Результаты расчетов показателей рентабельности для ООО «ЛАГУНА»
Табл. №25
Формула показателя | Значение за отчетный период, в % |
Рпрод. = (Пп/ Сп) х 100 | 1,8 |
Рпр.акт. =[ Пб/ (ОС + МПЗ)ср] х 100 | 3,5 |
Ра = (Пб/ Аср) х 100 | 2,5 |
Рав =( Пб/ Авср) х 100 | 22,2 |
Рао = (Пб/ Аоср) х 100 | 2,8 |
Рсо = (Пб/ Соср) х 100 | 5,0 |
Рсс = (Пч/ Ссср) х 100 | 2,1 |
Ри = (Пч/ И) х 100 | 2,1 |
Рфхд = (Пб/ В) х 100 | 0,8 |
Рв = (Пп/ В) х 100 | 1,7 |
В целях конкретизации расчетов необходимо провести расчет влияния изменения цены и себестоимости продукции по методу цепных подстановок.
Изменение рентабельности продаж (рентабельности выручки) за счет изменения выручки от продаж рассчитывается по формуле:
ΔРв(в) = [(Во – Спб)/ Во] – [(Вб – Спб)/ Вб],
где:
Во – выручка отчетного периода;
Спб – полная себестоимость продаж базового периода, включая коммерческие и управленческие расходы;
Вб – выручка от продаж базового периода.
Для ООО «ЛАГУНА» расчеты по указанной формуле дают снижение рентабельности продаж за счет изменения выручки в размере 6,6%
Изменение рентабельности продаж за счет изменения себестоимости продаж рассчитывается по формуле:
ΔРв(с) =[(Во – Спо)/ Во] – [(Во – Спб)/ Во],
где:
Спо – полная себестоимость продаж отчетного периода, включая коммерческие и управленческие расходы
Для мебельной фабрики расчеты показывают увеличение рентабельности продаж за счет изменения себестоимости на 6,7%.
Суммарное влияние обоих факторов определяется по формуле:
ΔРв(в,с) = ΔРв(в) + ΔРв(с).
В нашем примере оно составляет + 0,1%.
Не менее важным аспектом финансового анализа является изучение взаимосвязи показателей рентабельности выручки и оборачиваемости активов, рассчитываемой по формуле:
Ра = Пб/ Аср = (В/ Аср) х (Пб/ В),
где:
Ра – рентабельность активов предприятия;
Пб – бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения);
Аср – средняя стоимость активов;
В – выручка от продаж.
Последний показатель отражает рентабельность (прибыльность) активов, обусловленную и ценовой политикой предприятия, и уровнем расходов на финансово-хозяйственную деятельность. С помощью рентабельности активов оценивается и деловая активность предприятия.
Изменение рентабельности активов за счет изменения их оборачиваемости исчисляется по формуле:
ΔРа (коа) = (Коао – Коаб) х Рфхдо,
где:
ΔРа (коа) – изменение рентабельности активов за счет изменения их оборачиваемости
Коао – коэффициент оборачиваемости активов в отчетном периоде;
Коаб – коэффициент оборачиваемости активов в базовом периоде;
Рфхдо – рентабельность финансово-хозяйственной деятельности в отчетном периоде.
К сожалению, финансовая отчетность ООО «ЛАГУНА», представляемая на конец 200Х года, не позволяет определить среднюю стоимость активов за предыдущий (базовый) год и, следовательно, коэффициент их оборачиваемости за базовый год.
Изменение рентабельности активов за счет колебания рентабельности финансово-хозяйственной деятельности определяется по формуле:
ΔРа(рфхд) = (Рфхдо – Рфхдб) х Коао,
где:
ΔРа(рфхд) – изменение рентабельности активов за счет колебаний рентабельности финансово-хозяйственной деятельности;
Коао – коэффициент оборачиваемости активов в отчетном периоде.
Для ООО «ЛАГУНА» это изменение будет равно – 1,5%, то есть снижение рентабельности финансово-хозяйственной деятельности в целом в отчетный период привело и к незначительному, но все-таки снижению рентабельности активов предприятия.
Суммарное влияние обоих факторов вычисляется по формуле:
ΔРа = ΔРа (коа) + ΔРа(рфхд).
Расчетным путем можно установить и влияние отдельных факторов на изменение рентабельности производства и инвестиций.
Взаимосвязь между доходностью инвестиций, их оборачиваемостью и нормой рентабельности выручки от продаж определяется следующей формулой:
Ри = Пч/ И = (Пч/ В) х (В/ И),
где:
Ри – рентабельность инвестиций;
Пч/ В – рентабельность финансово-хозяйственной деятельности, определенная через категорию чистой прибыли Пч;
В/ И – оборачиваемость инвестиций;
И – инвестиции, как сумма собственного капитала предприятия и долгосрочных обязательств.
В отчетности мебельной фабрики инвестиции отсутствуют, поскольку отложенные налоговые обязательства не относятся к внешним заимствованиям предприятия. В связи с этим рентабельность инвестиций совпадает по значению с рентабельностью собственного капитала.
Практическими рекомендациями по повышению рентабельности инвестиций могут стать увеличение нормы чистой прибыли на 1 рубль выручки от продаж, а также ускорение оборачиваемости инвестиций в выручке. В свою очередь, оборачиваемость инвестиций можно повысить за счет увеличения объема продаж (выручки) при неизменном уровне инвестиций, либо снижения объема инвестиций, необходимых для поддержания достигнутого уровня продаж. Последняя мера может быть применена в исключительных случаях, так как неизбежно приведет к спаду производства и не способствует экономическому росту предприятия. Все приведенные выше рассуждения в равной мере относятся и к рентабельности собственного капитала, если предприятие не имеет внешних долгосрочных обязательств.