Создание банков с иностранными инвестициями
Иностранные инвестиции в банковский капитал несут немалые выгоды: поступление дополнительных финансовых ресурсов, привнесение новейших технологий совершения банковских операций, повышение надежности, культуры и скорости обслуживания клиентов, улучшение связи с мировыми финансовыми рынками. Но в отличие от большинства других отраслей допуск иностранных инвестиций в эту подлежит контролю (необходимость получения разрешения Национального банка страны). Это условие не является дискриминирующим, поскольку аналогичный порядок существует и для учреждения банков национальными инвесторами.
Национальный банк вправе устанавливать для банков с иностранными инвестициями и дочерних банков иностранных банков ограничения в осуществлении банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах применяются аналогичные ограничения деятельности банков с инвестициями граждан или юридических лиц Республики Беларусь.
На территории Республики Беларусь могут создаваться банки с иностранным капиталом на долевой основе и дочерние банки иностранного банка. Иностранный банк может открыть свое представительство, действующее на основании положения о нем и не осуществляющее банковские операции.
Банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия. Банк с иностранными инвестициями должен быть зарегистрирован в Национальном банке Республики Беларусь и для осуществления своей деятельности получить лицензию на осуществление банковской деятельности. При этом право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счетов таких лиц, открытию и ведению счетов в драгоценных металлах, купле-продаже драгоценных металлов, драгоценных камней, размещению драгоценных металлов и драгоценных камней во вклады (депозиты) может быть предоставлено банку не ранее двух лет с даты государственной регистрации при условиях его устойчивого финансового положения в течение последних двух лет и наличия нормативного капитала в размере, установленном Национальным банком.
В целях поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь в соответствии с Банковским Кодексом для банков установлены нормативы безопасного функционирования: минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка, предельный размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде банка, но не более двадцати процентов размера этого фонда; минимальный размер нормативного капитала для действующего банка.
Банковским законодательством предусмотрен минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5 миллионам евро.
Минимальный размер нормативного капитала для действующего банка установлен в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5,0 миллионам евро, для действующего банка имеющего право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц во вклады (депозиты) и открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц - в сумме, эквивалентной 25,0 миллионам евро.
Предельный размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме) в уставном фонде для банка независимо от перечня осуществляемых операций и состава учредителей составляет 20 процентов уставного фонда.
Для формирования и увеличения размера уставного фонда банка могут быть использованы только собственные средства или иное имущество учредителей (участников) банка, принадлежащие им на праве собственности либо в силу иного вещного права.
Уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации банка.
Банки могут осуществлять долгосрочные вложения средств в уставные фонды других юридических лиц, которыми могут быть:
- банки
- предприятия
- небанковские кредитно-финансовые организации
- клиринговые центры
- межбанковские информационные центры
Источником инвестиций банка могут являться свободный остаток прибыли и фонды, образуемые из прибыли (кроме уставного и резервного фондов).
Создание дочерних банков, открытие филиалов банков-резидентов за пределами Республики Беларусь, а также участие банков-резидентов в уставных фондах иностранных банков осуществляются с разрешения Национального банка.
Открытие представительств банков-резидентов за пределами Республики Беларусь осуществляется после предварительного уведомления Национального банка.
Для получения разрешения на создание дочернего банка, открытие филиала банка-резидента за пределами Республики Беларусь либо на участие банка-резидента в уставном фонде иностранного банка в Национальный банк представляются:
– заявление;
– решение уполномоченного органа банка о создании дочернего банка, об открытии филиала банка-резидента за пределами Республики Беларусь либо об участии банка-резидента в уставном фонде иностранного банка;
– экономическое обоснование создания дочернего банка, открытия филиала банка-резидента за пределами Республики Беларусь либо участия банка-резидента в уставном фонде иностранного банка;
– документы, определяющие правовой статус дочернего банка, филиала банка-резидента за пределами Республики Беларусь, либо документы, подтверждающие правовой статус иностранного банка, на участие в уставном фонде которого требуется разрешение;
– разрешение уполномоченного республиканского органа государственного управления, осуществляющего государственное регулирование рынка ценных бумаг, на приобретение ценных бумаг иностранных эмитентов в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (при приобретении банком-резидентом ценных бумаг в уставном фонде иностранного банка).
Решения о выдаче разрешения на создание дочернего банка, открытие филиала банка-резидента за пределами Республики Беларусь, а также на участие банка-резидента в уставном фонде иностранного банка или об отказе в выдаче такого разрешения должны быть приняты в тридцатидневный срок со дня подачи документов. О принятых решениях Национальный банк обязан уведомить банк в письменной форме в пятидневный срок со дня их принятия.
Основаниями для отказа в выдаче разрешения на создание дочернего банка, открытие филиала банка-резидента за пределами Республики Беларусь либо на участие банка-резидента в уставном фонде иностранного банка являются: убыточность банка в течение последних трех месяцев до дня подачи документов, необходимых для получения разрешения; невыполнение банком нормативов безопасного функционирования в течение последних трех месяцев до дня подачи документов, необходимых для получения разрешения.
Отказ в выдаче разрешения на участие банка-резидента в уставном фонде иностранного банка возможен также по основаниям: несоблюдения нормативов участия банка в уставных фондах юридических лиц; отсутствия разрешения уполномоченного республиканского органа государственного управления, осуществляющего государственное регулирование рынка ценных бумаг, на приобретение ценных бумаг иностранных эмитентов в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Отказ в выдаче разрешения на создание дочернего банка, открытие филиала банка-резидента за пределами Республики Беларусь или на участие банка-резидента в уставном фонде иностранного банка либо непринятие Национальным банком в установленный настоящей статьей срок решения могут быть обжалованы банком в хозяйственный суд.
Национальный банк устанавливает нормативы участия банка в уставном фонде одной коммерческой организации и уставных фондах коммерческих организаций в совокупности в виде предельного процентного отношения к нормативному капиталу банка.
В целях надзора за инвестиционной деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций Национальным банком устанавливаются:
– норматив участия банка, небанковской кредитно-финансовой организации в уставном фонде одной коммерческой организации в размере не более 5 процентов от нормативного капитала банка, небанковской кредитно-финансовой организации;
– норматив предельного размера участия банка, небанковской кредитно-финансовой организации в уставных фондах коммерческих организаций в совокупности устанавливается в размере не более 25 процентов от нормативного капитала банка, небанковской кредитно-финансовой организации.
Участие банка, небанковской кредитно-финансовой организации в уставном фонде другого банка, небанковской кредитно-финансовой организации, в том числе в случае увеличения размера и (или) доли его (ее) участия за счет выбытия других участников, перераспределения внутренних источников или иных причин, не связанных с инвестированием средств банка, небанковской кредитно-финансовой организации, допускается только после получения согласия Национального банка.
Участие банка в уставном фонде юридического лица, не являющегося банком или небанковской кредитно-финансовой организацией, в том числе в случае увеличения размера и (или) доли его участия за счет выбытия других участников, перераспределения внутренних источников или иных причин, не связанных с инвестированием средств банка, в результате которых доля участия банка в уставном фонде юридического лица, не являющегося банком или небанковской кредитно-финансовой организацией, превысит 10 процентов (сохранится на уровне, превышающем 10 процентов), допускается только после получения разрешения Национального банка.
Для получения согласия или разрешения Национального банка банк представляет в Национальный банк ходатайство, в котором указываются:
- наименование юридического лица, в уставный фонд которого осуществляются инвестиции;
- виды деятельности, осуществляемые юридическим лицом, информация, характеризующая его деятельность и финансовое состояние (включая сведения о размере уставного фонда, собственного капитала, активах, обязательствах и принимаемых рисках);
- экономическое обоснование целесообразности вложения средств;
- форма инвестиций;
- сумма осуществляемых инвестиций;
- доля предполагаемого участия в уставном фонде юридического лица, в котором участвует банк;
- удельный вес испрашиваемой инвестиции в нормативном капитале банка;
- удельный вес всех инвестиций, с учетом испрашиваемой, в нормативном капитале банка;
- информация о выполнении нормативов минимального размера нормативного капитала и достаточности нормативного капитала банка с учетом осуществляемых инвестиций;
- сведения о наличии задолженности перед бюджетом и (или) государственными целевыми бюджетными и (или) внебюджетными фондами в последние двенадцать месяцев до подачи ходатайства;
- сведения о наличии фактов неудовлетворения требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнения обязательств по платежам в бюджет и (или) государственные целевые бюджетные и (или) внебюджетные фонды в течение трех дней и более со дня наступления даты их исполнения.
Основаниями для отказа в выдаче согласия, разрешения являются: представление неполной и (или) недостоверной информации; наличие убытков у банка; невыполнение установленных нормативов безопасного функционирования; наличие недосозданных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе; несоблюдение требований по формированию обязательных резервов, депонированных в Национальном банке; наличие задолженности перед бюджетом и (или) государственными целевыми бюджетными и (или) внебюджетными фондами в течение последних двенадцати месяцев до подачи ходатайства; наличие фактов неудовлетворения требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и (или) государственные целевые бюджетные и (или) внебюджетные фонды в течение трех дней и более со дня наступления даты их исполнения; недостаточность обоснования целесообразности вложения средств.
Главное управление банковского надзора, рассмотрев представленное ходатайство, готовит заключение о влиянии предполагаемых инвестиций на деятельность и риски банка, возможностях банка по управлению приобретаемыми акциями (долями) и целесообразности удовлетворения ходатайства банка или отказе в выдаче согласия, разрешения.
Решение об удовлетворении ходатайства (отказе) принимается заместителем Председателя Правления, направляющим деятельность Главного управления банковского надзора, а при наличии оснований для отказа решение может приниматься Советом директоров Национального банка.
Данные требования распространяются также на осуществление вложений небанковскими кредитно-финансовыми организациями.