативу 100%:
o плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности РФ.
o разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных лицензией по участкам недр, содержащим месторождения природных алмазов.
o плата за использование лесов в части превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений.
o декларационный платеж.
· По нормативу 50%:
o доход от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности, а субъекты РФ управляют и распоряжаются ими, доходы от передачи таких участков в аренду, доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков.
o доходы от продажи объектов недвижимого имущества, одновременно занятыми им указанными выше земельными участками.
· По нормативу 40%:
o плата за негативное воздействие на окружающую среду.
· По нормативу 20%:
o доходы от продажи, передачи в аренду, продажи права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных в границах городских округов, государственная собственность на которую не разграничена.
3. В местные бюджеты:
· По нормативу 100%:
o плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности муниципальных образований.
· По нормативу 50%:
o доходы от передачи в аренду, продажи земельных участков, государственная собственность на которую не разграничена и которые расположены в границах поселений (городских округов), а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных участков;
o доходы от передачи в аренду, продажи земельных участков,, которые рсположены в границах поселений и городсих округов, находятся в федеральной собственности, а также доходы от продажи прав на заключение договоров аренды таких участков;
o доходы от продажи объектов недвижимого имущества, одновременно занятыми ими указанными выше земельными участками.
· По нормативу 40%:
o плата з негативное воздействие на окружающую среду.
Безвозмездные и безвозвратные перечисления (см. фонды межбюджетных трансфертов).
Расходы бюджетов
(см. тему «Бюджетная классификация»).
В России в 2008 г. была проведена реформа расходных полномочий, результатом которой стали: отмена всех федеральных законов, которые предусматривали расходование бюджетных средств, однако никогда по ним эти средства не выделялись. Все расходы были четко разделены между федеральным, региональным и муниципальным уровнями в соответствии полномочиями, осуществление которых возлагалось на соответствующую территорию. Финансировать расходы, не относящиеся к таким полномочиям запретили.
Расходование бюджетных средств может осуществляться только в формах указанных в Бюджетном кодексе, которые называются бюджетными ассигнованиями:
I. Ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе на оплату контрактов на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд:
1. Обеспечение выполнения функций казенных учреждений:
· оплата труда и денежное содержание работников казенных учреждений, органов государственной власти и органов МСУ.
· оплата поставок товара, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд.
· уплата налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему.
· возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.
2. Предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая возмещение затрат по оказанию ими государственных или муниципальных услуг физическим или юридическим лицам. Осуществляется на основе государственного или муниципального задания, которое используется при составлении проектов бюджетов (см. децентрализованные финансы).
21.09.12
3. Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами на оказание такими организациями государственных и муниципальных услуг физическим или юридическим лицам.
4. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий. Они предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также с нормативными актами исполнительных органов. Бюджетные инвестиции могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями.
5. Закупка товаров, работ и услуг для государственных или муниципальных нужд за исключением ассигнований для обеспечения выполнения функций казенных учреждений, в том числе в целях: оказания государственных или муниципальных услуг физическим и юридическим лицам; разработки, закупки и ремонта вооружений и военной техники; закупки товаров в государственный материальный резерв.
II. Социальное обеспечение населения:
1. Бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам или на приобретение в их пользу в качестве мер социальной поддержки товаров, работ, услуг.
2. Социальное обеспечение населения может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств.
III. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями. Предоставление таких инвестиций влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть их уставного капитала.
IV. Предоставление субсидий юридическим лицам за исключением (государственных и муниципальных учреждений) предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг. Они предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах для возмещения затрат или недополученных доходов в связи с таким производством.
V. Предоставление межбюджетных трансфертов.
VI. Предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права.
VII. Обслуживание государственного или муниципального долга.
VIII. Исполнение судебных актов по искам к публично-территориальным образованиям о возмещении вреда.
Несбалансированность бюджета
Она выражается в дефиците или профиците. Дефицит – это превышение расходов над доходами. Бюджетный кодекс ограничивает или устанавливает предельный размер дефицита. Для федерального бюджета – не более размера нефтегазового дефицита (см. резервный фонд). Не могут быть источниками его покрытия кредиты ЦБ РФ, а также приобретение им государственных ценных бумаг РФ. Дефицит бюджета субъекта РФ (муниципального образования) не должен превышать 15 (10) % общего годового объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, а для субъекта РФ (муниципального образования), у которого доля межбюджетных трансфертов за исключением субвенций в течение 2-ух из 3-ех последних финансовых лет превышала 60 (70) % объема собственных доходов дефицит не должен превышать 10 (5) %. Превышение по данным отчета об исполнении бюджета ограничений дефицита является нарушением бюджетного законодательства и влечет применение мер государственного принуждения.
При утверждении бюджета с дефицитом обязательно принимаются источники его покрытия, которые делятся на внутренние и внешние и включают:
· Разница между средствами, поступившими от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг в валюте РФ (в иностранной валюте – внешний источник), и средствами, направленными на их погашение.
· Разница между полученными и погашенными в валюте РФ (иностранной валюте) кредитами международных финансовых организаций или кредитных организаций.
· Разница между полученными и погашенными в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными другими бюджетами.
· Изменение остатка средств на счетах по учету средств бюджета в течение соответствующего финансового года.
· И иные источники (перечень дается в БК РФ):
o Поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале в валюте РФ (иностранной валюте).
o Поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение.
o Объем средств, направляемых на исполнение государственных или муниципальных гарантий.
o И другие.
Для муниципальных бюджетов источники внешнего финансирования дефицита не предусмотрены.
Бюджетная классификация
Это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы.
До 2008 года действовал отдельный закон о бюджетной классификации в РФ, который содержал 8 элементов. С 2008 года классификация регулируется Бюджетным кодексом и включает 4 элемента:
I. Классификация доходов бюджетов (ее код включает 20 знаков) и состоит из:
1. Кода главного администратора доходов (орган государственной власти или местного самоуправления, контролирующий поступление конкретных доходов). Например, ФНС является администратором доходов по налоговым платежам. Их перечень и коды устанавливаются в приложении к закону о бюджете. Код главного администратора включает 3 знака.
2. Код вида доходов, который состоит из 10 знаков и включает:
· Группу (1 знак) и подгруппу (2 знака) доходов. Группами являются:
o Налоговые и неналоговые доходы. Подгруппы:
§ Налоги на прибыль, доходы.
§ Административные платежи и сборы.
§ Платежи за пользование природными ресурсами.
o Безвозмездные поступления. К ее подгруппам относятся:
§ Поступления от других бюджетов.
§ Государственных и негосударственных организаций.
§ Нерезидентов и другие.
o Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Подгруппы закреплены не в Бюджетном кодексе, а приказе Минфина «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации». Например, рыночные продажи товаров и услуг, целевые отчисления от лотерей, доходы от размещения денежных средств и другие.
· Статьи (2 знака) и подстатьи (3 знака). Их перечень утверждается Минфином.
· Код элемента дохода – включает 2 знака. Он зависит от полномочий по установлению и правовому регулированию доходов, а также от наличия прав требования к плательщикам. К ним относятся: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований всех видов, бюджеты всех внебюджетных фондов.
3. Код подвида доходов – 4 знака. Финансовый орган утверждает перечень этих кодов в зависимости от главных администраторов доходов, то есть органов государственной власти и местного самоуправления, а также находящихся в их ведении учреждений
4. Код классификации операций сектора государственного управления – 4 знака.
II. Классификация расходов бюджетов – 20 знаков:
1. Кода главного распорядителя бюджетных средств – 3 знака. Это государственный или муниципальный орган либо наиболее значимое учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования между распорядителями и получателями бюджетных средств.
2. Код раздела – 2 знака - и подраздела – 2 знака, к которым относятся:
· Общегосударственные вопросы – функционирование Президента РФ, судебная система, резервные фонды и другие.
· Национальная оборона – модернизация вооруженных сил, мобилизационная подготовка, ядерно-оружейный комплекс.
· Национальная безопасность и правоохранительная деятельность – органы внутренних дел, миграционная политика, обеспечение пожарной безопасности.
· Национальная экономика – топливно-энергетический комплекс, связь и информатика, воспроизводство минерально-сырьевой базы.
· Жилищно-коммунальное хозяйство.
· Охрана окружающей среды – экологический контроль, очистка сточных вод, охрана объектов растительного и животного мира.
· Образование – дошкольное образование, профессиональная переподготовка и повышение квалификации, молодежная политика и оздоровление детей.
· Культура, кинематография, средства массовой информации – телевидение радиовещание, периодическая печать и другие.
· Здравоохранение, физическая культура и спорт – амбулаторная помощь, санаторно-оздоровительная помощь, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
· Социальная политика – пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и обеспечение, охрана семьи и детства и др.
· Межбюджетные трансферты – дотации, субсидии, субвенции и иные.
3. Целевые статьи – 7 знаков - и виды расходов – 3 знака. Они утверждаются в составе ведомственной структуры расходов в законе о бюджете или в сводной бюджетной росписи. Они формируются в соответствии с расходными обязательствами территорий, причем каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе, особой функции или сфере деятельности, проекту для осуществления бюджетных инвестиций присваиваются уникальные коды статей и видов расходов.
4. Код классификации операций сектора государственного управления – 3 знака.
III. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов.
28.09.12
Код состоит из 20-ти знаков.
1. Код главного администратора источника финансирования дефицита – 3 знака. Их перечень утверждается законом о бюджете.
2. Код группы доходов (2 знака) и подгруппы (2 знака). Они являются едиными для всех бюджетов и закреплены в бюджетном кодексе.
2.1.Источники внутреннего финансирования дефицита бюджетов.
· Государственные и муниципальные ценные бумаги в валюте РФ.
· Банковские кредиты в валюте РФ.
· Бюджетные кредиты от других бюджетов.
· Кредиты от международных финансовых организаций в валюте РФ.
· Изменение остатков средств на счетах по учету бюджета.
· Иные.
2.2.Источники внешнего финансирования дефицита бюджетов.
· Государственные ценные бумаги в иностранной валюте.
· Кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций в иностранной валюте.
· Банковские кредиты в иностранной валюте.
· Иные.
3. Статьи (6 знаков) и виды источника финансирования дефицита бюджета (4 знака). Их перечень утверждается законом о бюджете при утверждении источников финансирования дефицита.
4. Код классификации операции сектора государственного управления. Классификация операция сектора государственного управления (3 знака): код группы, статьи и подстатьи. Едиными для всех бюджетов группами и статьями являются закрепленные в Бюджетном кодексе:
· Доходы – налоговые доходы, доходы от собственности, доходы от оказания платных услуг, суммы принудительного изъятия, безвозмездные поступления от бюджетов, взносы на социальные нужды, доходы от операций с активами и иные.
· Расходы – оплата труда и начисления на нее, оплата работ, услуг, обслуживание государственного и муниципального долга, безвозмездные перечисления бюджетам, безвозмездные перечисления организациям, социальное обеспечение, расходы по операциям с активами, прочие.
· Поступление нефинансовых активов – увеличение стоимости:
o Основных средств.
o Нематериальных активов.
o Непроизведенных активов.
o Материальных запасов.
· Выбытие нефинансовых активов – уменьшение стоимости:
o Основных средств.
o Нематериальных активов.
o Непроизведенных активов.
o Материальных запасов.
· Поступление финансовых активов. К ним относится увеличение:
o Стоимости ценных бумаг кроме акций.
o Стоимости акций и иных форм участия в капитале.
o Задолженности по бюджетным кредитам.
o Стоимости иных финансовых активов.
o Прочей дебиторской задолженности, а также поступления на счета бюджетов.
· Выбытие финансовых активов – к ним относится уменьшение:
o Стоимости ценных бумаг кроме акций.
o Стоимости акций и иных форм участия в капитале.
o Задолженности по бюджетным кредитам.
o Стоимости иных финансовых активов.
o Прочей дебиторской задолженности, а также выбытие со счетов бюджетов.
· Увеличение обязательств – к ним относится увеличение:
o Задолженности по внутреннему государственному и муниципальному долгу.
o По внешнему государственному долгу.
o Прочей кредиторской задолженности.
· Уменьшение обязательств – к ним относится уменьшение:
o внутреннему государственному и муниципальному долгу.
o По внешнему государственному долгу.
o Прочей кредиторской задолженности.
Единый для бюджетов перечень подстатей устанавливается Минфином.
Бюджетный процесс в РФ
В специальной литературе понятие бюджетного процесса обычно дается через его стадий, однозначного определения которых в специальной литературе нет. Большинство авторов придерживаются классификации стадий, сформулированной Химичевой Н. И. Она выделяет 3 стадии:
1. Стадия бюджетного планирования, которая включает составление, рассмотрение и утверждение бюджета.
2. Стадия исполнения и заключения бюджета.
3. Стадия годовой бюджетной отчетности, которая включает составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
В БК РФ есть легальное определение бюджетного процесса, где четко указанные стадии не выделены и к ним добавлены контроль за исполнением бюджета, осуществление бюджетного учета.
Бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством РФ, субъектов РФ и актами муниципальных образований деятельность их органов и иных участников бюджетного процесса по бюджетному планированию, исполнению бюджетов. Деятельность от начала составления проекта бюджета и до утверждения отчета о его исполнении составляет около 3-ех лет. Этот срок называют бюджетным периодом или циклом, и именно этот бюджетный период делится на рассмотренные нами стадии, которые периодически сменяются друг другом. Сам бюджет действует в течение одного финансового года, который в России совпадает с календарным годом.
С 1 января 2008 года появилось понятие «Плановый период», то есть 2 года, следующих за очередным финансовым годом. Это связано с переходом на долгосрочное финансовое планирование. Закон о федеральном бюджете в обязательном порядке, а региональные и муниципальные бюджеты могут утверждаться на очередной финансовый год и плановый период, то есть на 3 года.
Закон о федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, то есть бюджет принимается ежегодно на 3 года путем уточнения показателей первого года планового периода бюджета предыдущего года (2014 года) с добавлением показателей второго года планового периода вновь утверждаемого бюджета (2016). Субъекты РФ и муниципальные образования могут принимать бюджет на год и плановый период либо только на очередной финансовый год, но с обязательным составлением средне-срочного финансового плана на 3 года. Поселения могут утверждать бюджеты только на очередной финансовый год.
I. Стадия бюджетного планирования – включает составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение. БК РФ устанавливает общие правила бюджетного планирования и регламентирует эту стадию только для федерального бюджета. Субъекты РФ и муниципальные образования ее определяют в своих нормативных актах. Составление проекта бюджета – исключительная компетенция высших исполнительных органов территории. Непосредственное составление проекта бюджета осуществляют финансовые органы территорий. Начинается составление проекта примерно в феврале месяце года, предшествующего очередному финансовому году. Составление проекта бюджета основывается на следующих документах:
· Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию – должно поступить не позднее марта месяца года, предшествующего очередному финансовому году (БК РФ). Фактически же в последние 4 года оно поступает не раньше июля месяца. В нем определяется бюджетная политика на очередной финансовый год и плановый период (далее - на 3 года).
· Прогноз социально-экономического развития территории. Он тоже разрабатывается на 3 года высшим исполнительным органом территории, и на его показателях базируются основные характеристики проекта бюджета. Он разрабатывается и утверждается так же, как и бюджет.
· Основные направления бюджетной и налоговой политики, которые утверждаются высшим органом исполнительной власти территории. Доходы бюджетов прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта бюджета в представительный орган законодательства, регламентирующего доходы бюджета. Нормативные акты, предусматривающие изменение источников доходов, принятые после внесения проекта бюджета в представительный орган вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом. То есть, если примут закон, который увеличивает налог, он не вступит в силу с 1 января следующего года.
· Планирование бюджетных ассигнований.
05.10.12
Планирование бюджетных ассигнований
(см. дополнительно расходы бюджетов)
Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом раздельно по ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств (действующие не предполагаются к изменению в текущем году, вновь принимаемые предполагаются).
Планирование бюджетных ассигнований на оказание гос. или муниципальных услуг осуществляется с учетом гос. или муниципального задания, а также результатов его исполнения в предыдущем финансовом году (см. децентрализованные финансы).
При составлении проекта бюджета разрабатывается сводный финансовый баланс, который характеризует объем и использование финансовых ресурсов и необходим для разработки прогноза социально-экономического развития территории и проекта федерального бюджета. Долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет бюджета, утверждаются высшим исполнительным органом территории и в проекте бюджета планируются средства на их реализацию в составе ведомственной структуры расходов. Ежегодно проводится мониторинг эффективности их реализации, по результатам которого может быть принято решение о сокращении финансирования или о досрочном прекращении реализации программы. В этих программах может быть предусмотрено предоставление субсидий нижестоящим бюджетам на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с адресной инвестиционной программой (см. вопрос инвестиционные фонды). В бюджетах могут предусматриваться ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ.
В проекте бюджета должны содержаться его основные характеристики, т.е. общий объем доходов, расходов, дефицит или профицит, нормативы распределения доходов между бюджетами, если они не установлены бюджетным законодательством, а также:
o перечень главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита.
o распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, классификации расходов; ведомственной структуре расходов.
o общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.
o объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов или предоставляемых другим бюджетам (см. фонды межбюджетных трансфертов).
o общий объем условно утверждаемых расходов, т.е. нераспределенных по разделам, подразделам, статьям и видам расходов в классификации расходов.
o источники финансирования дефицита бюджета.
o верхний предел гос. или муниципального долга.
o иные показатели.
Одновременно с проектом бюджета составляются и представляются следующие документы:
1. основные направления бюджетной и налоговой политики
2. прогноз социально-экономического развития территории.
3. методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов.
4. программы предоставления гос (муниципальных) гарантий и бюджетных кредитов.
5. программы гос и муниципальных заимствований.
6. предварительные итоги социально-экономического развития территории за истекший период и ожидаемые итоги.
7. прогноз основных характеристик бюджета.
8. оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий год.
9. проекты законов о бюджетах внебюджетных фондов.
10. другие.
Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Гос Думу проект закона о федеральном бюджете не позднее 1 октября (проект закона субъект РФ о бюджете вносится в представительный орган не позднее 1 ноября, проект решения о местном бюджете не позднее 15 ноября).
Одновременно с проектом ФЗ о федеральном бюджете Правительство вносит документы, рассмотренные выше. Предварительно проект бюджета направляется Президенту РФ. В течение суток со дня внесения проекта председатель или совет Гос. Думы направляет его в комитет по бюджету и налогам для подготовки заключения его соответствия требованиям бюджетного законодательства. На основании заключения комитета принимается решение о принятии к рассмотрению или о возвращении в правительство на доработку проекта бюджета (на доработку дается 10 дней). Проект в течение трех дней в случае его принятия к рассмотрению направляется в комитет по бюджету и налогам и совет Гос. Думы определяет комитеты соисполнителей по рассмотрению документов, прилагаемых к бюджету отдельных разделов и подразделов проекта бюджета.
Гос. Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в 3-ех чтениях.
1 чтение. Рассматривается в течение 20 дней со дня его внесения в Гос. Думу.
Предметы рассмотрения: концепция бюджета, прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные характеристики бюджета.