Понятие МП и МСУ. Соотношение понятий
МП как отрасль права представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с организацией МСУ, решение вопросов местного значения непосредственно и (или) через органы МСУ, выполнением отдельных гос.полномочий, взаимодействием с гос и властными структурами, защита прав МСУ. Законодательство большинства гос-в, в т.ч.и Конст РФ, устанавливает, что управление публичными делами осуществляется гражданами не только через гос.органы, но и органы МСУ. МСУ в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законами РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения. В РФ МСУ составляет одну из основ конст.строя. Конституционное признание МСУ соответствует требованию Европейской Хартии МСУ, согласно которому принцип МСУ должен быть признан во внутреннем законодательстве и по возможности в конституции гос-ва. МСУ осущ-ся на всей территории РФ в границах муниципальных образований.
Основное назначение МСУ, определяемое в ст. 130 Конст РФ, состоит в обеспечении самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Решение вопросов местного значения осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Это проявляется в установлении и изменении границ муниципальных образований, определении территорий муниципальных образований и наименования органов МСУ, установлении символики муниципальных образований, разработке программ развития муниципальных образований, решении вопросов, связанных с развитием эк-ки, с/х. МСУ осущ-ся гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы МСУ(ч. 2 ст. 130 Конст РФ). МСУ самостоятельно в пределах своих полномочий, то есть вопросы местного значения решаются по его усмотрению, исходя из интересов населения соответствующей территории.
2.МСУ как основа конст.строя России, и его место в системе народовластия.
МСУ в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законами РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.Основы МСУ:1.Правовые; 2.Финансово-экономические; 3.Территориальные; 4.Организационные. Правовая основа МСУ – это совокупность НПА и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы местного значения. В 1998 году РФ ратифицировала Европейскую хартию МСУ и она положила начало МСУ в РФ. Правовую основу составляет Конституция РФ (глава 8), Конституции (уставы) субъектов, ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ»,Указы Президента, Постановление Правительства, Решение Конст.суда РФ «по вопросам МСУ», Законы субъектов. Значение норм о МСУ в Конституции:1.Конст признает и гарантирует МСУ как особый уровень власти в гос-ве, специфическую форму осуществления народовластия, при этом отнеся МСУ к основам конст.строя РФ.2.Конст определяет пределы правового регулирования, организации МСУ для фед.органов гос.власти. 3.Конст закрепляет в соотв с Европейской хартией важнейшие начала организации МСУ, которые являются правовой основой развития всего МСУ. 4.Конст устанавливает важнейшие гарантии прав МСУ.
Территориальные основы МСУ – представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию МСУ. К таким вопросам относятся, например, формирование, состав и граница территории МО, порядок их установления, изменения и т.д.
Вопросы организации власти неразрывно связаны с территориальным устройством гос-ва, поскольку деятельность органов гос.власти осущ-ся и распространяется на определенной территории. МСУ является специфическим уровнем власти и особой формой его осуществления, организованной на самостоятельных принципах, которые отличаются от принципов гос.системы управления. В решении вопросов территориальной организации МСУ должны учитываться следующие принципы: 1.Осуществление МСУ на всей территории РФ; 2.Население не зависимо от его численности не может быть лишено права на осуществление МСУ; 3.Обеспечение эк-ких и организационных условий; 4.Целостность территории МО и возможность их объединения при наличии общих границ; 5.Учет мнения населения, проживающего на данной территории. Организационные основы – это совокупность правовых норм, закрепляющих структуру органов МСУ, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальных служб.
3.Предмет и методы правового регулирования МП РФ.
Предмет МП - общественные отношения, урегулированные нормами МП, возникающие в связи с осуществлением прав граждан на МСУ и решением органами МСУ вопросов местного значения.
Классификация муниципальных общественных отношений в зависимости от организации МСУ: 1.Отношения по реализации задач и функций органов; 2.Отношения, регулирующие внутриорганизационный характер деятельности органов; 3.Отношения, связанные с правом граждан на реализацию МСУ; 4.Отношения, возникающие в связи с реализацией компетенции органов гос.власти. Основными признаками муниципально-правовых отношений являются:1.Отношения возникают, развиваются и прекращаются на основе муниципально-правовых норм; 2.Обязательным субъектом муниципально-правовых отношений является орган МСУ, муниципальное должностное лицо или их представители. 3.Отношения имеют локально-территориальный характер, то есть возникают, развиваются и прекращаются на территории одного муниципального образования; 4.Носят комплексный характер. Структуру общественных отношений составляют субъект и объект. Объектами муниципально-правовых отношений служит то, на что направлены права и обязанности их участников. Объектами могут быть: действия (бездействия) органов и должностных лиц, мат.блага, услуги муниципальных учреждений, ценные бумаги (муниципальные).Основаниями возникновения изменения муниципальных отношений являются юр.факты. Они делятся на события и действия.
В качестве субъектов муниципально-правовых отношений могут выступать:1.Население муниципального образования; 2.Гражданин (житель) муниципального образования; 3.Муниципальное образование; 4.Органы и должностные лица МСУ; 5.Органы гос.власти и гос.должностные лица; 6.Предприятия и орг-ции всех форм собственности и организационно-правовых форм; 7.Органы территориального и общественного самоуправления. Для МП характерно 3 метода регулирования:1.Императивный; 2.Диспозитивный; 3.Метод правовых гарантий. Императивный метод строится на прямом подчинении и субординации. Этот метод основывается на таких способах как запрещение и обязывание. Этот метод заимствован из сферы публичного права. Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права, он позволяет участникам правовых отношений выбирать модель своего поведения. Метод правовых гарантий-это принятие правотворческим органом норм, гарантирующих реализацию тех или иных действий, связанных с правами на осуществление МСУ. Метод гарантий проявляется в том, что гос-во дало право МСУ на судебную защиту и признало субъекты МСУ равными в отношениях с органами гос.власти.
4.МП как отрасль права России (система, источники). Соотношение норм МП с нормами др.отраслей права.
МП рассматривается в трех аспектах – отрасль права, наука, учебная дисциплина. МП как отрасль права представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с организацией МСУ, решение вопросов местного значения непосредственно и (или) через органы МСУ, выполнением отдельных гос.полномочий, взаимодействием с гос и властными структурами, защита прав МСУ. МП сочетает в себе признаки публичных и частных отраслей права. Частный характер МП обусловлен наличием частных интересов и участием в муниципально-правовых отношениях частных субъектов.
Комплексность МП вытекает из того, что муниципальные правовые отношения регулируются нормами различных отраслей права. Наибольшая взаимосвязь с конституционным, административным, финансовым, земельным и экологическим правом. Взаимодействие с конст.правом обусловлено тем, что МСУ является одной из основ конст.строя. МСУ помимо норм, закрепленных в 1-й главе Конст РФ, посвящены еще и 8-я глава, а также некоторые другие статьи. Более того, многие формы прямого волеизъявления, проводимые на муниципальном уровне, регулируются нормами конституционного законодательства. МП также связано с АП. Все внутриорганизационные отношения, возникающие в процессе формирования и деятельности органов МСУ являются предметом изучения АП. Более того, органы МСУ формируются и действуют на тех же принципах, что и органы гос.власти. Муниципально-правовые отношения по формированию и использованию местных финансов, принципы формирования местных бюджетов, бюджетное регулирование муниципальных образований, имеющих в своем составе другие муниципальные образования, и внутригородских муниципальных образований регулируются нормами финансового права. Осуществление органами МСУ природоохранных мероприятий, экологического контроля регулируется нормами экологического права.Источники МСУ: 1.В 1998 году РФ ратифицировала Европейскую хартию МСУ и она положила начало МСУ в РФ. 2.Правовую основу составляет Конституция РФ (глава 8), Конституции (уставы) субъектов. 3.ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ». 4.Указы Президента. 5.Постановление Правительства. 6.Решение Конст.суда РФ «по вопросам МСУ». 7.Законы субъектов. Система отрасли МП:1.МСУ в системе народовластия; 2.Форма организации власти на местном уровне; 3.Основы МСУ (территориальные, экономические, организационные); 4.Компетенция МСУ; 5.Гарантии МСУ; 6.Контроль и надзор за деятельностью органов МСУ; 7.Ответственность органов и должностных лиц МСУ.