Анализ проекта областного бюджета
Оглавление
Оглавление. 2
Введение. 3
Теоретические основы финансового планирования. 5
Принципы, задачи и методы финансового планирования. 7
Система финансовых планов и их характеристика. 10
Децентрализованные финансовые планы. Государственный бюджет. 15
Роль финансового планирования в мобилизации внутрихозяйственных резервов и росте накоплений. 18
Введение
Любое общество всегда ставит перед собой задачу дальнейшего самосовершенствования, повышения уровня жизни. Постановка целей и их реализация требуют организованной деятельности, а последняя – ее планирования. В то же время механизмы реализации планов, формы и методы планирования могут быть совершенно различными и сами оказывать влияние на характер производственных отношений.
За последние несколько десятилетий в мире произошли такие изменения, которые оказали огромнейшее влияние на условия управления государственными расходами и доходами, а также на условия управления бизнесом.. В существенной степени увеличился уровень конкуренции как внутри страны, так и на мировых рынках, появились новые факторы предпринимательского риска, возросли требования к качеству управления, в большей степени, в сфере управления финансами.
Все это и обозначило значительную актуальность вопроса о планировании деятельности предприятия и государства в целом и, в особенности в области финансовых отношений. Само же представление о планировании при этом качественно меняется. Планирование приобретает новейшие функции, новое содержание, изменилась его роль в системе управления бизнесом.
Планирование - это процесс, который занимается обработкой информации по обоснованию предстоящих действий, определением оптимальных способов достижения целей. План - надлежащее оформление управленческого решения.
На нынешнем этапе успех предпринимательской деятельности напрямую зависит от правильной постановки целей и задач, грамотно разработанной стратегии и тактики ведения бизнеса, верно выбранных путей и методов их осуществления. Увеличение временных горизонтов ведения бизнеса привело к расширению горизонтов планирования. Существенное значение отведено финансовому планированию, что обусловлено увеличившимся влиянием финансового управления в общей системе управления организацией.
Данные изменения оказали немаловажное значение на само содержание планирования, его функции и роли. В первую очередь это касается финансового планирования как одного из самых главных элементов системы планирования, что было определено как видоизменениями содержания самого планирования, так и изменениями в сфере финансов. Относительная самостоятельность передвижения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, и, активное воздействие непосредственного распределения деньгами на социальное воспроизводство в свою очередь обусловило абсорбцию финансового планирования как особенного вида планирования.
Для написания курсовой работы были поставлены следующие цели: изучить понятие «финансовые ресурсы», выделить принципы, задачи, методы финансового планирования, систему финансовых планов и роль государственного бюджета. Определить роль финансового планирования в мобилизации внутрихозяйственных резервов и росте накоплений, охарактеризовать виды финансовых планов. Рассмотреть Государственный бюджет как основной финансовый план.
Проанализировать
Теоретические основы финансового планирования
Финансовые ресурсы – это денежные доходы, накопленные их собственниками для последующего расходования, а также средства, привлеченные в качестве кредитов. Они делятся на собственные и привлеченные (кредитные). Для бюджетов всех уровней финансовые ресурсы — это мобилизованные доходы и привлеченные займы. Для предприятий — это собственный капитал, прибыль, полученные кредиты и размещенные на рынке ценные бумаги. Для работников финансовым ресурсом является доход в виде заработной платы, а также кредиты.
Собственные финансовые ресурсы находятся в полном распоряжении их владельца, а кредитные привлекаются на срок и подлежат возврату вместе с процентными выплатами за их использование.
Источниками кредитных ресурсов выступают временно свободные денежные средства предприятий, населения, а в некоторых случаях и государства. Купля и продажа этих ресурсов сосредоточена на финансовом рынке. Он состоит из двух частей: рынка ссудных капиталов и рынка ценных бумаг. Его основная функция — обеспечение хозяйствующих субъектов дополнительными денежными средствами под определенный процент.
Финансовые ресурсы предприятия - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих, совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации или иммобилизации. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.
Финансовые ресурсы предприятия — это его основной и оборотный капитал.
Формирование и пополнение финансовых ресурсов — важная финансовая проблема. Первичное формирование этих капиталов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный капитал (имущество предприятия, созданное за счет вкладов учредителей).
Финансовые ресурсы — это денежные средства, остающиеся в распоряжении предприятия после осуществления текущих затрат по покрытию материальных расходов и оплаты труда.
Источники формирования финансовых ресурсов предприятия: прибыль; выручка от реализации выбывшего имущества; амортизация; прирост устойчивых пассивов; займы; целевые поступления; паевые взносы. Кроме того, предприятие может мобилизовать финансовые ресурсы в различных секторах финансового рынка: продажа акций, облигаций; дивиденды, проценты; кредиты; доходы от других финансовых операций; доходы от выплаты страховых премий и т. д.
Значительные финансовые ресурсы предприятия могут быть мобилизованы на финансовом рынке.
Основное направление использования финансовых средств — инвестирование в расширенное воспроизводство.
Принципы, задачи и методы финансового планирования.
В настоящее время финансовое планирование осуществляется в виде встроенного процесса на высоком научном уровне и носит трех-степенной временной характер. Существует долгосрочное, краткосрочное и текущее финансовое планирование.
Процесс финансового планирования разделен на 2 взаимосвязанные части:
1) планирование общегосударственных ресурсов,
2) планирование финансовых ресурсов предприятий и организаций.
Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта.
Финансовое планирование – комплекс мер, посредством которых государство и хозяйствующие субъекты определяют объем, структуру и целевое использование финансовых ресурсов.
Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались "сверху". Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны.
Цель финансового планирования государства: определения объема той части финансовых ресурсов, которая за запланированный период может быть мобилизована и использована на общегосударственные цели.
Цель финансового планирования предприятий и организаций заключается в обеспечении предприятия необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. В связи с этим нужно определить пути эффективного вложения капитала, оценить степень рационального его использования, выявить внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств и установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами. Важно также соблюсти интересы акционеров и других инвесторов. И как следствие всего финансовое планирование выполняет контрольную функцию по изучению финансового состояния предприятия, его платеже - и кредитоспособностью.
Основными задачами финансового планирования являются:
1) обеспечение сбалансированности между финансовыми ресурсами и потребностями в них;
2) выявление всех возможных источников мобилизации финансовых ресурсов;
3) установление оптимальных пропорций распределения финансовых ресурсов между участниками экономических отношений;
4) определение приоритетных направлений расходования денежных средств;
5) учет и контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.
Методы финансового планирования
В действующей практике финансового планирования применяются в основном следующие методы: метод экономического анализа; коэффициентный метод; нормативный метод; балансовый метод; программно-целевой метод; экономико-математическое моделирование; метод экспертных оценок;
Экономический анализ – первый этап планирования и действенный способ оценки исходного уровня доходов, расходов, резервов, а также изучения результативности действующих финансовых отношений.
В качестве исходного для разработки финансового планирования используется экономический анализ движения финансовых ресурсов за истёкший период. Он производится во взаимной увязке с производственными заданиями, что даёт возможность выявить тенденции развития и причины отклонения полученных показателей от плановых проектов.
Коэффициентный метод – с помощью коэффициентов уточняются задания истекшего года и определяются доходы, расходы, прибыль и другие показатели нового периода. Недостатки: не стимулирует выявление внутрихозяйственных резервов, режим экономии, т.к. превышение плановых заданий влечет завышение показателей в каждом новом периоде.
Реальность финансовых расчётов повышается при применении нормативного метода, однако для этого требуется мощная нормативная база: многочисленные научно обоснованные нормы и нормативы. Многие развитые страны в практике финансового планирования широко используют финансовые долгосрочные нормативы, с помощью которых регулируются финансовые взаимоотношения субъектов хозяйствования с государством. К ним, прежде всего, относятся ставки налоговых и других обязательных платежей в бюджетные и внебюджетные фонды. Это придаёт устойчивый характер отношениям, позволяет государству и отдельным товаропроизводителям реально оценивать свои финансовые возможности.
Основным способом согласования отдельных разделов финансового плана является балансовый метод, он используется для взаимной увязки расходов с источниками их покрытия, согласованности стоимостных пропорций и т.д. С помощью балансового метода достигается некоторая синхронность в движении материальных и финансовых ресурсов, реальность и обоснованность финансовых заданий, отдельных показателей находит конкретное выражение в составлении и исполнении финансовых планов.
Важнейшим для решения ключевых экономических, социальных, научно-технических, экологических проблем является программно-целевой метод – предполагает четкую постановку цели и выработку комплекса мероприятий для ее достижения в заданные сроки. Реализуется через комплексные программы, составляемые на период достижения поставленной цели, с выделение основных этапов осуществления. Постоянно задействован для решения важнейших проблем на всех уровнях управления.
Возможности более обоснованного предвидения эффективности намеченных заданий дают методы метод экспертных оценок, экономико-математических моделей движения финансовых ресурсов. Моделирование позволяет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели.
Принципы финансового планирования
В экономической литературе существуют различные подходы к определению принципов финансового планирования. Между тем, принципы остаются едиными, а меняется лишь механизм их реализации и методы в зависимости от уровня развития производительных сил, науки и других факторов.
Таким образом, методология финансового планирования базируется на следующих важнейших принципах:
1) принцип объективной необходимости использования финансового планирования, как первоначальной стадии управления финансами на всех уровнях хозяйствования. Это означает, что данный процесс необходим и становится обязательным, как важнейший инструмент и способ определения финансовых возможностей, прогнозирования рациональных стоимостных пропорций, отношений, соответственно и движения денежных ресурсов для выполнения намеченных программ, заданий;
2) принцип эффективности, отражающий качественную сторону данного процесса и ориентирующий его на получение положительных финансовых результатов по отдельным операциям от деятельности каждого хозяйствующего субъекта, достижение экономического или социального эффекта;
3)принцип комплексности и единства цели, предполагающий согласование производственных и социальных заданий, движения материальных и финансовых ресурсов, планов на различных уровнях управления. При этом требуется сочетание общегосударственных, коллективных и личных экономических интересов участников воспроизводства. Только при соблюдении этого принципа в сочетании с другими возможно определение эффективной, разумной политики государства и каждого самостоятельного субъекта;
4) принцип научности, подытоживает основные черты планирования, обеспечивает реальность, эффективность намеченных заданий. Понятие научности включает в себя обоснованность плановых заданий с учетом общественных и личных потребностей, закономерностей развития общества, тенденций в движении денежных средств, объективной оценки ситуации, а также наличия ресурсов, координации финансовых заданий во времени и пространстве. Научная обоснованность означает не только их реальность, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды.
Система финансовых планов и их характеристика
Основой финансового планирования являются финансовые планы. Финансовый план – особая форма плана, показатели которого всегда отражаются в денежном выражении и обосновывают движение финансовых ресурсов на определенный период. Взаимосвязанные между собой во времени и пространстве многочисленные финансовые планы составляют систему финансовых планов.
Финансовое планирование выражается в разработке финансовых прогнозов, программ и планов.
Прогноз – заключение о предстоящем развитии события. Прогнозирование означает разработку на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом или его различных частей. В отличие от планирования прогнозирование не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы.
Программа – директивный, адресный, плановый документ, комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения планируемых работ, относящихся к разным сферам деятельности.
План представляет собой намеченную на определенный период работу с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности и сроков выполнения.
Бюджет представляет собой детальный план или смету, которая в цифровом выражении отражает планируемые объемы продаж, расходов, прибыли.
Смета - финансовый план бюджетных организаций, в котором в основном отражаются расходы данной организации.
Баланс доходов и расходов - обобщающая часть финансового плана, в которой отражаются в стоимостном выражении результаты производственно-хозяйственной деятельности: доходы и поступления средств; расходы и отчисления средств; кредитные взаимоотношения; взаимоотношения с бюджетом.
Видами финансового планирования по уровню являются:
1) Централизованное финансовое планирование – макроэкономическое (государственное) планирование, территориальное (региональное) планирование;
2) Децентрализованное финансовое планирование - межфирменное планирование, микроэкономическое (внутрифирменное) планирование.
По содержанию планируемых процессов выделяют экономическое, социальное, научно-техническое, экологическое планирование.
Как уже было сказано, финансовые планы делятся на две основные группы – централизованные (общегосударственные) и децентрализованные.
Централизованные финансовые планы обосновывают движение общегосударственных финансовых ресурсов, фиксируют перераспределительные процессы, осуществляемые финансовой системой государства. По форме они всегда являются сводными, направлены на общегосударственные ресурсы, формируемые и распределяемые на макроуровне и охватывающие сферу финансовой деятельности государства. Основной целью таких планов является обоснование финансовой политики государства на конкретный период. Централизованные планы, в свою очередь, делятся на общегосударственные планы и планы отдельных регионов. Примером централизованных планов является государственный бюджет. К централизованным финансовым планам относят бюджеты специальных государственных программ, бюджеты внебюджетных фондов. Централизованные финансовые планы в основном состоят из двух основных статей – статья доходов и статья расходов.
Децентрализованные финансовые планы составляются различными предприятиями, организациями, обществами, ведомствами, учреждениями. Такие финансовые планы предназначены для обоснования индивидуального кругооборота денежных средств конкретного субъекта хозяйствования. Их назначение заключается в определении расходов и доходов определенного объекта, финансовые результаты его деятельности и соответствующие отношения, опосредующие движение финансовых ресурсов. Наиболее распространена классификация децентрализованных планов по форме собственности: различают финансовые планы государственных, арендных, кооперативных предприятий, акционерных обществ, совместных, иностранных предприятий, частных фирм, общественных организаций. В рамках этой классификации финансовые планы также отличаются между собой по форме и содержанию в связи с отраслевыми особенностями, спецификой производства, сферой деятельности предприятия, его типа и размера.
Финансовые планы бюджетных организаций носят название смет и определяют в основном их расходы. Предприятия, работающие на коммерческом расчете в рамках административно-командной экономики, составляют балансы доходов и расходов, в рамках рыночной экономики возрастает значение бизнес-планов. Финансовый раздел бизнес-плана включает ряд таблиц и балансов: прогноза реализации продукции, таблицу доходов и затрат, баланс денежных расходов и доходов, иногда – прогнозный баланс активов и пассивов.
Выделяют три основных вида планирования по сроку: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное.
Применение того или иного вида плана зависит от самой организации. Весь цикл финансового планирования можно разделить на три основных этапа:
1) цикл стратегического планирования, в котором участвует высшее руководство предприятия;
2) операционный цикл, в рамках которого менеджеры трансформируют качественные стратегические цели в конкретные планы;
3) цикл бюджетирования, в рамках которого на операционные планы начинает влиять цена.
В рамках первого цикла обычно создаются стратегические и перспективные планы. В рамках второго – бизнес-планы, в рамках третьего – бюджеты и оперативные планы. Иногда бизнес-планы относят к первому уровню планирования.
Помимо уже названных классификаций существует еще одна, наиболее дискуссионная, по сущности финансового планирования и прогнозирования. В рамках этой классификации выделяют перспективные, текущие и оперативные планы. Перспективные планы определяют движение денежных средств на длительный период с учетом долгосрочных вложений и выгоды. Текущие планы – это задания на текущий год, которые детализируются на более короткие периоды времени. При этом, как видно из определения каждого вида планирования, основной упор делается на срок, на который разрабатывается план, и в этом случае перспективные планы тождественны долгосрочным, среднесрочные – текущим, а краткосрочные – оперативным.
Индикативные (направляющие) планы, которые часто называют планами-прогнозами, характеризуются рекомендательным характером и необязательностью ресурсного обеспечения. К их недостаткам относят невозможность их корректировки и отсутствие механизма контроля за их реализацией. Индикативные планы чаще всего составляются на средне- и краткосрочную перспективу. В состав индикативных планов обычно входит концептуальная, прогнозная и планово-регулирующая часть. В последней указываются система индикаторов выполнения или невыполнения плана.
Директивные планы в основном составляются на средне- и долгосрочную перспективу. В них указываются в качестве целей основные показатели и методы их достижения. Директивные планы должны предусматривать многовариантность событий в планируемом периоде и интервалы колебания значения основных показателей в зависимости от наступления того или иного события.
В силу развития мировой экономики и процессов интеграции появилась объективная необходимость в создании стратегического планирования. В рамках стратегического планирования национальная экономика рассматривается как единая система. Этот вид планирования ориентирован на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития любого элемента национальной экономики. Основной целью стратегического планирования является обеспечение потенциала будущего успешного развития объекта планирования. Стратегическое планирование может осуществляться на макро-, мезо- и микроуровнях. Стратегический план может включать в себя следующие разделы: корпоративная миссия; продукция (услуги); конкуренция; рынки; ресурсы; деловой «портфель»; инновации, инвестиции. Объектами стратегического планирования могут быть рыночная стратегия (маркетинг), новая продукция и услуги, темпы развития предприятия, совершенствования производственной структуры, повышение финансовой устойчивости, кадровое развитие и т. д.
Бизнес-план деятельности предприятия - это программа его производственно-хозяйственной деятельности на ближайший и отдалённый периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями приобретения ресурсов. Бизнес-план рекомендуется разрабатывать на 3-5 лет (иногда на год), причём основные показатели для первого года рассчитывать на каждый месяц, для второго – поквартально, а начиная с третьего года – на годовой период их функционирования
Основные цели обращения к бизнес-планированию:
1) создание стратегии развития компании;
2) определение тенденций развития предприятия;
3) совершенствование какого-либо процесса (изделия);
4) моделирование бизнес-процессов;
Существуют следующие типы бизнес-планов:
1) производственный бизнес-план - необходим для планирования и прогнозирования деятельности организации; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а также и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, конъюнктуры рынка;
2) инвестиционный бизнес-план, является основным документом, позволяющим обосновать и оценить возможности инвестиционного проекта, определить доходы и расходы, способствовать самофинансированию в будущем, рассчитывать поток реальных денег, проанализировать безубыточность, окупаемость и другие показатели. В инвестиционном бизнес-плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов — обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им;
3) бизнес-план финансового оздоровления, составляется организацией, находящейся в состоянии неплатежеспособности, предлагает финансовое оздоровление организации в период наблюдения или внешнего управления ее имуществом;
4) бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств организации или для реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.
Структура бизнес-плана: общие сведения; резюме; прогнозирование производства продукции, оценка рынков сбыта и конкурентов; план маркетинга; план организации производства; организация и управление предприятием; юридический план; меры по предупреждению спада производства; финансовый план; стратегия финансирования.
Финансовый план – важнейшая составляющая бизнес-плана. Финансовый план включает в себя следующие самостоятельные разделы: план по себестоимости, план по прибыли, расчёт точки безубыточности. Плановые финансовые расчеты оформляются в виде следующих таблиц: прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз потока денежных средств; прогноз баланса.
Существует множество различных видов бюджетов. Среди них можно выделить основные:
1) гибкие бюджеты – при заданном объеме выпуска продукции сравниваются фактические и бюджетируемые операции;
2) бюджет капитала – долгосрочный бюджет, предназначенный для планирования закупок долгосрочных фиксированных активов;
3) сводный бюджет, который делится на операционный (производственный) бюджет и финансовый бюджет.
Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.
Смета бюджетного учреждения – вид финансового плана, в котором планируются и доходы, и расходы, финансируемые из бюджета. Данные сметы составляют и используют учреждения, состоящие на бюджетном финансировании. Бюджетная смета - это план расходов бюджетного учреждения, который составляется им самим и утверждается вышестоящим органом, и в соответствии с которым осуществляется финансирование бюджетного учреждения.
Доходы бюджетного учреждения могут формироваться из бюджетных и внебюджетных средств. В этом случае сметы доходов и расходов учреждения составляются по каждому источнику доходов отдельно, а в рамках выделяемых бюджетных средств – могут формироваться сметы по каждой целевой программе или мероприятию.
Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные бюджетные учреждения, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет доходов и расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.
Составление смет - это часть составления проекта бюджета. Лишь после утверждения бюджета, из которого будут финансироваться расходы по смете, смета приобретает юридическую силу.
Формируется смета бюджетного учреждения на основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и утверждается соответствующим распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств.
Баланс доходов и расходов - основной финансовый документ предприятия.Он представляет собой сводную характеристику его финансового состояния, раскрывающую источники формирования капитала предприятия и средства его размещения и использования в текущем или плановом периоде. Баланс содержит доходы и расходы предприятия, которые должны иметь равновесное состояние своих значений на тот или иной календарный срок. Понятие «баланс» означает в данном случае полное равенство доходов и расходов предприятия. Основными факторами, определяющими равновесное финансовое состояние всякой производственной или коммерческой фирмы, являются выполнение плана производства и реализации продукции и пополнение за счет полученной прибыли собственного капитала, а также ускорение оборачиваемости своих активов, повышение эффективности производственной деятельности.
Децентрализованные финансовые планы. Государственный бюджет
Централизованные финансовые планы обосновывают движение общегосударственных финансовых ресурсов, фиксируют перераспределительные процессы, осуществляемые финансовой системой государства. По форме они всегда являются сводными, направлены на общегосударственные ресурсы, формируемые и распределяемые на макроуровне и охватывающие сферу финансовой деятельности государства. Основной целью таких планов является обоснование финансовой политики государства на конкретный период. Централизованные планы, в свою очередь, делятся на общегосударственные и отдельных регионов. Примером централизованных планов является государственный бюджет. К централизованным финансовым планам относят бюджеты специальных государственных программ, бюджеты внебюджетных фондов. Централизованные финансовые планы в основном состоят из двух основных статей – статья доходов и статья расходов.
Важнейшим оперативным финансовым планом является государственный бюджет. Он имеет ряд существенных отличий от сводного финансового баланса. В нем отражаются не все доходы государства, а только их централизуемая часть. В сводном финансовом балансе данные о доходах и расходах государства приводятся в укрупненном виде, в целом по национальному хозяйству, а государственный бюджет имеет высокую степень детализации. В бюджете указаны конкретные наименования платежей в бюджет и их плательщики, назначение и их получатели.
В сфере материального производства финансовые планы называются балансами доходов и расходов. Структура этих планов в основном одинакова как для хозяйствующих субъектов, так и для их объединений и других вышестоящих органов.
Любое современное рыночное государство базируется на мощной экономической основе, представляющей собой государственный сектор экономики и государственные финансы. Эта сфера охватывает значительную долю природных ресурсов, производственного, непроизводственного и финансового капитала, 40—50% национального дохода страны. Составляя объект единой государственной формы собственности, она может функционировать и развиваться только в плановой форме через механизм согласованного принятия решений.
Следовательно, важнейшим элементом управления государственными финансами является планирование, а основным планом — план государственного бюджета. Пожалуй, это единственный государственный финансовый план, имеющий форму юридического закона.
План бюджета строится на:
1) данных прогнозов развития экономики;
2) динамике потребностей членов общества;
3) особенностях реализации государственных функций, прежде всего в области финансовой политики.
От того, как будет работать основной финансовый план государства, зависит степень воздействия госбюджета на социально-экономическое развитие страны, в том числе:
1) на социально-экономическое положение населения и его отдельных категорий;
2) состояние финансового и производственного капитала государства;
3) финансовое положение страны;
4) качество государственного регулирования;
5) международный финансово-экономический имидж страны.
Во взаимосвязях госбюджета с экономикой и обществом традиционно решаются две основные проблемы. Первая состоит в том, чтобы при изъятии значительной части добавленной стоимости и имущества у экономических субъектов не лишить их возможностей дальнейшей эффективной предпринимательской деятельности, про
В любой стране госбюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных затрат, государственного займа - в их действии. Бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
Источниками государственного (центрального) бюджета являются:
1) прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются
2) подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость;
3) государственные кредиты.
4)денежная эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег.
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами, установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.
Главная задача разработки проекта бюджета – определение объёма денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территории.
Составление проекта бюджета является прерогативой Правительства Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми органами.
Для составления проекта бюджета Министерство финансов РФ и территориальные финансовые органы должны быть обеспечены необходимой информационной базой, которая поступает им от соответствующего правительства, статистических, налоговых органов и других учреждений. Главным источником информации для составления проекта бюджета служит прогноз социально-экономического развития государства или территории, который в свою очередь разрабатывается на основе данных экономического и социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый год и других показателей. При разработке проекта бюджета учитываются также основные положения финансово-бюджетной политики, принятой на соответствующий плановый период.